Константин Воронин - На черноморских фарватерах

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На черноморских фарватерах"
Описание и краткое содержание "На черноморских фарватерах" читать бесплатно онлайн.
Аннотация издательства: Военные действия против Черноморского флота 22 июня 1941 года гитлеровцы начали с интенсивных минных постановок, осуществляя их силами авиации. В борьбу с минной опасностью без промедления вступили моряки кораблей и береговых подразделений Охраны водного района Севастополя и других баз. Об их героизме и мужестве, раскрытии секретов новейших германских мин, участии овровцев в десантных операциях рассказывает эта книга. Заключительная глава посвящена послевоенной учебе и службе моряков соединения, продолжающих славные традиции фронтовиков. Военно-исторический очерк предназначен массовому читателю.
«МО-0912» при отходе от берега получил тяжелое повреждение, потерял управление и сел на мель [119]. Но и в этих условиях комендоры катера вели огонь по огневым точкам врага. Мастерски наводил орудие старшина 1-й статьи Ф. Р. Найденов. Его расчет подавил пулеметное гнездо гитлеровцев. В это время ранило командира носового орудия старшину 2-й статьи М. М. Рябоконя. Окровавленный, превозмогая боль, он не покинул боевой пост и продолжал управлять огнем орудия.
«МО-0912» сиять с мели не удалось. Команда во главе со старшим лейтенантом И. В. Кращенко сошла на берег и там вступила в бой с врагом. Когда гитлеровцы стали теснить левый фланг армейского подразделения и умолк станковый пулемет, расчет которого вышел из строя, член экипажа катера краснофлотец В. В. Коломеец бросился к пулемету и открыл огонь по наседавшим гитлеровцам. Остальные двадцать моряков под руководством старшего лейтенанта Кращенко пошли в атаку. За ними устремились красноармейцы. Враг не выдержал и отступил.
2 ноября героическая команда «МО-0912» в составе 18 человек вместе со своим командиром прибыла в район озера Соленое.
При подходе к месту высадки «МО-044» накрыло трехорудийным залпом [120]. Один снаряд попал в катер, два других разорвались рядом с бортом. Осколками пробило обшивку, а также повредило трубопровод и коллекторы главных двигателей. Катер лишился хода, возник пожар. Накатом волны его сносило к берегу, откуда противник вел огонь. В живых осталось лишь восемь человек. Погиб Н. И. Сипягин, в командование отрядом вступил командир звена старший лейтенант С. Н. Попов.
Несмотря на всю тяжесть обстановки, командир «МО-044» старший лейтенант Н. И. Овсянкин сумел организовать аварийные работы. Старшина группы мотористов главный старшина В. В. Данченко и командир отделения мотористов старший краснофлотец В. А. Вдовин, задыхаясь от угарных газов, устранили повреждение правого мотора. Катер своим ходом возвратился в Тамань.
Смело шел на высадку десанта экипаж «ДМБ-3» (старшина бота краснофлотец Д. И. Луценко). Здесь находилось 59 автоматчиков из роты старшего лейтенанта И. А. Цибизова во главе с политработником капитаном Н. В. Рыбаковым. Когда бот приблизился к берегу, Рыбаков с возгласом «Вперед! За Крым!» первым бросился в воду и увлек за собой бойцов.
Десантный бот № 10, которым командовал старшина 1-й статьи А. А. Елизаров, подошел к берегу, опоясанному проволочным заграждением. Бывалый моряк подал команду: «Бросай на проволоку шипели!» — и сам с автоматом в руках первым перемахнул через препятствие. Один рывок — и Елизаров достиг берега. Морские пехотинцы ринулись за ним.
В десанте на Эльтиген А. А. Елизаров проявил исключительное мужество, стойкость и отвагу. Под огнем вражеской артиллерии и авиации он сделал 17 рейсов, доставляя десантникам боезапас и продовольствие. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года старшине 2-й статьи А. А. Елизарову присвоено звание Героя Советского Союза.
При высадке десанта отличился и экипаж бота № 6, которым командовал старшина 2-й статьи А. Д. Емельяненко. Несмотря на сильный артиллерийский обстрел, он без потерь высадил морских пехотинцев. В течение семи дней бот перевозил войска на крымскую землю. В ночь на 8 ноября его выбросило на берег. Емельяненко с экипажем влился в ряды морских пехотинцев, сражавшихся с врагом на берегу. Только 25 ноября команда бота возвратилась в Тамань. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года старшине 2-й статьи А. Д. Емельяненко было присвоено звание Героя Советского Союза. Этого высокого звания удостоен и старшина бота № 21 старшина 2-й статьи Я. Я. Швачко, сделавший в труднейших условиях 15 рейсов к эльтигенскому плацдарму.
При подходе к месту высадки десанта в носовую часть «СКА-0127» (командир старшина 1-й статьи И. С. Максимов) попал вражеский снаряд. В пробоину хлынула вода, катер стал тонуть. Под огнем противника команда упорно боролась за живучесть. Катер остался без хода, но держался на плаву. Возвращаясь с Эльтигена, мотобот № 21 взял катер на буксир, вывел из-под обстрела, а затем отбуксировал в базу.
Дважды в течение ночи высадил десантников «СКА-0158» (командир главный старшина И. А. Ищук) [121]. Отличная выучка личного состава, решительность и смелость старшины обеспечили успешное выполнение боевой задачи.
