» » » » Иван Ладынин - История Древнего Востока


Авторские права

Иван Ладынин - История Древнего Востока

Здесь можно скачать бесплатно "Иван Ладынин - История Древнего Востока" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иван Ладынин - История Древнего Востока
Рейтинг:
Название:
История Древнего Востока
Издательство:
Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-3-358-01189-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Древнего Востока"

Описание и краткое содержание "История Древнего Востока" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии представлен обширный материал по истории Древнего Востока. Цивилизационный подход к освещению важнейших проблем истории древних обществ позволяет по-новому рассказать об этапах их развития, культуре и мировоззрении различных народов.

Изложение материала и датировка событий опирается на новейшие исследования. В каждом разделе приведены основные историографические сведения, указана литература, в том числе публикации источников.






Водных ресурсов здесь мало, самые большие реки – Иордан в Палестине, Оронт в Сирии. Рельеф и бесплодные земли делили Восточное Средиземноморье на множество отдельных микрорегионов. Большое количество удобных бухт способствовало развитию мореплавания. В степных и пустынных областях на рубежах Аравии обитали скотоводческие племена, то и дело вторгавшиеся в оазисы.

Сама Аравия делилась в древности на три региона, известные античным авторам как Аравия Каменистая (Северо-Западная), Аравия Пустынная (Центральная и Северная, куда включалась иногда Сирийская степь вплоть до границы Сирии – Палестины и верхнего течения Евфрата) и Аравия Счастливая (Южная, где, возможно, было развито земледелие). Хозяйственной и геополитической базы для создания крупного объединенного государства здесь не было, а периодические волны миграций с эпицентром в полупустынях и степях Аравии существенно тормозили развитие регионов. Залежи медной и железной руды, обширные леса, в том числе знаменитые ливанские кедры, и выход к торговым путям притягивали сюда экспансию Месопотамии и Египта.

Восточное Средиземноморье в древности

В VIII–IV тыс. до н. э. население Восточного Средиземноморья и Северной Аравии составляли племена – потомки носителей местной мезолитической культуры, так называемой натуфийской. Уже в IX–VIII тыс. до н. э. натуфийцы собирали дикорастущие злаки. Их потомки перешли к земледелию, что известно по культуре Иерихона (VII тыс. до н. э.). Население здесь обитало в небольших поселках, состоявших из глинобитных домов. Некоторые из таких поселков, в частности сам Иерихон, окружали каменные стены, так как богатство земледельческих общин и беспокойное соседство воинственных степняков вызывали необходимость в оборонительных сооружениях. В Иерихоне их оказалось недостаточно: протогород пал под ударами извне.

В VII–VI тыс. до н. э. неолитическая революция охватила весь регион. В V–IV тыс. до н. э. в Северную Сирию проникли убейдцы и убейдская культура. Аравию в VI–IV тыс. до н. э. занимает семитская этнокультурная общность. Семитские племена, по-видимому, пришли сюда из Восточной Сахары через Эфиопское нагорье и Баб-эль-Мандеб (согласно реконструкции И. М. Дьяконова) и, продвигаясь на север, ассимилировали обитающих здесь потомков натуфийцев. В IV тыс. до н. э. внутри этой общности обособились несколько ареалов – к Среднему Евфрату выходили восточносемитские племена (предки аккадцев), впоследствии переселившиеся в Месопотамию; у рубежей Сирии обитали так называемые северные семиты, или эблаиты; в североцентральной Аравии – западные семиты (предки ханаанеев, амореев, древних евреев и т. д.), в южноцентральной – носители так называемых южноцентральных семитских диалектов (прямые этнические предки исторических арабов), крайний юг занимали носители южнопериферийных семитских диалектов («южные арабы», создатели первой цивилизации в Аравии; ассимилированы историческими арабами они были только в I тыс. н. э.).

В конце IV – начале III тыс. до н. э. племенной семитский мир Северной Аравии пришел в движение. Восточные семиты (протоаккадцы) проникли на Средний Евфрат, а оттуда – в Нижнюю Месопотамию, северные семиты расселились в Сирии и Верхней Месопотамии (проникнув даже за Тигр). Раскалывается западносемитское единство: часть западносемитских племен отселяется в Сирию, а оттуда распространяется в Палестину, переходя к оседлому земледелию, в то время как другая остается в степях и занимается подвижным скотоводством. На основе отселившихся на запад западносемитских групп сформировался этнос ханаанеев, а на основе тех, что остались в степях, – этнос так называемых сутиев-амореев (самоназвание – сутии; амореями они стали именоваться значительно позже). Сутии-амореи уже около 2400 г. до н. э. были известны шумерам как их южные соседи.

