Шантепи Сосей - Иллюстрированная история религий

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Иллюстрированная история религий"
Описание и краткое содержание "Иллюстрированная история религий" читать бесплатно онлайн.
Директмедиа Паблишинг Москва 2008
"Иллюстрированная история религий" уже по замыслу своего создателя, профессора теологии из Амстердама Д.П.Шантепи-де-ля Сосея, была предназначена для всех, кто действительно интересуется историей религиозных воззрений разных народов. Материал для этого энциклопедического издания базируется исключительно на первоисточниках, которые изучались авторами на языках оригиналов. Однако изложен он популярно, с расчетом на широкую аудиторию читателей. Книга богато иллюстрирована, в ней представлены изображения богов у разных народов, предметов религиозного культа, реликвий и святынь.
Составлена в сотрудничестве д-ра Т.Ахелиса (Бремен), проф. Д-ра И. де Гроота (Лейден), проф. Д-ра А.Гольверда (Лейден), проф. д-ра М.Гутсма (Утрехт), д-ра Ф.Иеремиас (Дрезден-Трахенберге), главн. библиотекаря Г.Ланге (Копенгаген), д-ра Э.Леманна (Копенгаген), проф. д-ра И.Валетона (Утрехт). Перевод с третьяго вновь переработаннаго немецкаго издания Якова-Она. Русское издание дополнено редакцией и снабжено множеством рисунков в тексте, отдельных картин, таблиц и хромолитографий.
Тома 1-2. Спб.: Издательство «Вестник знания» (В.Битнера), [1913]. Книга вышла в серии «Научная библиотека: Собрание капитальных сочинений из всех областей знания», редактор-издатель В.В.Битнер [Отдел этический].
В издании представлены практически все нехристианские религии. Первый том посвящен религии первобытных народов, а также китайцев, японцев, египтян, семитских народов Передней Азии, иудаизму и исламу. Рассказывается о верованиях африканских племен, их представлениях о мире, о жестоких культах ацтеков, в ходе которых в жертву богам приносились сердца лучших воинов, о религиозных представлениях народов Океании и т.д.
Второй том "Иллюстрированной истории религий" содержит разделы, в которых рассматриваются ведийская и браманская религии, джайнизм, буддизм, индуизм, зороастризм, а также греческие и римские культы. Уделено внимание и балто-славянским верованиям. Внимание в книге, таким образом, обращается на все крупные традиционные религии. Важно еще и то, что издание готовилось большой группой ученых, каждый из которых являлся специалистом в своей области – славянских, древнегреческих и др. культах. Большой мифологический и этнографический материал, представленный в книге, дает простор для сравнений, поисков общих черт в религиозных системах разных народов, древнейших мифологических сюжетов, кочующих из культуры в культуру.
Настоящее издание отличается большой пестротой в своем содержании. Обусловлено это тем, что для углубления специализации к созданию тех или иных отделов двухтомника были привлечены исследователи, изучавшие определенные религии и культуры, то есть узкие специалисты, чьи знания в областях их специализации были особенно полны и всеобъемлющи. Достичь некоего единства мнений между ними даже по самым базовым понятиям не удалось. Но это и придает книге дополнительное очарование, поскольку научные поиски еще не привели к созданию жесткой схемы.
Невозможно точно определить границы между богами, охраняющими отдельные моменты жизни, и общими абстракциями, так как те и другие установлены сходными духовными процессами.