В ночь на 2 ноября «СКА-0117» (командир главный старшина В. А. Марченко) сделал четыре рейса к огненному плацдарму и перевез 140 бойцов, 17 пулеметов, 8 минометов, 19 ящиков боеприпасов и полтонны продовольствия[122]. Противник все время обстреливал катер. Один снаряд разорвался у борта. Были выведены из строя два мотора и рулевое управление. Моряки бросились исправлять повреждения. Вскоре один мотор ввели в строй, а вместо руля приспособили трап. Катер отошел от берега, затем направился в базу. Команда продолжала бороться с поступлением воды во внутренние помещения, заделывала пробойны. Боцман старшина 2-й статьи Т. К. Богданов, комсорг катера старшина 1-й статьи С. Ф. Шаповалов, моторист краснофлотец В. Т. Шевчук непрерывно откачивали воду. «СКА-0117» благополучно прибыл в Тамань. Главный старшина В. А. Марченко был награжден орденом Красного Знамени.
Катер-охотник «МО-052» (командир старший лейтенант Н. И. Осеев) шел головным в 5-м отряде. На борту находился командир отряда старший лейтенант В. Е. Москалюк.
Темной штормовой ночью старшина 2-й статьи С. Ф. Ванин обнаружил мину в нескольких метрах от борта и тут же доложил на мостик. Осеев скомандовал:
— Лево на борт!
Мина осталась за кормой. Едва на катере успели перевести дух, как краснофлотец В. Е. Васильченко крикнул:
— Прямо по носу мина!
Отвернуть было уже невозможно. Осеев застопорил ход и дал полный назад. И на этот раз столкновения с миной не произошло. «МО-052» продолжал движение к крымскому берегу.
Успешно действовал экипаж «КАТЩ-661» (командир мичман В. А. Леонгард). Груженный продовольствием и боезапасом, с группой десантников на борту, тральщик полным ходом шел к берегу Крыма. Начался шторм.
— Усилить наблюдение! — приказал командир.
— Есть! — ответил с бака краснофлотец Г. Ф. Рак.
В воздухе вспыхивали осветительные снаряды, разрывая тьму ночи. Поверхность воды обшаривали лучи вражеских прожекторов. В такой обстановке тральщик пересек минное поле.
Показались смутные очертания берега. В этот момент справа и слева вздыбились фонтаны воды, раздались взрывы. Гитлеровцы заметили катерный тральщик и открыли по нему огонь.
Миновав мели, мины и перекаты, прорвав завесу вражеского огня, «КАТЩ-661» подошел к месту высадки. Бойцы мгновенно покинули борт и устремились в атаку. После выгрузки боезапаса и продовольствия катер отошел от берега и направился в базу.
Не было силы, которая заставила бы отступить моряков, обеспечивавших высадку десанта.
Два рейса к плацдарму сделал в течение ночи «СКА-0135» (командир мичман Н. В. Катрич). «КАТЩ-569» (командир главный старшина И. В. Бучнев) буксировал плот, на котором находились артиллерийская батарея с орудийным расчетом. Тральщик прорвался через завесу огня, получил четыре попаданий, но плот доставил к берегу и благополучно возвратился в базу. На следующий день, отправившись в очередной рейс к крымскому берегу с группой десантников на борту, «КАТЩ-569» вновь получил прямое попадание снаряда. Осколки повредили трубу охлаждения. Мотористы старшина 2-й статьи В. А. Косенко и краснофлотец П. А. Ляшко за несколько минут исправили повреждение и обеспечили тральщику ход. Разрыв второго снаряда вывел из строя рулевое управление, вызвал пожар. Под руководством боцмана старшины 2-й статьи Н. И. Трифонова огонь удалось быстро погасить. Благодаря энергичным действиям экипажа тральщик был спасен, десантники успешно высажены.
Вместе с первым эшелоном десанта к берегу шел «лимузин» — небольшой одномоторный катер, на котором находились связисты во главе с командиром базы высадки капитан-лейтенантом Б. Д. Берначуком. «Лимузин» повредило осколками снаряда, он потерял ход, Берначук получил ранение. Положение стало критическим. Не раздумывая, краснофлотец И. М. Вишняков взял в руки буксирный конец, бросился в воду и потянул за собой «лимузин». До берега было еще далеко, Вишнякову мешало обмундирование. Тогда он разделся и продолжал тянуть катер в направлении места высадки. Напряженная борьба Вишнякова увенчалась успехом. Связисты с Берначуком высадились на берег, где сразу же приступили к организации связи.
К рассвету 1 ноября в районе Эльтигена удалось высадить два батальона морской пехоты и около 3 тысяч бойцов 318-й стрелковой дивизии, а также перевезти 18 противотанковых орудий, 15 минометов и 19,5 тонны боезапаса. Лишь к исходу 1 ноября, когда десантники овладели плацдармом шириной до 5 км и глубиной до 2 км, командир 318-й стрелковой дивизии полковник В. Ф. Гладков со своим штабом и командирами полков сумел переправиться на крымский берег и возглавить руководство войсками. В ночь на 2 ноября корабли десанта под артиллерийским огнем завершили высадку войск 318-й дивизии (без артиллерии и танков).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На черноморских фарватерах"
Книги похожие на "На черноморских фарватерах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Воронин - На черноморских фарватерах"
Отзывы читателей о книге "На черноморских фарватерах", комментарии и мнения людей о произведении.