Митрополит Макарий - История русской церкви (Том 4)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История русской церкви (Том 4)"
Описание и краткое содержание "История русской церкви (Том 4)" читать бесплатно онлайн.
342 Макар. Археолог. опис. церковн. древн. 1. 488; 2. 20,105 [323].
343 Степ. кн. 1. 460 [308]; П. собр. р. лет. 8. 42 [351]; Ник. лет. 4. 129 [374]; Карамз. 5. Прим. 123 [301]; Истор. росс. иерарх. 3. 95; 4. 624 [234].
344 Житие Прокопия Устюж. 8 июля в Чети-Минее [259]; Степ. кн. 1. 413 [308]; Иоасаф. О св. иконах, особ. чтимых во Владим. епархии. С. 9. Владим. 1859 [292]; Снегирев. Памятн. москов. древностей. С. 12,16, 88, 89 [390].
345 Иоасаф. О св. иконах, особо чтимых во Владимир, епархии. С. 13 [292]; Опис. Сергиев, лавры. С. 21, М., 1857 [248]; Варлаам. Опис. древн. Кирилло-Белоезер. монастыря в Чтен. Москов. истор. общ. 1859. 3. 6 [242].
346 Истор. росс. иерарх. 4. 641-643; 6. 403 [234]; Чета-Мин. 8 авг. [259]; Пролог. 20 июня [365]; П. собр. р. лет. 3. 105. 232; 6. 140; 8. 48, 86 [351]; Ник. лет. 5. 48 [374]. Кроме того, известны чудотворные иконы: а) Божия Матери Умиления - с 1337 г. в новгородской Троицкой церкви; б) св. исповедников Гурия, Самона и Ави-ва - с 1410 г. в приделе новгор. Софийского собора (П. собр. р. лет. 3. 104, 235; 5. 220 [351]; Макар. Археолог, опис. церк. древ. 2. 62, 64-65 [323]); Божия Матери Овиновская со времен в. к. Димитрия Донского в галицком Паисиевом монастыре (Ист. росс. иер. 5. 447-449 [234]); г) Божия Матери Псковская - с 1420 г. в псковском Троицком соборе (П. собр. р. лет. 4. 202; 5. 23 [351]).
347 Отрывки из Жития св. Иакова в Опис. Спасо-Яковлевск. монастыря. С. 6-7. СПб., 1849 [335]; Служба св. Иакову в Минее месяч. Ноября 27-го [326].
348 Известия Археологич. общ. 2. 94 [324]; 3. 423 [399]. Здесь же приложен и точный рисунок с последнего креста.
349 Макар. Археолог. опис. церк. древн. в Новгор. 2.129,132 [323].
350 Извес. Археолог. общ. 3. 142 [399], где приложен и рисунок креста; Варлаам. Опис. древн. Кир.-Белоезер. монастыря в Чтен. Моск. истор. общ. 1859. 3. 66 [242].
351 Рисунки и этого омофора и этих окладов на Евангелиях в Древност. Росс. государства. Отд. 1. № 78, 79, 97 [265].
352 Извест. II Отд. Акад. наук. 7. 259 [235]; Варлаам. Обозр. библиот. прп. Кирилла Белоезер. в Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2. 8, 13, 20, 26 [241]: Макар. Археол. опис. церк. древн. в Новг. 2. 208-209 [323].
353 Acta Patriarch. Constantinopol. 1. 264-265 [425]; П. собр. р. лет. 8. 74 [351]; Ник. лет. 4. 272, 288, 289, 299 [374]; Степ. кн. 1. 527 [308]; Снегирев. Опис. москов. древн. 92 [390].
354 См. прил. 3. Грамота патриарха к митрополиту Феогносту в Act. Patriarchal. Constantin. 1.191 [425], а в славянском переводе - в Степ. кн. 1. 421-422 [308].
355 П. собр. р. лет. 5.191 [351]; Ник. лет. 3. 42 [374]; Степ. кн. 1. 374 [308]; Карамз. 9. Прим. 87 [301].
356 См. прил. 19 и 20. Числ. 11.
