» » » » Антон Макаренко - О воспитательной системе


Авторские права

Антон Макаренко - О воспитательной системе

Здесь можно скачать бесплатно "Антон Макаренко - О воспитательной системе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
О воспитательной системе
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О воспитательной системе"

Описание и краткое содержание "О воспитательной системе" читать бесплатно онлайн.








Из этого основного нашего взгляда на детский коллектив проистекают и все наши методы. Мы даем детскому или юношескому коллективу р а б ф а к , з а в о д #9, и н ж е н е р о в , п р о м ф и н п л а н , з а р п л а т у , о б я з а н н о с т и , р а б о т у и п р а в о о т в е т с т в е н н о с т и . А э т о з н а ч и т - д а е м д и с ц и п л и н у .

Пожимающие плечами "олимпийцы" могут много говорить о необходимости дисциплины, могут с радостью наблюдать уже готовую дисциплину и даже умиляться по поводу ее красот, но с о в е р ш е н н о н е в с о с т о я н и и б е з и с т о ш н о г о к р и к а н а б л ю д а т ь п р о ц е с с д и с ц и п л и н и р о в а н и я . Дзержинцы же ничего особенного в самой дисциплине не видят, по их мнению, это естественное и необходимое состояние каждого коллектива. В самом факте дисциплины нет для них никакой проблемы. Они видят т о л ь к о п р о ц е с с д и с ц и п л и н и р о в а н и я и считают, что проблема именно в этом процессе.

Если коммунар не убрал станок и он покрылся ржавчиной, коммунарское собрание, пожалуй, даже не подумает о том, что виновника нужно дисциплинировать, но все будут говорить и кричать:

- Ты испортил станок, понимаешь? Ты знаешь, сколько станок этот стоит? А что завтра будем делать, если из-за тебя не хватит детали пятнадцатой? На тебя будем смотреть - какой красивый, да?

И вовсе не решая проблемы наказания, а только оберегая заводское оборудование как общий коллективный интерес, такого коммунара снимут со станка и поставят на простую работу.

Это, может быть, и жестоко, но это жестокость необходимая. И т о л ь к о п о т о м у , ч т о к о л л е к т и в о т н е е н е о т к а з ы в а е т с я , н а м п о ч т и н е п р и х о д и т с я е е п р и м е н я т ь .

Точно так же в коммуне почти не бывает воровства, потому что всем хорошо известен закон коммуны: украсть нельзя, за кражу можно в полчаса очутиться за бортом коммуны. Для коммуны это вовсе не проблема воспитания личности, это проблема жизни каждого коллектива, и иначе жить коллектив не может.

Педагогические теории, доказывающие, что хулигана нельзя выгнать в коридор, а вора выгнать из коммуны ("вы должны его исправлять, а не выгонять"), - это разглагольствования буржуазного индивидуализма, привыкшего к драмам и "переживаниям" личности и н е в и д я щ е г о , к а к и з - з а э т о г о г и б н у т с о т н и к о л л е к т и в о в, как будто эти коллективы не состоят из тех же личностей!#10

Коммуна им. Дзержинского запрещает воровство совершенно категорически, и каждая личность это хорошо знает и не станет рисковать ни интересами коллектива, ни своими собственными. Поэтому в коммуне почти не бывает воровства, во всяком случае, з а в о р о в с т в о у н а с у ж е н е н а к а з ы в а ю т . Если случай воровства происходит с новичком, еще не способным ощущать интересы коллектива как свои собственные, новенькому скажут: "Смотри, чтобы это было в последний раз". А если воровство случится еще раз, коллектив обязательно поставит вопрос об увольнении. Эта суровость есть самая большая гуманность, которую можно предьявить к человеку. Эта проблема решается с арифметической точностью. Оставить вора в коллективе - это значит обязательно развить воровство, это значит во много раз увеличить случаи краж, увеличить бесконечные конфликты, связанные с подозрениями на невинных товарищей, это значит заставить всех членов коллектива запирать свои вещи и подозрительно посматривать на соседа, это значит уничтожить свободу в коллективе, не говоря уже о том, что это означает еще и растаскивание материальных ценностей.

Насколько падает и разлагается коллектив при узаконенном и допущенном воровстве, настолько он крепнет в другом случае, крепнет только от одного общего переживания силы коллектива и его права. Тот мальчик, который хоть один раз голосовал за изгнание товарища за воровство, с большим трудом сам идет на воровство. Обращаем внимание и еще на одно обстоятельство: те, кого коллектив выбросил из своих рядов, испытывают чрезвычайно могучую моральную встряску. Обыкновенно коллектив не выгоняет в буквальном смысле на улицу, а отправляет в коллектор. И мы знаем очень много случаев, когда такой "изгой" приходил к положительным установкам в вопросах социональной нормы поведения. Бывали случаи, когда он вторично присылался в коммуну и уже навсегда забывал о своем воровском опыте.

