» » » » Александр Цыганков - Зачарованный свет


Авторские права

Александр Цыганков - Зачарованный свет

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Цыганков - Зачарованный свет" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Современная проза. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Зачарованный свет
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Зачарованный свет"

Описание и краткое содержание "Зачарованный свет" читать бесплатно онлайн.



Александр Цыганков – поэт и художник. Родился в Комсомольске-на-Амуре. Рос и учился в Кемерове, с 1992 года живет в Томске. Автор книг: “Лестница” (1991), “Тростниковая флейта” (1995, 2005). “Ветер над берегом” (2005). Печатался в журналах “День и ночь”, “Сибирские огни”, “Дети Ра”, “Крещатик”, “Урал”, “Знамя”, “Новый Журнал” и других.






По мнению академика Рыбакова, в истоках детской игры “Ворота” скрывается языческий обряд, связанный с праздником и жертвоприношениями в честь какого-то божества. Если это так, то можно только догадываться о том, что скрывается за словами “ходи в пекло”, и гадать, какому Стрибогу, Белбогу или Чернобогу предназначалась девочка, украшенная веночком, сплетенным из гроб-травы, могильницы. Впрочем, слова “барвiновiй” и “барвинок” теперь имеют другое значение, а пеклом на крещеной Руси называли преисподнюю. Подобная детская игра сохранилась у чехов и называется “У золотых ворот” или “Мост”: двенадцать играющих по тем же правилам.

Словом, дети как дети. Они и задают правила игры – заводят счет, бросаются врассыпную, но обязательно возвращаются туда, где начинали играть, – на Старое Место, на котором всегда можно увидеть следы костра и найти переломанные деревянные пики, потрошеных плюшевых медведей и оторванные кукольные головы. Так случается со всеми игрушками, которые надоели, но именно эти приметы характеризуют самих играющих и говорят об их возрасте.

Совершенно идентичны черты обитателей языческого бестиария и традиции родоплеменного мракобесия южных, северных, западных и восточных славян. Но поколения богов реконструировать трудно. О дьяволах, чьи капища разрушены в историческое время, тоже почти ничего неизвестно. Мы не знали переходного периода, как другие народы, которые научились читать и писать задолго до принятия христианства. Герои нашего эпоса оторваны от своих богов. Они их просто не знают. И самих героев до наших дней дошло не так много, как у южных соседей, но и не сказать, что мало. Более чем другим повезло “героям” животного эпоса. Все без исключения сказочные звери нашли свое место в детских книжках, а кое-кто из них попал в сокровищницу мировой литературы. Достаточно вспомнить, как в начале девятнадцатого века любимчик народной демонологии запрыгнул на златую цепь и теперь останется на ней, пока длятся речь и время. Ребенок узнает о нем раньше, чем начинает осознавать себя. Ай да Котя!

Да и в “Слове” звери и птицы служат не для одной только звукопроводимости мира поэтического текста. Они – как и мифические существа – составляют особый образный ряд – и речь “говоряхуть”, и песни поют. В древних текстах и люди – как звери: “яко лев”, “яко рысь”, “яко коркодел”. Что ни князь, то сокол. Княгиня – чайка. Что ни Марья, то Лебедь Белая!

Черты подобного “звериного стиля” проступают из произведений всех литературных жанров. Это позволительно для русской прозы и было обязательным для русской поэзии всех времен и континентов. Примеров не счесть. Все в порядке вещей и не очень-то заметно, а вот без волшебства и чудотворства русская литература даже в уме не укладывается. О Всеславе Полоцком, правнуке Владимира Красное Солнышко и Рогнеды, наш первый писатель так прямо и говорит: “его же роди мати отъ вълхования”. Не так витиевато и цветасто, как передают калики перехожие-переброжие, но не менее баснословно. Причем нисколько не согласуясь с христианской традицией восточной апостольской церкви. И это не поэтический произвол, пред коим не устоял строгий летописец.

“Рожденный от волхования” современник Нестора дожил до 1101 года. Насколько же был еще близок тотемный мир предков в конце того же двенадцатого века, если по воле автора “Слова о полку Игореве” князь полоцкий Всеслав Брячиславич навеки остался в русской литературе с тем, что “обесися сине мгле” серым “вълком”.


9. Ликантропия

Геродот пишет о целом народе оборотней. Владимир Даль рассказывает о том, как можно превратиться в волка, порыскать и опять вернуться в прежнее состояние. Все очень просто: темный лес, гладко срубленный пень, воткнутый в него острый нож, через который надо перекувырнуться. Но что перед этим выкрикивается на весь лес, не сообщается. Никто не помнит волшебных слов Заклинания. Утверждение Стратановского, что легенды об оборотничестве относятся к культовому празднику, участники которого носили волчьи шкуры и маски, нелепо. Геродот написал Правду. Если было бы наоборот, то Чумак не напоил бы великую страну Заряженной Водой. Мы просто забыли, что в том или ином случае надо говорить.