357 Следуем преимущественно указаниям Питирима, епископа Пермского, который в каноне святителю Алексию (см. в Мин. месяч. Мая 20-го [326]), составленном тотчас по открытии мощей его, говорит: "Честныя твоя мощи в шестъдесятное лето обретошася нетленны" - и далее: "Гроб, идеже положено бысть честное тело твое, сокрушен бысть от многаго камения, егда распадеся церковь, мощем же твоим никако же прикоснуся" (песн. 5 и 6). Пахомий, писавший житие св. Алексия гораздо после (в 1460 г.), хотя также выражает мысль, что мощи святителя открыты чрез шестьдесят лет по смерти его, и след. в 1438 г. ("и бысть убо святый в том гробе 60 лет"), но вслед за тем впадает в странную ошибку, замечая, будто они открыты "при святейшем митрополите Фотии Киевском", когда Фотий скончался еще в 1431 г. (сборн. моей библ. № 4. Л. 124 об. [154]). Составитель летописи Никоновой как бы еще увеличивает эту ошибку. Он повторяет и то, что святой Алексий "пребысть в том гробе 60 лет", и то, что мощи его открыты "при святейшем Фотии, митрополите Киевском", и прибавляет: "В лето 6939", т. е. 1431 (4. 65 [374]). Можно ли положиться на такое свидетельство? (Снес.: пр. Филар. Русск. свят. Февр. 12. С. 115-116. Прим. 159 [418]). См. также: Степ. кн. 1. 470, 473, 474 [308].
358 П. собр. р. лет. 3. 112, 183 [351]; Ник. лет. 5. 136 [374]; Карамз. 9. Прим. 87 [301]. См. еще прил. 23.
359 П. собр. р. лет. 2. 350 [351]; Сильвестр Коссов. Patericon. Киев, 1635. Р. 176 [445] Дубович. Hierarch. Lib. IV. P. 173 [437]. См. еще далее прим. 371.
360 Ник. лет. 4.125-126 [374].
361 П. собр. р. лет. 8. 65, 68 [351]; Ник. лет. 4. 258, 264 [374]; Степ. кн. 1. 547-555 [308].
362 П. собр. р. лет. 1. 198-199, 224; 4. 32-33; 5. 174; 7. 141-143 [351]; Степ. кн. 1. 335-340 [308].
363 П. собр. р. лет. 5.182-186; 7.152-156 [351]; Степ. кн. 1. 340-352 [308].
364 П. собр. р. лет. 4. 42; 5.197; 7.170 [351]; Ник. лет. З. 53, 54 [374]; Степ. кн. 1. 383, 384 [308].
365 П. собр. р. лет. 1. 227 [351]; Ник. лет. 3. 86 [374]; Пролог. 28 мая [365].
366 П. собр. р. лет. 4.183,184,188,193; 5. 8 [351].
367 О кн. Михаиле Твер.- П. собр. р. лет. 5. 207; 7.188 [351]; Степ. кн. 1. 425 [308]; Карамз. 4. Прим. 236 [301]. О кн. Владимире и кн. Анне П. собр. р. лет. 3.113,183, 239 [351].
368 П. собр. р. лет. 3. 113, 183, 239 [351]; Макар. Археолог, опис. церк. древн. в Новгор. 1. 89 [323]. См. также прил. 23.
369 Служебник Новгор. Соф. библ. По описанию Куприянова № LXXVI Извест. II Отд. Акад. наук 6. 217 [312]. О тропаре и кондаке Михаилу князю см. в Правосл. собеседн. 1865.1.10,14 [396].
370 В следованной Псалтири император. Публичной библиот., in f. № 28, писанной полууставом XV в. на пергамене [115], месяцеслов начинается с л. 201-го и из русских святых, живших в монгольский период, упоминает только о св. Петре митрополите (л. 234) и о св. Игнатии Ростовском (л. 260). А в другой следованной Псалтири той же библ., in q. № 89, пис. полууставом XV в. на бумаге [116], упоминаются в месяцеслове следующие русские святые монгольского периода: Феодор, архиепископ Ростовский (л. 281), Петр митрополит (л. 288), Димитрий Прилуцкий (л. 306), Алексий митрополит (л. 307) и Игнатий Ростовский (л. 322). См. также следующее примечание.
371 В следованной Псалтири император. Публичн. библ. in q. № 88, конца XV в. [117], упоминаются в месяцеслове следующие русские святые и праздники монгольского периода: преподобный Сергий (л. 206), преставление Алексия митрополита (л. 253), память новоявленных мучеников Литовских - Антония, Иоанна и Евстафия (л. 264), память Стефана Пермского (л. 267), обретение мощей Алексия митрополита (л. 273), преставление Игнатия Ростовского (л. 276), память Кирилла Белоезерского (л. 278), перенесение мощей Петра митрополита (л. 295). В Евангелии той же библ., in f. № 14, конца XV в. [87], показаны в месяцеслове чтения евангельские из русских святых монгольского периода только Алексию митрополиту и Кириллу: "Иже на Белеезере создавшему велику лавру Пресвятыя Богородица".
372 О Кирилле, Мефодии, Вячеславе и Иоанне Рыльском см.: Опис. славянск. рукописей Москов. Синодал. библ. 1. С. 262, 263, 264, 314 [254]; Опис. Румянц. муз. 173,180 [246]; Известия II Отд. Акад. наук. 5.191, 275; 6. 283 [235]. О Параскеве, Арсении и Савве Сербских - Опис. Румянц. муз. 712 [246]. В Апостоле императ. Публ. библ., in f. № 56, пис. уставом XV в. на бумаге [84], упоминаются в месяцеслове вместе с Феодосием Печерским (л. 349) и Петром митрополитом (л. 335) имена Саввы Сербского (л. 350) и Симеона, "нового мироточца Сербского" (л.353).
