» » » » Клод Блэр - Рыцарские доспехи Европы


Авторские права

Клод Блэр - Рыцарские доспехи Европы

Здесь можно купить и скачать "Клод Блэр - Рыцарские доспехи Европы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство ЦентрполигрАФ, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Клод Блэр - Рыцарские доспехи Европы
Рейтинг:
Название:
Рыцарские доспехи Европы
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-9524-3356-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Рыцарские доспехи Европы"

Описание и краткое содержание "Рыцарские доспехи Европы" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории защитного вооружения средневековой Европы. Автор приводит обзор развития защитного воинского облачения с 1066 года, когда только начиналась эпоха кольчуги, по 1700 год, когда рыцарские доспехи обрели декоративный характер.

Автор подробно прослеживает эволюцию кольчуги, шлема, лат, рукавиц, наплечников и других элементов рыцарского снаряжения, объясняет значение терминов, употребляемых коллекционерами, дает представление о стилях и школах итальянских, германских и французских оружейников. Текст сопровождается многочисленными фотографиями и рисунками образцов защитного вооружения, хранящихся в крупнейших музеях мира.






После 1370 г. латные рукавицы в форме песочных часов, по-видимому, вытеснили все остальные, и до нас дошли многочисленные их образцы. Среди них — две прекрасные пары, хранящиеся в Чербурге (фото 15), сделанные из стали, и латные рукавицы, принадлежавшие Черному Принцу (Эдуарду III), которые находятся в Кентербери и сделаны из позолоченного металла (рис. 106). Обе они сохранили свои внутренние рукавицы, изготовленные, соответственно, из холста и кожи, а на кентер-берийской паре сохранилась и большая часть пластин, закрывавших пальцы. На этих рукавицах видна еще одна модная деталь того периода — небольшие зубцы поверх суставов пальцев. Такие зубцы располагались обычно над костяшками пальцев, но на перчатках Черного Принца они выполнены в виде маленьких литых леопардов (герб принца), один их которых сохранился.

Бацинет оставался самой популярной формой шлема в течение всего описываемого периода. Примерно с 1330 г. нижний край высокого бацинета стал опускаться вниз, закрывая уши и заднюю часть шеи (фото 8). Примерно к 1350 г. оба бацинета — высокий и средний — стали достигать основания шеи и частично закрывать щеки (рис. 12).

Рис. 12. Бацинеты на английских изображениях:

а — сэр Хью Диспенсер, 1349. Тьюксбери, Глостершир; б — сэр Джон Мармион, 1386. Уест-Тонфилд, Йоркшир; в — неизвестный рыцарь, около 1410 г. Мач-Маркл, Херефордшир (совр. графство Херефорд и Вустер)


Таким бацинет оставался до 1420 г. (рис. 17—22). о течение последней четверти XIV в. верхушка шлема отодвигалась все дальше назад, пока в начале XV в. задняя его стенка не стала почти вертикальной. Некоторая часть бацинетов последней четверти XIV в. имела верхнюю часть стрельчатой формы (рис. 19) — однако мода на такие шлемы, по-видимому, существовала только Германии.

Приблизительно с 1330 г. бацинет почти всегда имел предличник, иногда усиленный воротником-бевором (рис. 12), который изготовлялся из одной пластины. Предличник первоначально крепился к внутренней части бацинета, предположительно заклепками, но потом, вероятно в 20-х гг. XIV в., был изобретен новый способ крепления. Ряд крючков (vervelles) располагался по нижнему краю шлема и по бокам лицевого отверстия. Предличник своим верхним краем прикреплялся маленькими колечками к кожаной полосе с отверстиями, которые надевались на крючки. После этого через крючки протягивались веревка, проволока или ремешок, которые привязывались на обоих концах шлема (рис. 12, 17, 20). Благодаря этому предличник крепко держался на своем месте и легко снимался. Такой способ крепления применялся повсюду примерно с 1350 г., хотя с 1370 г. на рисунках крючки часто закрыты специальной лентой (12, б, в). Предличник закрывал все лицо, за исключением носа, глаз и рта, протягиваясь внизу до самых плеч (фото 15). Нижний край его иногда привязывали к юпону с помощью шнурков. Некоторые бацинеты второй половины XIV в. имели несколько клинообразных выступов, расположенных с определенными интервалами позади линии крючков. Они предназначались для отражения удара, нанесенного сверху по системе крепления предличника.

В течение описываемого периода бацинет, не спрятанный под шлем, часто имел забрало. Сначала оно было круглой формы и крепилось по бокам. Иногда его делали съемным, как будет описано ниже. В Германии и Италии приблизительно с 1340 по 1370 г. забрало часто заменяли треугольным наносником, прикрепленным к кольчужному клапану на предличнике. Его привешивали на два штыря на надбровной части бацине-та. Наносник, по-видимому, был подбит снизу толстым слоем ваты, тем не менее отсутствие жесткости делало его очень неудачным средством защиты лица.