Оболкусь я Оболоком! Хорт – Хорт – Хорт… Обтычусь частыми Звездами! Хорт – Хорт – Хорт… Обернусь я Серым Вълкомъ!!!

Но если кто-то нож унесет, пока волком рыскаешь, то навек волком и останешься. Хорошо, если добрым человеком был до того, как через пень кувыркался. Это про таких оборотней и говорят: волк дорогу перебежит – к счастью!

И недаром в полночь перед битвой легендарный славянский полководец отъезжал в сторону от войска и выл по-волчьи. Вдали ему отзывался волк, и начинали выть все волки в округе. Зачем воевода слушал волчьи песни в ночь перед битвой, непонятно. Но и в наше время говорят: с волками жить, по-волчьи выть.

Есть в летописи любопытная байка: князь Владимир и разбойники. Крещеный, но по-прежнему суеверный киевский владыка довольно скоро “истончился” до такой кротости, что начался на Руси разбой, доселе невиданный, до той поры неслыханный. От безнаказанности число грабителей, насильников и татей росло не по дням, а по часам. И взмолились тогда праведники церковные, возроптали разумники православные, пришли в палаты белокаменные и спрашивают у светлого князя Володимира: “се умножися резбойници, почто не казниши?” А он им так отвечает: “боюся греха”. Вот тогда и появляется в русских песнях-былинах, в сказках-небылицах такой незабвенный персонаж, как Соловей-разбойник, Одихмантьев сын. Тварь до того могучая, что на двенадцати дубах гнездо свил и ровно тридцать лет “не пропущал” ни конного, ни пешего. Но сказка для того и сказка, чтобы добру победить. Просветили разумники Володимира, русским языком пересказали Святое Писание, да инда оправился князь от “страха божьего” и “нача казнити разбойникы”.

Как бы там ни было, но князь Владимир I Святославич Святой русскую землю крестил, просветил и обустроил. А то, что суеверие, мракобесие и прочее идолопоклонство неискоренимы и в наш… второй космический век, вопрос эволюции. И не важно, что летопись умалчивает о том, во что были преобразованы прежние институты Владимира Красное Солнышко: триста наложниц в Вышегороде, “а 300 в Белегороде”, “а 200 на Берестове в селци, еже зоуть ныне Берестовое…”.

Хотелось бы верить, что каждую из прекрасных невольниц увез какой-нибудь Иван-царевич на Сером Вълке, а не слушать, как взрослые люди дерут глотки в “ученом” споре о первых женских монастырях. По названию ближе всего Новодевичий, но он основан только в шестнадцатом веке и достаточно далеко от Белгорода и Бреста.


10. Легенда

Эгей, священные кони Арконы! Подумал, и почему-то сразу вспоминаются двенадцать волшебных кобылиц. Степь, костры и колесницы арийских племен. Таинственная неизвестность! Ветер Ветерович указывает Путь, но никогда не знаешь, в какую сторону он развернется.

Если в гимне “Авесты”, воспевающем Ахура-Мазду, использована развернутая метафора: “несет мощные небеса подобно одеяниям”, то калики перехожие-переброжие из развернутой метафоры сделали загадку: “Облачается небесами, подпоясывается зарями, застегивается звездами”. А?

В книге книг отца истории есть фракийский наместник царя Ксеркса по имени Бог. Осажденный афинянами, он отклонил “позволение выйти” и совершил самосожжение. Современные комментаторы истолковывают легенду Геродота о самосожжении наместника по имени Бог как жертву персидскому богу солнца Митре. Но имя самого наместника удивительным образом перекликается со старорусским словом “богатье” – огонь. Владимир Даль с оговоркой на оканье записал: “Дай багача, затеплить свечу”. У Гомера есть выражение “жарить на Гефесте”, и, как пишет Чистяков, “для грека второго тысячелетия до нашей эры Гефест – не бог огня, а тот самый огонь, что горит в очаге”.

Персы, греки, этруски, римляне, фракийцы, венеты, германские и славянские племена – все вокруг огня на капище с кумирами времен. Версии можно выстроить самые фантастические. Народы одной языковой семьи. Сходство есть, но друг друга не понимают. И не хорошо ли это, что в каждом языке живет своя Легенда.

Легендами пронизаны наши первые литературные памятники и облагорожены сказки современных исторических писателей. Легендами был вдохновлен римский историк Тит Ливий: “Древности простительно, мешая человеческое с божественным, возвеличивать начала…” И это – прежде всего: Великие Начала!

Из книги первой. Поздний перевод. Паденье Трои. Гибель Пилемена.

И вот плывут – куда глаза глядят – от старых стен отважные энеты,

Ведомые, на горе евганеев, искать кисельный берег. Чур меня!

И дальше так. Ученого кота на брег пустили первым. Евганеев

Прогнали с боем. Землю нарекли Троянскою – меж Альпами и морем,


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Зачарованный свет"

Книги похожие на "Зачарованный свет" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Цыганков

Александр Цыганков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Цыганков - Зачарованный свет"

Отзывы читателей о книге "Зачарованный свет", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.