Б. Белозеров - Фронт без границ. 1941–1945 гг.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Фронт без границ. 1941–1945 гг."
Описание и краткое содержание "Фронт без границ. 1941–1945 гг." читать бесплатно онлайн.
В монографии на основе значительного документального материала анализируется место и роль правоохранительных органов в обеспечении безопасности фронта и тыла в годы войны, приводится обширная нормативная база.
Книга предназначена сотрудникам правоохранительных органов, студентам, курсантам и слушателям юридических и исторических факультетов по изучению проблем государственного строительства и права в условиях чрезвычайного и военного периода, ветеранам войны и военной службы, а также всем читателям, интересующимся историей Великой Отечественной войны, и особенно деятельностью правоохранительных органов в обеспечении безопасности фронта и тыла действующей армии.
Особое место в деятельности прокуратуры Ленинграда занимал надзор за следствием в органах милиции. За время войны (с 1 июля 1941 года по 1 августа 1943 года) прокуратурой было направлено в военный трибунал и нарсуды 34 218 дел, расследованных органами милиции. Качество следственной работы органов милиции характеризовалось:
1) прекращением дел прокуратурой — 1647;
2) возвращено дел на доследование прокуратурой — 1525 и возвращено дел на доследование военными трибуналами и народными судами — 724.
Общий процент (11,4) прекращенных и возвращенных дел на доследование свидетельствовал о том, что в органах милиции имело место неосновательное возбуждение дел и привлечение к уголовной ответственности[532]. Именно это и было отражено в справке и.о. военного прокурора Ленинграда военюриста 2 ранга Кузьмина по борьбе с преступностью за период с 1 июля 1941 по 1 августа 1943 года. Прокурорский надзор требовал вмешательства руководства УНКВД в руководство агентурно-оперативной и следственной работой. И на это были основания. Проверка деятельности оперативно-следственных подразделений выявила серьезные нарушения законности и процессуальных норм. Проверка состояния этого вида службы в системе органов внутренних дел показала, что здесь имеется значительное число незаконных обвинений по так называемым «наветам», приведших к необоснованным арестам. В своих многочисленных изданиях начальник УНКВД прямо указывал на многочисленные факты грубого нарушения норм УПК РСФСР, незаконного задержания граждан. Только за 7 месяцев 1943 года были освобождены из-под стражи 125 человек, в том числе и с прекращением уголовного преследования — 54. В приказе УНКВД от 9 августа 1943 года указывалось: «Категорически отказаться от построения обвинения только на признании самого обвиняемого. Всякое признание должно быть подтверждено свидетельскими показаниями, подкреплено документально или другими бесспорными уликовыми данными»[533]. Подобных приказов с мерами наказания виновных в нарушении законности было издано немало.
Также прокуратура вела надзор за следствием в органах Управления НКГБ по Ленинграду и области. За этот же период здесь прокуратурой было прекращено только 0,6 % дел[534].
Следует указать и на то обстоятельство, которое показывает, что работа прокуратуры находится под судебным надзором. Это проявлялось в решении судебных органов по делам, расследованным прокуратурой. За этот же период военными трибуналами было проверено 180 человек (или 36 %) от всего числа оправданных. Народным судом было оправдано 2725 (или 6,1 %) и прекращено 6314 (или 14,2 %) дел, расследованных прокуратурой и органами милиции[535] На Ленинградском фронте и в городе, осуществляя надзор за законностью приговоров военных трибуналов и нарсудов, прокуратура принесла 1501 протест, из которых 80 % были удовлетворены[536].
Безусловно, и на военную прокуратуру, как и на другие органы правосудия, свое негативное воздействие оказывал тот стиль жесткого руководства, который сложился в чрезвычайной обстановке войны.
Исходя из того, что Военный совет выступал как единый орган, определяющий всю военно-мобилизационную и хозяйственно-экономическую жизнь города-фронта, то, естественно, его обращения к институту советской власти были вполне правомерны. И нередко они были чрезвычайно жесткими. Они касались всех сторон жизни и, прежде всего, ответственности руководителей и граждан за выполнение приказов военного времени. 26 июня 1941 года Военный совет Ленинградского военного округа своим постановлением за № 26/620сс, изданным в соответствии со ст. 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. обязал Исполком депутатов трудящихся и Управление НКВД Ленинграда и области возбуждать административное преследование против нарушителей обязательных постановлений Военного совета в течение 24 часов, а виновных в этих нарушениях подвергать лишению свободы сроком до 6 месяцев или штрафу до 3000 руб.[537].
Чтобы не допустить проникновение в Ленинград вражеских шпионов и диверсантов в составе эшелонов с эвакуированным населением, начальник Управления НКВД обязал всех начальников райотделов совместно с военными комендантами на железнодорожных станциях осуществлять тщательную проверку всех пребывающих, выявлять подозрительных лиц и принимать к ним меры в соответствии с законами военного времени[538].
На протяжении всех лет войны административные комиссии постоянно рассматривали дела о нарушениях. За период с 1 января по 16 сентября 1942 года комиссиями было рассмотрено 59455 дел о нарушении обязательных постановлений и по указанным делам подвергнуты штрафу на сумму 6 540 983 руб. 51 394 чел., лишены свободы 1326 чел, получили предупреждение 1653 чел.[539].
Какие же основные нарушения постановлений Военного совета были характерны в первом блокадном году?
К ним относились нарушения приказов по гарнизону: об укреплении революционного порядка, правил светомаскировки, правил поведения при воздушных тревогах и артобстрелах, противопожарных правил; нарушения паспортного режима, решения об экономии электроэнергии; уклонение от трудовой повинности и от обязательной подготовки населения к ПВО; не соблюдение правил о порядке въезда в Ленинград и выезда из Ленинграда, а также решений исполкома от 14 и 19 февраля 1942 г. об ответственности за нарушения противопожарных и санитарных правил, за разрушение жилфонда и др.[540].
