» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






Начиная с 19 июля командование Центрального фронта предприняло несколько попыток развернуть наступление. При этом центр ударов постепенно смещался от правофланговой 48-й армии генерал-лейтенанта П. Л. Романенко до полосы действовавшей западнее 70-й армии генерал-лейтенанта И. В. Галанина. Наибольший успех сопутствовал войскам 48-й армии, которым удалось выйти в район Змиевка, и к 25 июля приблизиться к Яковлево, расположенному приблизительно в 30 километрах юго-восточнее Орла. По всей видимости, именно этот успех послужил причиной передачи Центральному фронту 3-й гвардейской танковой армии, которая должна была быть введена в бой на фронте объединения П. Л. Романенко. Напомним, что до этого 3-я гвардейская танковая армия без особого успеха вела наступательные бои севернее, в районе Становой Колодезь. Теперь танкистам предстояло нанести удар на тот же Становой Колодезь, но уже в составе Центрального фронта.

Инициатором передачи армии П. С. Рыбалко являлся сам Сталин. Верховный был уверен в том, что войскам под руководством К. К. Рокоссовского удастся добиться успеха. Однако наступление 48-й армии при поддержке 3-й гвардейской танковой армии, предпринятое 28 июля, через три дня было практически повсеместно приостановлено. Наступавшая западнее 70-я армия, усиленная танками генерала А. Г. Родина, также особых успехов не достигла. Командование группы армий «Центр», обнаружив скопление техники в районе Чернь, подвергло его налетам штурмовой и бомбардировочной авиации. Характеризуя бои 26 июля, штаб группы армий «Центр» отмечал, что массированные удары бомбардировочной авиации принесли заметное облегчение войскам 47-го танкового корпуса. Сосредоточенная в это время в полосе 48-й армии 3-я гвардейская танковая армия в ходе тяжелых наступательных боев 28 и 29 июля успеха не имела, наткнувшись в районе Малая Рыбница на мощный противотанковый кулак из 15 батарей, дивизиона ПТО. Точный огонь вражеской артиллерии, а также слабая поддержка собственной привели к тому, что бои в районе Малая Рыбница — Философово безуспешно велись до 31 июля.

Тем не менее положение немецких войск, обороняющихся южнее Орла, становилось все более тревожным день ото дня. Командование Центрального фронта сколотило мощную ударную группировку в полосе наступления 70-й армии. Здесь были сосредоточены 2-я танковая армия и 9-й танковый корпус, которые во второй половине августа нанесли мощный удар по начавшим еще ночью отход к реке Крома немецким войскам. Основной задачей танковых соединений был прорыв к реке Крома и ее форсирование с хода. 48-я армия, наступая в северо-западном направлении, также начала успешное продвижение в район рек Крома и Ока. Штаб 16-й воздушной армии получил приказ командующего фронтом на развертывание активных боевых действий на путях отхода противника.

Понимая, что выход и успешное форсирование советскими частями реки Крома может привести к расчленению войск 9-й армии, немецкое командование сосредоточило действия авиации 6-го воздушного флота по передовым частям советских танковых соединений, имея главной задачей обеспечить отход за реку частей 9-й армии. Начиная с 1 августа налеты немецких самолетов на боевые порядки 9-го танкового корпуса стали приобретать все больший размах. Так, 2 августа из 344 вылетов двухмоторных бомбардировщиков 193 пришлись на район южнее Кром. Показатели активности соединений Ju-87 оказались еще выше, из 587 вылетов этих самолетов почти 500 были совершены в районах южнее и юго-западнее Орла. При этом, по докладам экипажей, было уничтожено 55 и повреждено 12 советских танков, а также 91 автомашина[266].

Документы 9-го танкового корпуса свидетельствуют, что с 6:00 2 августа группа из 50–60 немецких бомбардировщиков атаковала боевые порядки корпуса. При этом КП 9-го танкового корпуса, находившийся в районе Жерновец, трижды подвергался ожесточенной бомбежке. Был ранен заместитель командира корпуса генерал-майор Б. С. Бахаров, контужены командир 8-й мотострелковой бригады полковник Бояринов и 95-й танковой бригады полковник Галушко. 70 человек было убито, а еще 65 ранено. За весь день над частями корпуса было отмечено около 840 самолето-пролетов авиации противника.

Документы 9-го танкового корпуса отмечают то тяжелое положение, в которое попали части соединения 2 августа. Фактически корпус оказался лишен истребительного прикрытия, о чем свидетельствуют строки из боевого донесения его командира генерал-лейтенанта С. И. Богданова: «В результате многократных налетов авиации (до 600) противника половина радиосредств вышла из строя. Держать связь со штабом фронта впредь не могу, рация РАФ сгорела при бомбежке. Прошу срочно дать радиостанцию РАФ взамен сгоревшей. Прошу дать надежное прикрытие с воздуха района действий частей корпуса»[267]. Отметим, что общие потери корпуса за 2 августа составили 23 Т-34 и 16 Т-60. При этом зенитным огнем с земли было сбито 7 бомбардировщиков противника.