373 Вопросы Феогноста и ответы на них Константинопольского Собора изданы по трем спискам Кирилло-Белоезерск. монастыря (см. Варлаам. Обозр. Рукописей прп. Кирилла Белоезер. в Чтен. Моск. ист. общ. 1860. 2. 32-38 [241]). Мы имели под руками еще список из Кормчей Новгородск. Соф. библ. XVI в. № 437. Л. 1-3 [4]. Но в этом последнем списке конца недостает, а в середине есть пропуск и значительная вставка, преимущественно из известных вопросов Кирика и ответов Нифонта. См. также Карамз. 4. Прим. 181 [301].
374 См. прил. 24.
375 Акт. истор. 1. № 253. С. 476 [228].
376 Акт. ист. 1. № 22. С. 45-46 [228]; Дополн. к Акт. истор. 1. № 181. С. 329, 330 [262].
377 П. собр. р. лет. 2. 223 [351].
378 См. прил. 25.
379 П. собр. р. лет. 3. 182 [351]. А в житии Моисея сказано: "Собра многия книгописцы и наять тыя преписовати многия святыя книги по исполнению церквей Божи-их..." (сб. моей б-ки № 14. Л. 74 об. [149]). Доныне сохранились из книг, переписанных по повелению Новг. владык: Моисея - 2 Евангелия (Горск. Опис. 1. 221 [43, 254]; Куприан. Обозр. Новг. Соф. библ. в Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 277 [Г, 312]); Давида - месячная Минея за март и апрель [51] (Case. Указател. Синод. библ. 208 [375]); Алексия - Евангелие [2] и три книги Миней месячных за март, июль и октябрь [7,19, 10] (Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 278, 288, 289; 7. 279 [312]); Иоанна II - Служебник [66], Канонник [3] и Паремейник [226] (там же. 6. 287, 304 [312]; Caвв. Указат. 251 [375]); Евфимия - Октоих [52] и пять книг месячных Миней за январь [184], февраль [б], апрель [8], июнь [9] и ноябрь [11] (Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 294-296; 7. 275 [312]; Опис. Румянц. муз. 395 [246]).
380 Например, при владыке Новгор. Алексии упоминаются переписчики "владычень паробок Микула", "владычень паробок Семеон", "владычень писец Филица" (Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 279, 289; 7. 279 [312]); при владыке Иоанне - дьяк Василий и священник Феодор (там же. 6. 287 [312]; Савв. Указат. 251 [375]); при владыке Евфимии - игумен Перыня монастыря Дионисий и диаконы Диомид и Иоанн (Извест. Там же. 6. 295, 296 [312]). Еще прежде, и именно в 1270 г., переписал в Новгороде Евангелие Георгий, сын попов (Опис. Рум. муз. С. 172 [246]). В Кирилло-Белоезерском монастыре перепискою книг для обители занимались иноки Христофор и Мартиниан (Варлаам. Обозр. в Чтен. Моск. ист. общ. 1860. 2. 2 [241]). При перечислении книг, пожертвованных князем Владимиром Васильковичем в церкви, летописец не раз замечает: "Сам же списал бяше" (П. собр. р. лет. 2. 222 [351]). А какой-то писец Захария на списанной им Псалтири в 1296 г. [57] сделал пометку, что он на своем веку много переписал святых книг, занимаясь этим издетства до старости (Горск. Опис. Синод, библ. 1.184 [254]).
381 Так в Псалтири импер. Публ. библ., in f. № I. XIII в. [104], на последнем листе написана следующая вкладная: "В лето 69-сотное 39-е (1431) сию книгу дала раба Божия Ульяна, нареченая во иночьском житьи Елена, церкви Чюдо святого архангела Михаила на поминок господину своему князю великому Глебу смоленьскому и мне, инокине Елене, и нашим детем. И кто сию книгу отьимет, погубит нашу память, самого его погубит Христос, Сын Бога живаго. Ему слава со Отцем и со С[вя]тым Духом в веки аминь". Равным образом на Апостоле 1309-1312 г. [37'] один староста Воскресенской церкви в Пскове написал, что он дал эту книгу в церковь на память не только себе, своим братьям, всему своему семейству, но и всему своему племени (Горск. Опис. Синод, библ. 1. 296 [254]).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История русской церкви (Том 4)"
Книги похожие на "История русской церкви (Том 4)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Митрополит Макарий - История русской церкви (Том 4)"
Отзывы читателей о книге "История русской церкви (Том 4)", комментарии и мнения людей о произведении.