» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






Недостаток истребителей сопровождения приводил к тому, что некоторые группы штурмовиков вынужденно вылетали на боевое задание без прикрытия. В ряде случаев это привело к неоправданным потерям. Так, четверка Ил-2 198-го шап 233-й шад, ведомая командиром эскадрильи капитаном В. А. Малинкиным, атакуя колонну автомобилей на дороге из Дурнево в Сорокино, была атакована шестеркой Bf-110. Удачным маневром будущему дважды Герою Советского Союза лейтенанту А. Н. Ефимову удалось зайти в хвост одному из «сто десятых», который, в свою очередь, атаковал самолет комэска. С дистанции 20–25 метров советский летчик поразил левый мотор «мессершмитта», из которого повалил густой черный дым с языками пламени. В это время шедшая в хвосте самолета А. Н. Ефимова пара Bf-110, в свою очередь, открыла огонь по штурмовику. Из-за попадания пули в патрон, находящийся в подающих пальцах, у пулемета стрелка сержанта Доброва образовалась задержка. В этот критический момент Добров не растерялся, выстрелив в лоб атакующих «мессеров» из ракетницы, после чего оба немца резко ушли вправо. В это время остальные Bf-110 атаковали Ил-2 В. А. Малинкина, по всей видимости, убив или ранив стрелка. Вскоре горящий самолет комэска врезался в землю. Не вернулись с боевого задания и другие два экипажа, ставшие также жертвами немецких истребителей.

Анализируя список потерь 6-го воздушного флота за 13 июля, можно предположить, что в полосе действия 1-й воздушной армии они составили около 7–9 самолетов. В воздушном бою западнее Болхова пропал без вести Альберт Вальтер (Walter Albert) из штабной эскадрильи JG51, имевший на своем счету 35 побед. Последний раз его «фокке-вульф» видели преследующим группу штурмовиков. Несколько западнее аналогичная судьба постигла Питера Бремера (Bremer Peter) из 1./JG54, успевшего одержать 40 побед. Согласно советским документам, этот пилот был сбит в воздушном бою и попал в плен.

Особенностью второго дня боев стали большие потери среди самолетов Ju-88, составившие восемь машин, в том числе три тяжелых истребителя модификации С-6 из состава III/KG1 и III/KG51. Большинство из «юнкерсов» было сбито в полосе Брянского фронта. Однако документы 1-й воздушной армии отмечают, что истребителями 2-го иак было уничтожено несколько «восемьдесят восьмых», действовавших в районе аэродромов соединения. Первыми успеха добились пилоты 1-го гв. иап, сбившие в районе Сухиничей одиночный Ju-88. Немного позднее еще один самолет этого типа был сбит в этом же районе пилотами пары 2-го гв. иап. Возможно, что жертвами советских пилотов стали как раз упоминавшиеся нами Ju-88С-6. Из нашедших подтверждения побед истребителей 1-й воздушной армии отметим также победу младшего лейтенанта А. И. Майорова. В районе Козельска он сбил He-111 из состава 4./KG4, три человека из состава экипажа которого попали в плен.

Потери группы «охотников» I/ZG1 за первые два дня боев, на первый взгляд, были не столь значительны — три Bf-110, включая противотанковый Bf-110G-2/R1 из состава Pz.Jg.St/ZG1, были потеряны безвозвратно, а еще два получили повреждения. Тем не менее одним из погибших пилотов оказался командир эскадры ZG1 кавалер Рыцарского креста майор Йоахим Блехшмидт (Blechschmidt Joachim), имевший на момент гибели 17 воздушных побед. До этого Блехшмидт командовал группой I/ZG1. Передав ее в начале апреля гауптману Вилфриду Германну (Hermann Wilfried), Блехшмидт получил должность коммодора эскадры. Новый командир I/ZG1 не намного пережил своего командира. Уже на следующий день, 14 июля, юго-восточнее Крапивны его Bf-110G-2 был сбит зенитной артиллерией. Таким образом, за три дня боев эскадра и ее первая группа оказались практически обезглавлены.

Возвращаясь к гибели Блехшмидта, отметим, что, вероятно, его самолет был сбит вечером в стычке с Як-9 французской эскадрильи «Нормандия». В ходе этого боя восьмерка французов атаковала большую группу «сто десятых», и точная очередь капитана Литольфа поставила точку в карьере немецкого аса. Кроме того, французские пилоты заявили об уничтожении еще двух немецких самолетов.

Забегая вперед, скажем, что нагрузка, выпавшая на личный состав «Нормандии», действовавшей в составе 303-й иад, возрастала день ото дня, достигнув своего пика 16 июля. В этот день все десять проведенных воздушных боев 303-й иад числятся за французскими авиаторами. Из них только два оказались результативными. В первом бою французским летчикам удалось уничтожить в районе Знаменское пару Bf-110 и один FW-189. Второй бой сложился для экипажей «Нормандии» крайне неудачно. Атаковав в районе Красниково группу, насчитывавшую до 20 Ju-87, пилоты «яков» прозевали атаку шестерки «фокке-вульфов». В результате на свой аэродром не вернулись капитан Литольф, лейтенанты Кастелен и Бернаван. На следующий день список потерь части также составили три пилота — эскадрилья лишилась своего командира майора Тюляна, который погиб вместе с лейтенантами Бермани и Бегеном при сопровождении штурмовиков 224-й шад[221].