Категорическое требование коллектива применяется не только по отношению к воровству. В коммуне им. Дзержинского такое же категорическое требование предьявляется и к выпивке, и к картежной игре. За выпивку - безусловное изгнание. И именно поэтому, несмотря на то, что в коммуне есть много ребят 18 и 19 лет, что большинство из них имеет довольно большие карманные деньги, коммунары никогда не пьют и чрезвычайно нетерпимо относятся к пьянству взрослых.

Такая дисциплина вытекает как о с о з н а н н а я н е о б х о д и м о с т ь , из условий всей жизни коллектива, из того основного принципа, что к о л л е к т и в д е т е й н е г о т о в и т с я к б у д у щ е й ж и з н и , а у ж е ж и в е т #11. В каждом отдельном случае нарушения дисциплины коллектив только защищает свои интересы. Эта логика совершенно недоступна пониманию "олимпийцев" и вызывает с их стороны наибольший протест. А между тем эта логика больше направлена в защиту интересов личности, чем всякая другая.

Защищая коллектив во всех точках его соприкосновения с эгоизмом личности, к о л л е к т и в тем самым з а щ и щ а е т и к а ж д у ю л и ч н о с т ь и о б е с п е ч и в а е т для н е е н а и б о л е е б л а г о п р и я т н ы е у с л о в и я р а з в и т и я . Требования коллектива являются воспитывающими главным образом по отношению к тем, к т о у ч а с т в у е т в т р е б о в а н и и . Здесь личность выступает в новой позиции воспитания - она не обьект воспитательного влияния, а его носитель - с у б ь е к т , но субьектом она становится, т о л ь к о в ы р а ж а я и н т е р е с ы в с е г о к о л л е к т и в а .

Это замечательно выгодная педагогическая коньюкьтура. Защищая каждого члена коллектива, общее требование в то же время от каждого члена ожидает посильного участия в общей коллективной борьбе и тем самым воспитывает в нем волю, закаленность, гордость. Уже без всякой специальной педагогической инструментовки в коллективе развивается понятие о ц е н н о с т и к о л л е к т и в а , о е г о д о с т о и н с т в е . Именно в этом пункте лежит начало политического воспитания. Коллектив дзержинцев осознает себя как часть великого классового пролетарского коллектива, связанную с ним в каждом своем движении. Это и есть политическое воспитание, отличное от политического образования.

В этом же ощущении ценности коллектива заключается и начало понятий ч е с т и и д о л г а - категорий, которые "олимпийцами" назывались соответсвенно "офицерской" и "буржуазной привилегией".

Наше воспитание дает стране квалифицированного культурного рабочего, способного быть к о м а н д и р о м в любой отрасли нашей работы, но способного и п о д ч и н и т ь с я т о в а р и щ у . Еще не так давно "олимпийцы" описывали ужасы, проистекающие от нашего командира (отряда, группы), который, по их мнению, обязательно душит инициативу, обязательно насильничает. А наш командир только в ы б о р н ы й е д и н о н а ч а л ь н и к , правда обладающий большой властью и влиянием, но связанный по рукам и ногам во всех тех случаях, когда он начинает представлять узколичное начало. Отряд командиров - это тоже коллектив, и командир есть только его уполномоченный.

Насчет инициативы коммунары никогда не станут слушать пустую болтовню, какой бы она ни казалась заманчивой, но без лишних слов примут всякое предложение, которое дает путь к решению поставленной общей задачи.

Мы также протестуем против воспитания деятельностью, построенной только на "интересности". Любопытно послушать прения в совете командиров, когда разбирается какого-нибудь новичка:

- Мне в этом цехе работать не интересно, переводите меня в механический.

Такому "ребенку" сурово отвечают:

- Может, собрать оркестр? Может быть, для тебя интересно послушать музыку?

- Где ты был, когда мы строили завод и целый месяц носили землю на носилках? Думаешь, нам было очень интересно?

- Может быть, для тебя и уборные убирать не интересно?

Новый коммунар, впрочем, скоро начинает понимать, в чем дело. Он приобщается к "буржуазной категории" д о л г а. К о л л е к т и в т р е б у е т о т л и ч н о с т и о п р е д е л е н н о г о в з н о с а в о б щ у ю т р у д о в у ю и ж и з н е н н у ю к о п и л к у. Рабочий класс, великая Советская страна собирают личности не по договору, не по найму, не по узколичному интересу. И коммунары к вопросам долга относятся просто и уверенно - это е с т е с т в е н н а я п о з и ц и я п р о л е т а р и я п о о т н о ш е н и ю к с в о е м у к л а с с у

И если этот класс, и наш коллектив, и сам индивид представляются человеку ценностями, в которых он не сомневается, возникает понятие о классовой пролетарской ч е с т и .

Нам остается коснуться одного вопроса, наиболее жгучего в наших педагогических спорах; а как же п е д а г о г ? Выходит, что все делает коллектив, а педагог для чего? И что может гарантировать, что коллектив будет поступать как раз так, как нужно?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О воспитательной системе"

Книги похожие на "О воспитательной системе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Антон Макаренко

Антон Макаренко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Антон Макаренко - О воспитательной системе"

Отзывы читателей о книге "О воспитательной системе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.