Эти процессы нашли отражение в мифологии: еще во времена западносемитского единства его представители называли себя сутиями по своему легендарному предку Суту, библейскому Шету-Сифу. Эпонимом ханаанейских групп был известный по Библии Каин (досл. «Кузнец»). Ханаанеи, помня о своем происхождении из общезападносемитской среды, объявляли Каина потомком Суту, в то время как оставшиеся в степях группы, прямо продолжавшие былую общность «сутиев» и удерживавшие соответствующий этноним, враждебно относились к оседло-городским жителям (обычное явление для подвижных скотоводов). Они считали, что отселенцы изменили добрым обычаям предков, и объявляли их эпонима – Каина – не потомком, а злым братом-земледельцем доброго скотовода Суту, виновным в убийстве другого доброго брата-скотовода – Авеля. Скотоводы-сутии и отселившиеся основатели городов ханаанеи тем самым противопоставлялись друг другу как потомки достойного и скверного братьев. В итоге этот миф попал в библейскую традицию в обоих вариантах.

К середине III тыс. до н. э. на территории Северо-Восточной Аравии обособилась еще одна ветвь западных семитов, известная впоследствии под названиями арамеи и ахламеи. Их легендарным первопредком считался, видимо, некий Сахламу.

С появлением ханаанеев в Сирии и Палестине произошел резкий прогресс в ремесленном производстве, прежде всего металлургии; начался так называемый Раннебронзовый период в истории Восточного Средиземноморья (III тыс. до н. э.). В это время на Средиземноморском побережье возникли основные города будущей Финикии (финикийцами называли именно прибрежных ханаанеев) – собственно Библ (археологический «Библ VI»), Тир и др. (ок. XXIX–XXVIII в. до н. э.).

По-видимому, одновременно в Северной Сирии аналогичный процесс происходит с северными семитами, или эблаитами, названными так современными учеными по Эбле, их крупнейшему центру в Сирии. В Шумере их именовали «марту» – не исключено, что по среднеевфратскому Мари, частично заселенному ими. Аккадским эквивалентом этого слова было «амурру», т. е. амореи. В прибрежных городах интенсивно шла социальная дифференциация и складывались классы, как видно из наличия крупных жилых строений, по размерам и богатству явно принадлежавших городской верхушке, и монументальных храмов на каменном фундаменте. Библ в середине III тыс. до н. э. уже стал номовым государством, подобным ранним государствам Южной Месопотамии, и вскоре попал под политическое и культурное влияние Египта.

Аналогичные процессы формирования городских центров, превращающихся в города-государства, и сложения классового общества происходили и в глубине страны. Так, в северосирийском городе Алалахе уже в конце IV – 1-й трети III тыс. до н. э. был храм, располагавшийся на высокой платформе, а в XXVIII–XXIV вв. до н. э. рядом с ним появился дворец с парадной колоннадой, постепенно увеличивающийся в размерах, что свидетельствует о возрастании могущества алалахского царька.

В Северной Сирии уже в конце IV тыс. северные семиты основали протогородское поселение Эбла. К середине III тыс. до н. э. оно превратилось в крупный городской центр с населением около 30 тыс. человек. В XXV–XXIV вв. до н. э. Эбла была центром крупного государства, охватывавшего всю Сирию вместе с предгорьями малоазиатского Тавра и соперничавшего с Мари на Среднем Евфрате – столицей еще одного раннего государства, заселенного аккадцами и, видимо, другой группой северных семитов. В XXIII в. до н. э. Эбла становится объектом завоевания аккадских царей – Саргона, а затем Нарамсуэна, разрушившего ее в отместку за бунт. Впоследствии, при III династии Ура, Эбла возрождается как город, но ее могущество навсегда уходит в прошлое. В социальном плане Эбла представляла собой типичное номовое государство во главе с царем, при котором существовал административный аппарат. В хозяйствах, за счет которых жила верхушка общества, трудились подневольные работники и собственно рабы.

Небольшие городки Палестины в III тыс. до н. э. обносились стенами, укрепленными овальными или прямоугольными башнями (Мегиддо, Иерусалим, Лахиш и др.), наряду со святилищами, в них уже появляются резиденции местных правителей. С середины III тыс. до н. э. сюда начали совершать первые походы египетские фараоны.

Захват северосемитских областей Сирии и Верхней Месопотамии аккадцами и последующее разрушение самой Аккадской державы (1-я треть XXII в. до н. э.) создали известный вакуум силы в упомянутых регионах, что вызвало перемещение сюда населения из смежных областей: с северо-востока – хурритов, с юга – сутиев. В середине XXII в. до н. э. сутии заняли нагорье Джебель-Бишри близ Среднего Ефрата, а затем центр Верхней Месопотамии и рубежи Сирии, ассимилировав местных северо-семитов. Отныне именно на сутиев переходит былое месопотамское обозначение северных семитов – «марту» или «амурру» (амореи), и в науке сутии известны, как правило, под этим последним наименованием. Со своей стороны, хурриты, двигаясь на запад вдоль Верхнего Тигра и Евфрата, уже в XXI в. до н. э. заселили Северную Сирию. В XXI в. до н. э. вся Сирия и часть более южного побережья с Библом вошли в зону влияния III династии Ура.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Древнего Востока"

Книги похожие на "История Древнего Востока" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Ладынин

Иван Ладынин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Ладынин - История Древнего Востока"

Отзывы читателей о книге "История Древнего Востока", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.