Успехи истребительной авиации 1-й воздушной армии в ходе боев 12–13 июля были достигнуты при относительно слабом противодействии противника. По итогам 13 июля командование 1-й воздушной армии отметило, что большинство недостатков, выявленных в предыдущие дни, удалось устранить. Действия истребителей стали более организованные и целенаправленные. Однако, как отмечал командующий 1-й воздушной армией генерал-лейтенант М. М. Громов, среди экипажей велика еще была самоуспокоенность, вызванная низкой активностью авиации противника. В своем приказе 2-му иак на 14 июля М. М. Громов отмечал: «Завтра ожидается усиление авиации противника, что может вызвать большие потери, при наличии беспечности и нечеткой работы наших летчиков…. Летчикам Благовещенского быть готовыми не только к отражению, но и к разгрому ненавистного врага»[222].

События следующего дня показали, что командующий как в воду глядел. 14 июля активность немецких экипажей резко возросла. Нанеся 13 июля тяжелые потери частям 15-й воздушной армии, основные силы 6-го воздушного флота на следующий день были брошены против наступающих частей 11-й гвардейской армии. Налетами больших групп бомбардировщиков немецкое командование стремилось задержать продвижение войск И. Х. Баграмяна до подхода частей 18-й и 20-й танковых дивизий. Советские посты ВНОС зафиксировали 14 июля в полосе 11-й гвардейской армии свыше 600 самолето-пролетов немецких самолетов. Немецкие документы утверждают, что на самом деле авиаторы 6-го воздушного флота поднимались в воздух 979 раз. При этом 410 самолето-вылетов приходится на соединения Ju-87, еще 250 выполнили пилоты двухмоторных бомбардировщиков и тяжелых истребителей.

Несмотря на неблагоприятные метеорологические условия, большую активность на третий день боев развили экипажи двухмоторных бомбардировщиков. Наблюдателями было зафиксировано свыше 300 самолето-пролетов этих машин. Штаб 2-го иак, указывая на изменения в воздушной обстановке и тактике противника, отмечал: «Над полем боя создалась напряженная воздушная обстановка, наши летчики вели воздушные бои с превосходящими их группами авиации противника. Своих истребителей противник стал использовать для очищения поля боя»[223].

Бомбардировка производилась немецкими экипажами в основном с горизонтального полета с высоты 3000–3500 метров. Ее эффективность, согласно оценкам штаба 1-й воздушной армии, была чрезвычайно низкой, а «воздействие, оказываемое ими на наземные войска, было преимущественно моральным»[224]. Уповая на опыт боев начала июля, группы «хейнкелей» и «юнкерсов» нередко появлялись над полем боя без истребительного прикрытия, что привело к тяжелым потерям. По результатам 14 июля, на свои аэродромы не вернулось 26 самолетов — 9 FW-190, 9 He-111, 4 Ju-87 и 4 Ju-88. Из этого числа 20 самолетов было потеряно безвозвратно. Особенно серьезно пострадала эскадра KG53, лишившаяся 6 He-111. Отметим, что большинство двухмоторных бомбардировщиков было сбито истребителями 1-й воздушной армии.

Основной успех в воздушных боях сопутствовал экипажам 2-го иак, заявившим об уничтожении в 49 воздушных боях 80 самолетов противника. По типам это распределение выглядело следующим образом — FW-190 — 27, Bf-109—1, Bf-110 — 5, Ju-87 — 15, Ju-88 — 25, He-111 — 6, FW-189 — 4. Однако потери соединения были также велики — на свои аэродромы не вернулось 25 истребителей. Еще 15 побед одержали авиаторы 303-й и 309-й иад.

Документы 1-й воздушной армии особенно выделяют воздушный бой, который произошел в районе Маринка. До 60 бомбардировщиков He-111, возвращаясь с боевого задания, подверглись атаке трех советских истребителей. В ходе воздушного боя на замыкающую шестерку только одному краснозвездному истребителю на глазах наземных войск удалось одного за другим сбить три «хейнкеля». В это же время пара истребителей подбила еще два «сто одиннадцатых», которые совершили вынужденную посадку в поле. Из всей группы только один «хейнкель» смог оторваться и уйти на свою территорию. Удивительно, но штаб 1-й воздушной армии так и не смог определить, летчики какой части провели столь результативный бой. Согласно версии российского авиационного исследователя М. Быкова, возможно, эту убедительную победу одержала группа 2-го гв. иап 322-й иад, которой в период 18:10–19:10 в районе Ягодная — Берестна было сбито 4 He-111. Победы одержали летчики старший лейтенант Н. П. Пушкин (Герой Советского Союза с 2.9.43), старший лейтенант Ф. М. Лебедев (Герой Советского Союза с 27.6.45), лейтенант М. Е. Рябцев (Герой Советского Союза с 27.6.45) и младший лейтенант Т. Г. Калинин.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.