В Германии, возможно с 1360 по 1370 г., был изобретен новый способ крепления забрала. Теперь оно навешивалось на петлях в центре своей верхней части к вертикальной перекладине, в которой были просверлены отверстия для штырьков, расположенных в надбровной части шлема. Забрало крепилось к ним точно так же, как и наносник, от которого оно, несомненно, и произошло (рис. 18—19). Такой тип забрала, называемый современным немецким термином клапвизор (Klappvisier), был популярен только в Германии, хотя мы встречаем его на итальянских картинах (например, на фресках Спинелло Аретино 1407—1410 гг. в Сиене). Кроме того, сохранились два уникальных английских рисунка клапвизора на стекле, которые были сделаны в конце XIV в. в Бертсмор-тоне, Вустершир.

Примером самой ранней формы клапвизора может служить забрало бацинета, изготовленного приблизительно в 1360—1370 гг. и хранящегося в музее Зиттен, Швейцария (рис. 18). Он имеет выпуклый профиль, а если смотреть спереди, то его форма напоминает сердце. Снизу он сужается, а наверху расширяется, закрывая тот небольшой участок лица, который не защищен предличником. Два горизонтальных смотровых отверстия снабжены выступающими фланцами для дополнительной защиты глаз. Небольшие отверстия для дыхания, расположенные ниже прорезей для глаз, имеются только справа, что говорит о том, что у рыцарей уже вошло в практику держать копье слева от лошадиной шеи, чтобы нанести удар слева.

В произведениях искусства того времени можно найти изображения забрала, аналогичного зиттенскому, но прикреплявшегося с боков. После 1380 г. забрала обоих типов полностью закрывали лицевое отверстие бацинета и в то же самое время начали выпячиваться вперед в форме купола, или, что встречалось гораздо чаще, конусообразного рыла. Прорези для глаз с фланцами сохранились, но к ним часто добавляли прорези аналогичной формы для рта. Как и прежде, левая сторона рыла, а порой и все рыло имели многочисленные маленькие отверстия для дыхания (фото 15). Введение рыла сопровождалось также широким распространением съемного забрала, крепившегося по бокам, а не в центре. Конец каждого кронштейна для крепления изготовлялся в виде обычной навески. Вытащив шпильку, можно было снять забрало. Концы кронштейнов оставались присоединенными к шлему заклепками. Кстати, шпильки обычно снабжали небольшими цепочками, чтобы они не терялись.

Высокая форма бацинета с элегантно отодвинутой назад верхушкой тульи и забралом описанного типа была самой распространенной формой шлема в Европе с 1380 по 1420 г. Она была настолько популярной, что некоторые авторы называли ее «международной». До нас дошло несколько таких образцов, но самыми примечательными, вне всякого сомнения, остаются два или три бацинета в Чербурге и еще один, когда-то тоже хранившийся в Чербурге, но теперь находящийся в Оружейной палате (Арсенале) Тауэра (IV. 470). Все они, похоже, итальянского производства и отличаются не только высоким качеством, но и прекрасной сохранностью. У всех сохранился предличник, а у двух бацине-тов из Чербурга — еще и первоначальная подкладка, сделанная из белой шерсти и коричневого холста, набитого коровьим волосом, соответственно. Края подкладок наверху имеют фестоны и подгонялись по форме головы с помощью продетой в них тесемки.

Бацинет с забралом в форме «рыла» (рис. 19—22) у коллекционеров XIX в. получил название «собачий шлем». В средневековой Англии его, похоже, называли просто «бацинет с забралом» (или его итальянским или французским эквивалентом), хотя полагают, что прозвище «собачий шлем» здесь тоже употреблялось. И хотя доказательств этому довольно мало 17 , термин этот очень удобен, и я буду следовать современной практике и использовать его в своей книге.

Воротник-бевор, выкованный из одной пластины, о котором говорилось выше, надевали поверх предлични-ка в течение всего описываемого периода, хотя малое число рисунков с его изображением позволяет предположить, что он был довольно редким. В конце XIV в. появилась более совершенная форма бевора, край которого накладывался на бацинет и более или менее совпадал с очертаниями предличника, который он стал постепенно вытеснять. Сначала это была отдельная деталь доспеха, но на прекрасном образце, созданном около 1400 г. и хранящемся в Музее армии в Париже, бевор уже плотно приклепан к бацинету. Такой шлем обычно называют большим бацинетом. Другой образец, еще лучше предыдущего и того же года выпуска, хранится во Дворце дожей в Венеции — весь бацинет вместе с бевором выкован из одного куска железа, за исключением забрала.

Перед тем как закончить разговор о бацинетах, следует упомянуть о довольно странной форме этого шлема (без предличника), часто встречающейся на итальянских картинах второй половины XIV и начала XV в. Верхняя часть этого бацинета имеет обычную форму, но края его лицевого отверстия более круто уходят назад и имеют зачаточный загнутый вверх «хвост». Вместо забрала у этого шлема был заостренный клинышек, иногда выковывавшийся вместе с бацинетом, но чаще приклепывавшийся по бокам. Вероятно, именно такая форма шлема впервые была названа итальянским словом «челата» (celata) 18 , поскольку она, несомненно, явилась предшественником шлема, который носил такое название в XV в. (см. главу 4).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Рыцарские доспехи Европы"

Книги похожие на "Рыцарские доспехи Европы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Клод Блэр

Клод Блэр - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Клод Блэр - Рыцарские доспехи Европы"

Отзывы читателей о книге "Рыцарские доспехи Европы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.