Сергей Марков - Путь к Большой Земле

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Путь к Большой Земле"
Описание и краткое содержание "Путь к Большой Земле" читать бесплатно онлайн.
Книга о безвестных сынах Отчизны, которые много столетий назад прежде иных знаменитых иностранцев проникали в далекие моря, открывали Русскую Америку.
С первого острова гижигинский странник перебрался на второй — Игеллин. От него до Северной Америки было всего верст тридцать.
Сотник видел одновременно и Чукотский берег, и туманное побережье Аляски. На Игеллине населения было куда меньше — всего сто шестьдесят четыре жителя, включая детей.
У костра, в котором горели облитые жиром китовые кости, сотник беседовал со старшиной островитян — Каигуню Момахуниным. Тот объявил сотнику, что он, Каигуню, «природою американец», рожденный в Американской земле, что синеет за проливом. Старшина прибавил: в Америке есть река «Хеврон» (Хевуврен), а при ней стоит острожек Кымговей, где имеют жительство российские люди. Они знают грамоту, почитают иконы и от коренных американских жителей отличаются широкими и густыми бородами.
Иван Кобелев взмолился, чтобы игеллинский старшина отвез его на берег Америки и проводил к стенам Кымговей-острожка. Но Каигуню не решился на это. Он боялся российских ясашных чукчей. Это они, предвидя рвение Кобелева к походу в Америку, запретили старшине провожать сотника на Аляску, думая, что жители Аляски убьют Кобелева или заберут его в полон и все свалят на чукчей, которым придется безвинно страдать из-за казака. Словом, повторилась история Решетникова.
Тогда Иван Кобелев решил обратиться с посланием к бородатым людям в Кымговей
«Прелюбезные мои до плоти братцы, жительствующие на большой почитаемой американской земле, естли вы веры греческого исповедания, кои веруют в распятого господа нашего Иисуса Христа, и просвященные святым крещением люди имейтесь то изъясняю вам, что я во-первых послан из Гижигинской крепости в Чукоцкую землицу для примечания.» — прилежно выводил Иван Кобелев[118].
Далее он ссылался на старшину Каигуню Момахунина и его рассказ об острожке Кымговей. Гижигинский сотник просил своих «братцев» из Большой земли сообщить ему письменно, на какой реке они живут, куда впадает эта река — в море или в какую-нибудь губу.
Иван Кобелев подавал бородатым людям мысль поставить на приметном месте высокий деревянный крест, так, чтобы его хорошо было видно с моря.
В конце письма сотник вспоминал о семи кочах, в давние годы обходивших Чукотский нос.
Он был полон надежд и, вероятно, не сомневался в получении ответа на свое затейливое послание
Порукой тому был случай, о котором сотнику поведал его приятель, пеший чукча Ехипка Опухин из Кангунского Эвунминского острожка.
Ехипка рассказал, что он пять раз ездил в Америку по торговым делам, а однажды ходил туда с чукотскими воинами. Он заимел себе друга на Укипан-острове.
Это остров Кинга, или Укивок, на 65° северной широты. Житель Укипана, живший под самым боком у
Америки, однажды встретился с Ехипкой на Имоглине. Приезжий вытащил из своей байдары доску, довольно большую — три на пять четвертей, толщиною же с вершок. На ней были с двух сторон вырезаны красные и черные надписи.
Укипанец объяснил Ехипке, что это деревянное письмо бородатых людей из Кымговейского острожка и что доску надо передать в Анадырск.
Гость сказал Ехипке, что бородатые люди на «Хеврене» живут хорошо и ни в чем, кроме железа» не нуждаются. Поэтому поселенцы «Хеврона» и надеются, что после доставки деревянного письма в Анадырск получат железные изделия от русских.
Но, к великой досаде Ивана Кобелева, незадачливый Ехипка сознался, что вырезную доску он не взял, видимо убоявшись неизбежного путешествия в Анадырский острог.
Зато Ехипка Опухин поспешил удовлетворить нетерпеливую любознательность Ивана Кобелева: неожиданно перекрестился на восток, прибавив, что так именно делают люди, вырезавшие письмо на доске. Крестятся они, когда собираются все вместе в большой хоромине или в поле, где выставляют перед собой писаные доски. Речь тут, конечно, шла об иконах.
Ехипка не мог все это измыслить: русских молелен и икон видеть он до этого нигде не имел возможности.
Чрезвычайные вести крепко засели в сознании Ивана Кобелева.
Передав письмо к бородатым людям старшине Каигуню, сотник записал от него сведения о Большой земле.
Каигуню перечислял названия рек на материке Аляски, описывал заливы и озера, указывал на породы рыб и земных зверей.
Секунд-майор Михайло Татаринов, обрабатывая «Журнал» Кобелева, поступал вполне научно. Он сравнивал данные сотника с другими источниками, некоторые местности наносил на карту «антрентно», поскольку не знал точных расстояний, их разделяющих, оговаривая условность своих обозначений.
