» » » » Алексей Шишов - Помни войну


Авторские права

Алексей Шишов - Помни войну

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Шишов - Помни войну" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство ООО «Издательство Астрель»: 000 «Издательство ACT», год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Шишов - Помни войну
Рейтинг:
Название:
Помни войну
Издательство:
ООО «Издательство Астрель»: 000 «Издательство ACT»
Год:
2004
ISBN:
5-17-020348-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Помни войну"

Описание и краткое содержание "Помни войну" читать бесплатно онлайн.



О жизни прославленного флотоводца, полярного исследователя, кораблестроителя, «последнего выдающегося адмирала российского флота» С. О. Макарова (1848-1904) рассказывает новый роман известного писателя-историка Алексея Шишова.






— Степан Осипович, вы измерили по карте расстояние до оазиса племени текинцев?

— Да. По моим расчетам получается почти четыреста верст. Если считать, разумеется, от берега Каспия по прямой.

— То-то, что по прямой. А в пустыне, где колодцев и родников в предгорьях раз-два, и обчелся, прямой путь никак не вычислишь. Его просто быть не может.

— Тогда у отряда вся надежда остается на корабли пустыни, Дмитрий Михайлович.

— Оренбургский и туркестанский губернаторы пообещали прислать тридцать тысяч верблюдов с погонщиками.

— Прислали?

— Прислали почти всех обещанных. Но к наступлению местной зимы половина верблюдов подохла. И с оставшейся половиной в отряде не умеют обращаться. Не знают, как и чем накормить животных. А тут еще верблюжьи болезни. Такая напасть.

— Но есть же ветеринарные врачи. Их-то учили лечить животных в училищах.

— Учили хорошо лечить только лошадей. Кавалерийских, артиллерийских, обозных. Но только не верблюдов.

— Что ж, вырисовывается не самая обнадеживающая картина. Воду везти надо. Боевые припасы надо. Провиант надо. Больных и раненых тоже надо.

— Что можете посоветовать, Степан Осипович? Вы ведь в экспедиции главный морской транспортник.

— От верблюдов отказываться нам нельзя. От них в пустыне зависит успех боев с текинцами.

— Не только бои, но и взятие крепости Геок-Тепею.

— Тогда надо проработать такой вариант, как строительство железной дороги через текинскую пустыню. Об этом, Дмитрий Михайлович, вы, как я наслышан, разговор в столице уже вели.

— Да, речь о строительстве Закаспийской железной дороги велась. Но она в экспедиций будет подсобной. И вести ее надо от Красноводска до Кизыл-Арвата.

— Это ваша идея?

— Нет, не моя. Это вопрос поднимал еще мой предшественник, генерал Тергукасов.

— У меня есть на сей счет другое предложение.

— Какое, Степан Осипович?

— Я предлагаю строить железку не из Красноводска, а из залива Михайловского. Он расположен на 120 верст южнее.

— Какие выгоды это нам даст?

— Уменьшатся казенные расходы и сроки строительства. Раз. Прокладка пути будет вестись не в столь тяжелых пустынных условиях, как от Красноводска. Два. И, на мой взгляд, сейчас построить дорогу именно от Красноводска вообще вряд ли удастся. Это три.

— Почему так считаете? Ваш последний довод — неверие в успех экспедиции?

— Нет, в успех я верю. Дело в другом. Текинская конница под Красноводском каждым набегом будет срывать работы.

— Думается, здесь вы правы, Степан Осипович. Буду хлопотать перед Петербургом за второй вариант. Дорогу вести от залива Михайловского.

— Будет Закаспийская дорога построена — значит, будет Россия твердыми ногами стоять в Средней Азии, она закрепится на этих землях. И хлопок не надо будет везти из Американских штатов в Москву. В оазисах будут его выращивать на продажу русским промышленникам.

— Согласен. Пишите обоснование на новый путь для Закаспийской железной дороги.

— Будет исполнено, Михаил Дмитриевич...

Строительство Закаспийской железной дороги велось форсированными темпами. Капитану 2-го ранга Макарову было поручено организовать доставку к месту сооружения железнодорожной трассы все необходимое. А необходимы были шпалы, рельсы, лес, паровозы, вагоны и многое другое. Все это доставлялось только по Каспию.

По ориентировочным подсчетам, вес этих грузов определялся в два с половиной миллиона пудов. Сложность заключалась еще в том, что грузы требовалось доставить в самом срочном порядке, поскольку военная экспедиция в Ахал-Текинский оазис не ждала.

Макаров был хорошо знаком с реальными возможностями наличных транспортных средств на Каспии. По его представлению правительственным решением мобилизуются пароходы коммерческого общества «Кавказ и Меркурий». Зафрахтовываются свыше ста частных парусных шхун, на которые можно было погрузить от десяти до тридцати тысяч пудов различного груза. По Каспийскому морю засновали караваны тяжелогруженых паровых и парусных судов.