Лар
Такие существа, как Стрения, Мене, принадлежат обоим. Но мы должны особенно подчеркнуть этот характер всеобщего одухотворения жизни и мира, ведущий к образованию абстракций. Эта черта принадлежит к древнейшим в римской религии и замечается еще и в позднейших ее фазах, когда за самостоятельные существа считались dementia или Providentia обоготворенных императоров. Разные добродетели: свобода, счастье, мир и т.п. – не только были обожествлены в римской религии, но они были прямо богами, которым был посвящен культ: воздвигались храмы, статуи, алтари таким существам, как Pax, Fides, Victoria, Spes", libertas, bonus Eventus, Virtus, Concordia, Pudicitia, Pietas (мир, верность, победа, надежда, свобода, удача, мужество, согласие, целомудрие, благочестие). Между всеми этими богами более всего чествовалась богиня счастья, счастливого случая Фортуна. Она имела многие храмы в Риме и в его окрестностях, и в честь ее учреждены были многие культы. Два ее древнейшие святилища основаны были, по преданию, Сервием Туллием, из коих одно было на правом берегу Тибра, куда на веселый праздник 24 июня собирались преимущественно чернь и рабы; другое было на Бычьем форуме – рынке, где Фортуну представляло скрытое изображение, с которым были связаны разные саги. Кроме того, она почиталась под различными названиями, как Fortuna publica (или populi Romani) общественная, Fortuna muliebris – женская, в воспоминание достигнутого римскими женщинами отступления Кориолана. Были еще: Fortuna equestris – конная, Fortuna barbata – бородатая, которой юноши посвящали первую бороду, и т.д. Эти Фортуны как вообще, так и для отдельных классов и на особенные случаи, вполне отвечают римским воззрениям; представление же о стоящей выше богов непреклонной силе рока было чуждо римлянам, хотя оно, по-видимому, лежало в основе служения Fortuna Primigenia – Первородной – в Пренесте, признававшейся за мать Юпитера и Юноны.
Как жизнь и мир во всех своих частях находились под духовными влияниями, так и смерть и подземный мир имели в религии своих представителей; правда, они были немногочисленны и римляне не выработали собственного представления о царстве смерти, а свои мнения о нем большей частью заимствовали у греков. Главною фигурой был Orcus – бог подземного мира, тождественный с diis pater (хотя этого не признает Преллер). Он похищал живых и низводил их в свое мрачное царство, но чтобы имя Orcus означало иногда это царство, а не самого бога, этого нельзя доказать ни из одного писателя древности. Orcus принадлежал к почетнейшим богам культа; Варрон причисляет его к dii selecti.
Прочие dii inferi были души умерших, которых, выражаясь эвфемистически, называли добрыми Manes или также еще молчаливыми (Silentes). Культ душ предков, dii Manes (D. М. – на многих могильных надписях), был в Риме очень древним; культ же героев был не римский, а во всех случаях, когда он существовал, перешел от греков. Тело умершего торжественно провожалось до места погребения. В похоронных процессиях участвовали и предки, в лице людей, имевших их маски и атрибуты. В десятый день совершалось угощение и приносилась жертва (sacrificium novemdiale – девятидневное жертвоприношение, feriare denicales погребальная жертва) и, кроме того, близкие покойника в течение года не раз приносили ему на его могиле дары; постоянно же совершалось это в dies parentales (с 13 до 21 февраля; последний день 21 февраля назывался feralia). Эти дни считались общественными праздниками, а 22 февраля был фамильным праздником – Caristia. Были также заброшенные, не примиренные духи, являвшиеся в виде злых привидений – они назывались Лемурами и Ларвами и в ночи на 9, 11 и 13 мая (Lemuria) домохозяева выгоняли их из дома, бросая им черные бобы.
Веста и Лары
Часто для обозначения духовных существ встречается название Гений. Слово это употреблялось или в единственном числе, как у Варрона, и тогда оно обозначало одного бога (которого Варрон считает в числе двадцати богов), или во множественном числе, и тогда оно относилось к целому классу божеств. Гений считался духом-защитником каждого отдельного человека. Гений также считался за производителя, поэтому брачное ложе ставилось под особую защиту Гения. Но кроме этого, гении были хранителями определенных мест и предметов. Их символом была змея; позднее их идолы получили человеческий вид. Замечательно, что как муж имел своего гения, так и жена имела свою Юнону (Juno); таким образом, Юнона была женским гением. Не только отдельные личности и места, но также семейства, города и народы имели своих гениев; о почитании Гения populi romani упоминается в первый раз во время второй Пунической войны. Во время императоров сильно возвысился культ гениев, именно гения императора. Даже у богов были свои гении и юноны, – так, были храмы, посвященные Jovi Libero или Jovi Genio и т.д. Было еще другое название для божественных существ Semones, древность которого доказывается именем Semo Sanctis в клятвах и присутствием его в песне арвальских братьев.