Иван Кобелев нашел время, чтобы исследовать приливы и отливы между берегами Азии и Северной Америки.
Составитель «Экстракта» придал этому большое значение. Он отмечал, что данные Кобелева сводятся к следующему: между Чукоткой и Америкой приливов и отливов не наблюдается; в узком месте между островами существует не весьма быстрое течение; летом оно идет из Восточного в Северный океан, а в августе как бы возвращается к югу, принося северные льды.
В заключение Михайло Татаринов уточнял положение островов в проливе между Азией и Америкой и сообщал, что те места были посещены геодезистом Гвоздевым.
В «Экстракте» прямо проводится такая мысль: англичане приплыли к берегам Чукотки, но лишь по следам Беринга и Гвоздева. Не важно, что британцы трижды обходили острова Гвоздева. Иноземные пришельцы не были первыми исследователями Берингова пролива, пройденного по всей его длине кочами Семена Дежнева, современниками которого были анадырские землепроходцы Кобелевы.
Мы проследили звенья длинной цепи, протянувшейся от Чукотки и Камчатки через всю Сибирь в Петербург, а оттуда в Париж.
У восточного конца этой цепи стоял Иван Кобелев, а ее западный конец взял своей рукой «Франклин, преломивший скиптр британский», как выразился о нем А. Радищев.
НАБЛЮДАТЕЛЬ ВЕНЕРЫ СЕЛЕНГИНСКОЙ
Осенью 1780 года корабли, водимые когда-то Джемсом Куком, бросили якоря на Темзе.
В том же году его преподобие Уильям Кокс выпустил книгу, рождение которой было бы немыслимо без посещения им России.
«Отчет о русских открытиях между Азией и Америкой, с некоторыми сведениями о покорении Сибири и истории сношений между Россией и Китаем» — так называлась эта книга.
Надо думать, что Кокс немедленно приступил к обработке данных, добытых Джемсом Куком и его преемниками. Он сравнивал их с отчетами и картами русских открывателей. Через семь лет Кокс напечатал и второй свой труд.
Никто до сих пор не перевел эти работы Кокса на русский язык и не сопроводил их примечаниями, раскрывающими подробно источники, полученные лондонским капелланом в наших архивах. А еще приличнее было бы нам самим писать о людях, составляющих нашу гордость и честь.
Не знаю, успел ли Федор Соймонов, столь радевший о славе русских обретений на Северо-Востоке, прочесть книгу Кокса. Гневная тоска должна была овладеть сердцем старого адмирала: ведь это он или Нагаев должны были рассказать всему миру о подвигах Шалаурова, Креницына и Левашева.
Соймонов умер в 1780 году. Его лишь на год пережил Нагаев. Записки о российских мореплавателях и землепроходцах остались в черновых бумагах этих людей, воспитанных Петром Великим. И собрания сочинений Федора Соймонова до сих пор нет на наших книжных полках.
Читатели «Месяцеслова исторического и географического» на 1780 год увидели в нем карту, составленную Плениснером по рассказу Дауркина.
На ней был виден знаменитый острог на Хевуврене, что в земле Кыгмын.
Примечания к карте были написаны астрономом Степаном Румовским. Есть доказательства, что он однажды получил из Сибири не одну эту, а еще две карты Северо-Восточной Азии и Северной Америки и Камчатки. К картам были приложены описания их, статья об Анадыре, «Объяснение» о Камчатке и — что, пожалуй, самое важное — «Журнал, одержанный в некоторой секретной экспедиции». Куда девались эти карты, выяснить не удалось.
В руках у Румовского побывали также карта Потапа Зайкова — Андрея Беляева, о которой мы уже упоминали, а позднее — сведения Ивана Кобелева.
О Румовском стоит рассказать. Он занимался наблюдениями за Венерой, шествующей по диску Солнца, для чего выезжал в 1761 году в Селенгинск, а в 1769 году — в Колу.
Когда Ломоносов был занят подготовкой экспедиции Чичагова, Румовский получил приказ проверить математические знания штурманов, отобранных для похода к берегам Северной Америки. И хотя Румовский очень раздраженно встретил это распоряжение, сославшись на то, что занят обработкой записей о Венере Селенгинской, астроном все же учинил экзамен штурману Осипу Шелехову.
Недоброжелательство Румовского не смутило Ломоносова, и он настойчиво потребовал от астронома участия в работе большой экспедиции для изучения Российской империи.
После смерти Ломоносова наблюдатель Венеры стал одним из руководителей Географического департамента[119].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Путь к Большой Земле"
Книги похожие на "Путь к Большой Земле" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Марков - Путь к Большой Земле"
Отзывы читателей о книге "Путь к Большой Земле", комментарии и мнения людей о произведении.