Благодаря трудам флотского начальника задача переброски грузов из Астраханского и Бакинского портов в залив Михайловский была решена успешно. 25 августа 1880 года отсюда началось строительство железной дороги в восточном направлении, через южную окраину огромной пустыни.

Работа спорилась. Уже 4 октября того же года запланированные работы были завершены. Железнодорожный путь дошел до колодца Молла-Кара. Основной поток грузов для скобелевской экспедиции пошел к месту военных событий не на спинах верблюдов, а по железной дороге.

Степан Осипович присутствовал на торжествах начала прокладки железного пути. Вместе с генералом Скобелевым он смотрел, как солдаты в мокрых от пота белых полотняных рубахах клали шпалы на насыпь, затем клали рельсы и крепили их. Нестерпимо палило солнце, а ветер приносил с собой не прохладу, а мелкий песок. Питьевая вода была теплой и жажду утоляла плохо.

Генерал, отдав последние распоряжения на день, пожал руку ротному поручику трудившихся саперов, сказал Макарову:

— Степан Осипович, премного благодарен вам за труды. Всего в достатке, дорога строится.

— Еще многое в пути, Михаил Дмитриевич. Паровозы и вагоны будут доставлены в последнюю очередь.

— Мною приказано рельсы подвести прямо к самому причалу. Такую работу закончат в два-три дня.

— Хорошо, если солдаты в такой срок уложатся. Пароходы из астраханского порта приступили к погрузке грузовых вагонов.

— А где к ним паровозы?

— Находятся на траверзе форта Александровского. Им прибывать в залив Михайловский предписано раньше вагонного состава.

— Кто их доставит?

— Фирма «Кавказ и Меркурий».

— Значит, Закаспийская железная дорога будет построена и моим солдатам не придется на себе тащить снаряды и мешки с мукой?

— Да, Михаил Дмитриевич, паровозы заменят людей и верблюдов. Как паровой флот, заменивший парусный.

— Если люди не будут изнемождены пустыней и ношей, то мы обязательно возьмем крепость Геок-Тепе. И подведем границу России поближе к индийской земле. Так что в туманном Альбионе будет чем опечалиться.

— Вне всякого сомнения, так будет.

— Степан Осипович, займитесь еще одним делом. Дорогу железную помогайте строить, но дайте мне батарею флотских скорострельных пушек. Она мне очень нужна в экспедиции. Вопрос со столицей о формировании такой внештатной артиллерийской батареи мною уже решен.

— Будет исполнено, Михаил Дмитриевич. Наберу в батарею моих черноморцев, что в турецкой войне отличились.

— Как сформируется, так сразу в отряд. Первыми флотские пушкари пойдут вперед, вслед за авангардными казачьими сотнями...

Пожалуй, седое Каспийское море не видело у своих восточных берегов такое скопление военных и мирных судов: парусных шхун, пароходов, рыбацких судов. На берегу, в заливе Михайловском, сотни и сотни солдат едва справлялись с разгрузкой. С этого начиналось строительство Закаспийской железной дороги и завоевание Ахал-Текинского оазиса. Или — завершение завоевания Российской империей Средней Азии, говоря иначе, Туркестана.

Непосредственным руководителем строительства начальной части Закаспийской железной дороги стал генерал-майор Михаил Николаевич Анненков, который получил признание на должности заведующего передвижением войск по всем железным дорогам Российской империи. Он был одним из ведущих специалистов в вопросах железно дорожного строительства. Строительство пути между заливом Михайловским и Кизыл-Арватом стало одним из глав ных деяний Анненкова, который закончил свой жизнен ный путь в звании генерала от инфантерии.

Впоследствии начальный пункт Закаспийской желез ной дороги перенесли в Узун-Ада. И лишь в 1896 году был построена полностью трасса Красноводск — Кизыл-Арват

Однажды Скобелев, озабоченный тем, что много людей его экспедиционного отряда крайне измучены каждодневной жаждой, сказал об этом Макарову:

— В Красноводском порту ситуация с питьевой водой еще хуже, чем в пустыне. Там хоть есть колодцы и ручьи с Капетдага. Рядом море воды, да та вся соленая. Больно смотреть, как солдаты мучаются от жажды.

— Этой беде в самом Красноводске помочь можно.

— Каким образом? Ведь там невесть какой глубины надо рыть колодцы. А доберешься ли до воды — одному Богу известно.

— Я предлагаю превратить мои паровые катера в опреснители морской воды. И другая польза будет. Катерные команды перестанут бездельничать.

— Прекрасно. На такое дело сегодня же будет мой приказ как начальника экспедиции...

Действительно, проблему с питьевой водой в Красноводске удалось решить. Макаровские катера со своими паровыми машинами стали эффективными опреснителями. Морская вода была за бортом, потребители произведенного «продукта» — на портовом причале. Теперь экипажам катеров не приходилось сутками слоняться без дела.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Помни войну"

Книги похожие на "Помни войну" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Шишов

Алексей Шишов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Шишов - Помни войну"

Отзывы читателей о книге "Помни войну", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.