К истории культуры Рима. В середине мраморный алтарь, позади него две весталки. Спереди внизу вазы и чаши. Справа канделябры из мрамора и бронзы. Слева треножник с бронзовым столом. Сверху вазы, музыкальные инструменты и украшения
Точное объяснение значения этого слова уже невозможно, но если правильно предположение, что Semo стоит в связи с semen, serere, то Семоны имеют одинаковое значение с гениями. Вероятно, впрочем, что оба названия не относятся к особым классам богов, но понимаются как общие имена для духовных или божественных существ. Несомненно, что и сами древние римляне не проводили строгой границы между Майами, Гениями, Ларами; поэтому и нам следует остерегаться, чтобы те оттенки, которые во всяком случае чувствуются в этих словах, не возвести в степень строго различных понятий.
Между духами-охранителями дома и жизни прежде всего выдаются два обширных класса: Лары и Пенаты. Слово Лары опять-таки есть совершенно общее обозначение для духовных существ; еще в древности Лары понимались как вид гениев, и в действительности они были тоже духами-покровителями; но, с другой стороны, они близко подходили к душам предков – Манам. Мать Ларов называлась Mana genita, Mania Lara, Larunda, Acca Larentia и ее понимали как богиню смерти или богиню земли (Acca Larentia стояла в тесном соотношении с Tellus, Dea Dia и т.д. или даже была с ними тождественна). В этих именах уже проглядывала тесная связь. Лары ревностно почитались в доме, в дороге, на полях и в городе. Первоначально они стояли в связи с местами так же, как гении с лицами. В доме их место было у очага вместе с Пенатами; эта группа домашних богов называлась просто тоже Ларами; собственно она состояла из одного Лара и двух Пенатов. Семейный Лар (Lar familiaris) был покровителем семьи, тождественным с Гением рода genius generis, и в некоторых повествованиях он является как прародитель или первый предок. Сношения вне дома и в пути состояли под защитою Lares compitales (находящихся на перекрестке) или viales (дорожных); последние имели многочисленные часовни, в которых им приносились в дар сельские произведения. Защитниками и охранителями города были Lares praestites. Поэтому служение Ларам было равно важно и внутри и вне дома; оно принадлежало к древнейшим культам; песня арвальских братьев начинается с призывания Ларов. Во времена императоров этот культ получил новое значение потому, что гений Августа был принят в число Ларов и сделался предметом общественного почитания. Вместе с Ларами мы упомянули о Пенатах, последние были в тесной связи с Вестой. В доме Пенаты, подобно Ларам, имели значение защитников и дружественных духов, которым предлагалась пища и которых семья чествовала в священном средоточии дома – у очага. На них лежала преимущественно забота о продовольствии, о насущном хлебе, и в общественном культе Penates publici, вместе с Вестою, стояли в самой внутренней части святилища – Aedes Vestae.
Внутренность римского дома
Среди этих разрядов духов не особенно выдавались духи природы, однако и в них не было недостатка; так, под разными именами были духи лесов и источников, но их культ долго не был так важен, как, например, культ бога Термина, который охранял пограничные знаки. Замечательно, что и боги, представлявшие природу, являлись по преимуществу представителями ее отношений к человеческой культуре: боги земли защищали земледелие, liber pater – виноделие, Церера – хлебные растения, Венера – садоводство, Вулкан или Mulciber не был богом огненного элемента, а искусным кузнецом. Служение природе в римской религии было скудно, и по отношению к высшим богам оно не выступало на первый план. Конечно, некоторые обряды находились в связи со сменой времен года и в некоторых образах богов просвечивает их природное значение, которое может открывать сравнительная мифология; но у римлян исторического времени эта связь была забыта и они видели в богах только защитников общественной и частной жизни.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Иллюстрированная история религий"
Книги похожие на "Иллюстрированная история религий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Шантепи Сосей - Иллюстрированная история религий"
Отзывы читателей о книге "Иллюстрированная история религий", комментарии и мнения людей о произведении.