3 августа положение танкистов С. И. Богданова стало еще более сложным, так как к налетам вражеской авиации добавились удары собственных авиаторов. За весь день было отмечено 5 налетов (!) краснозвездных самолетов на боевые порядки корпуса. Однако этот, из ряда вон выходящий случай никак не повлиял на действия авиаторов генерала С. И. Руденко. В последующие дни было отмечено еще несколько ударов по своим танкам и пехоте. В боевом донесении командира 9-го танкового корпуса за 4 августа в очередной раз отмечалось: «Прямой связи с 16 ВА не имею. Наша авиация снова бомбит свои войска»[268].

Причины такой несогласованности действий танкистов и авиаторов можно частично найти в документах 6-го сак. Его экипажи особенно подчеркивали трудности в отыскании переднего края противника, который не обозначался нашими наземными войсками, при том, что основные объекты ударов зачастую лежали от него всего в 1,5–2 километрах. Неудивительно, что при таком чрезвычайно низком уровне взаимодействия наземных сил и авиации не удалось на плечах отступающего противника форсировать реку Крома и развить наступление в сторону шоссе Орел — Карачев. Немецким войскам, в основном пехотным дивизиям, прикрываемым активными действиями своей авиации, удалось оторваться от преследующих их советских танков.

Оценка происходящего со стороны командиров истребительных частей и соединений была намного более благодушной, чем у танкистов. Так, например, штаб 6-го иак, признавая, что бомбардировка производилась противником на глубину 6–12 километров, в то же время отмечал: «Главным объектом на этом (кромском. — Прим. авт.) направлении, как видимо, были танки 2-й и 3-й танковых армий. Так как последние свое дислоцирование меняли часто, то и бомбардировочные удары немцев по буграм и лощинам на участке в районе Ржава, Бельдяшки были почти всегда впустую»[269].

Выход войск Центрального фронта в район Кромы сопровождался резким усилением борьбы за господство в воздухе с обеих сторон. Командованию 9-й армии необходимо было выиграть время для отхода своих частей на север, обеспечив надежную оборону по реке Крома, а также, по возможности, сорвать попытки ее форсирования советскими частями. Как и во многих других подобных случаях, одним из наиболее эффективных инструментов в руках генерала Моделя являлась ударная авиация 6-го воздушного флота.

Согласно документам, количество вылетов 16-й воздушной армии, начиная с 1 августа, по сравнению с предыдущим днем выросло с 294 до 808 самолето-вылетов. 2 августа летчики генерала С. И. Руденко уже 1312 раз поднимались в воздух. В каждый из дней с 3 по 5 августа напряжение действий 16-й воздушной армии составило около 1000 вылетов. Соответствовал интенсивности использования авиации и накал воздушных боев. Так, например, 1 августа истребителями 16-й воздушной армии было проведено 13 воздушных боев и сбито 18 самолетов противника при потере 12 своих. На следующий день, 2 августа, количество воздушных боев увеличилось вдвое — в 37 воздушных боях было зафиксировано 72 сбитых немецких самолетов при потере 40 своих машин. 15 истребителей из этого числа недосчитались полки 6-го иак, впервые понесшего такие серьезные потери с завершения оборонительной операции. Несколько меньшие показатели соответствуют периоду с 3 по 5 августа, когда в ходе 92 воздушных боев был уничтожен 121 самолет противника. При этом собственные потери за пять дней составили 121 самолет.

Оперсводки истребительных полков, принимавших участие в боях, пестрят цифрами побед. Особенно отличились пилоты 67-го гв. иап 1-й гв. иад. Напомним, что практически весь июль этот полк, вооруженный «Аэрокобрами», находился в резерве командующего 16-й воздушной армии. Только с резким обострением обстановки в конце июля — начале августа гвардейцы были брошены в бой, записав за период с 1 по 4 августа 52 сбитых немецких самолета. Среди несомненных успехов экипажей 67-го гв. иап стала гибель в воздушном бою командира I/JG54 Герхарда Хомута (Homuth Gerhard), имевшего на личном счету 63 победы. Установить имя советского летчика, сбившего командира 1-й группы 54-й эскадры, уже не представляется возможным. За 2 августа летчиками 67-го гв. иап было заявлено об уничтожении 13 «фокке-вульфов», в то время как реальные потери немецкой стороны, кроме самолета Хомута, составили 2 FW-190 из состава I/JG51 и FW-190F-3 из 3./SchG1. Еще 3 самолета этого типа получили повреждения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.