Следует отметить, что количество фактически привлеченных к административной ответственности было значительно больше. Во многих случаях административные комиссии ограничивались вызовом нарушителей, их предупреждением или другим малозначительным наказанием, что и было поставлено в вину этим комиссиям, поскольку, например, за такие нарушения, как хищения продкарточек, разрушение и уничтожение государственного имущества, халатное отношение должностных лиц к служебным обязанностям, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» предусматривалась уголовная или дисциплинарная ответственность, а взыскания же объявлялись как административные.
По незаконным решениям административных комиссии военной прокуратурой г. Ленинграда за указанный период было вынесено 1063 протеста[541]. На это и указал военный прокурор Ленфронта дивизионный военный юрист М. Грезов в своей докладной записке 23 сентября 1942 года в Военный совет фронта и горисполком.
Серьезной ответственности подвергались те граждане, которые пренебрегали противопожарными правилами и являлись виновниками или соучастниками в возникновении пожаров. Только в 1942 году по возникшим в Ленинграде пожарам было возбуждено 420 уголовных дел и по ним привлечено к ответственности 447 чел., а также составлено 3182 административных протокола. Судами и трибуналами было рассмотрено 414 уголовных дел на 433 человека. Какие же решения о мерах наказания были приняты? Семь человек были приговорены к высшей мере социальной защиты (расстрелу). В документе Управления пожарной охраны не указываются причины, побудившие военный трибунал вынести такое суровое наказание, но, видимо, эта мера была принята в отношении поджигателей, как явных пособников врага. 151 человек были осуждены на различные сроки лишения свободы (от 1 года до 10 лет), 198 — приговорены к исправительно-трудовым работам сроком от 6 до 12 месяцев. Кроме того, 24 215 человек были оштрафованы на сумму 806 540 рублей[542].
Следует отметить, что в условиях постоянного вражеского обстрела города требования к пожарной охране значительно возросли. Это также обусловливалось и тем обстоятельством, что зимой 1941–1942 года резко увеличилось количество бытовых пожаров. Состояние противопожарной обороны Ленинграда было подвергнуто тщательному обследованию. О масштабах внимания к деятельности пожарной охраны в 1942 году говорят такие данные — по вопросам противопожарной охраны города было принято 31 решение, например: 7 решений (14 и 15 января, 1 и 6 марта, 13 и 16 июля, 7 августа) — Военным советом фронта; 16 — (16 января, 20 февраля, 27 апреля, 22 и 23 мая, 1 и 5 июня. 21 и 28 июля, 30 августа, 20, 22, 24, 26 и 28 октября, 26 ноября) — Ленгорисполкомом; 8 — (16 января, 20 и 25 июня, 8 июля, 1 августа, 5 октября 11 ноября и 16 декабря) — ЛГК ВКП(б)[543].
Военный совет фронта своим постановлением за № 00568 от 14 января 1942 г. и решением Исполкома Ленгорсовета № 47/с от 16 января перевели пожарную охрану на фронтовой паек, чем повысили боевую готовность бойцов к выполнению своих задач. Одновременно для этой службы Военным советом были выделены фонды на горючее — 25 тонн бензина, что позволило более своевременно направлять технику на тушение пожаров.
* * *Одной из ответственных задач, вставших перед всеми органами правопорядка в войне 1941–1945 гг., являлось обеспечение безопасности фронта и тыла действующей армии, охрана заводов, фабрик, железнодорожных и водных коммуникаций, связи, поддержание общественного порядка в городах прифронтовой полосы и глубоком тылу. Выполнение их Правительством СССР возлагалось на войска и органы НКВД. В первую очередь исключительную важность имела задача по охране войскового тыла. На ее выполнение были направлены пограничные и оперативные войска. Нередко в охрану тыловых коммуникаций действующей армии включались и войска по охране железных дорог. Первоначальная численность войск по охране тыла составляла 163 388 чел. Но она не была постоянной, колебалась в зависимости от числа фронтов и их протяженности. По характеру служебно-боевой деятельности они мало чем отличались друг от друга, цели, задачи и тактика их определялись положениями, инструкциями, приказами и постановлениями Военных советов фронтов. В первый год войны им пришлось крайне сложно с выполнением своих функциональных задач. Войсковое командование недооценивало важность охраны своего тыла, излишне часто привлекая войска ОВТ к боевым операциям, оставляя свой тыл открытым. Принятыми мерами было устранено недопонимание армейским командованием места и роли войск охраны тыла, усилено их взаимодействие. ГКО неоднократно подчеркивал важность своевременного выявления всех лиц, которые незаконно пытаются проникнуть в тыл фронта. Специальным постановлением от 18 декабря 1944 года «Об охране тыла и коммуникаций действующей Красной Армии на территории Восточной Пруссии, Польши, Чехословакии, Венгрии и Румынии» Государственный Комитет Обороны уже на завершающем этапе войны потребовал усиления охраны тыловых объектов советских войск, установления порядка на освобожденной территории западных государств, выявления и задержания агентуры противника[544]. Это подчеркивает последовательное понимание высшим командованием Красной Армии важности неослабной охраны войскового тыла.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Фронт без границ. 1941–1945 гг."
Книги похожие на "Фронт без границ. 1941–1945 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Б. Белозеров - Фронт без границ. 1941–1945 гг."
Отзывы читателей о книге "Фронт без границ. 1941–1945 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.