» » » » Ирина Нолле - За синей птицей


Авторские права

Ирина Нолле - За синей птицей

Здесь можно скачать бесплатно "Ирина Нолле - За синей птицей" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Советская классическая проза, издательство Советский писатель, год 1964. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Нолле - За синей птицей
Рейтинг:
Название:
За синей птицей
Автор:
Издательство:
Советский писатель
Год:
1964
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "За синей птицей"

Описание и краткое содержание "За синей птицей" читать бесплатно онлайн.



Перед читателем открывается жизнь исправительно-трудовой детской колонии в годы Великой Отечественной войны. В силу сложившихся обстоятельств, несовершеннолетние были размещены на территории, где содержались взрослые. Эти «особые обстоятельства» дали возможность автору показать и раскрыть взаимоотношения в так называемом «преступном мире», дикие и жестокие «законы» этого мира, ложную его романтику — все, что пагубно и растлевающе действует на еще не сформированную психику подростка.

Автора интересуют не виды преступлений, а характеры людей, их сложные судьбы. В романе показано, как происходит внутренняя ломка, сложнейший процесс очищения от налипшей тины блатной романтики, преступных нравов, аморальности. Продолжая и развивая макаренковскую тему, Ирина Нолле описывает совершенно другое время и другие условия жизни для подростков-правонарушителей. Социальные условия, порождавшие когда-то беспризорничество, отошли в прошлое. Теперь это — обыкновенные подростки, девушки и юноши, мимо которых когда-то и кто-то «прошел мимо».

Центральный персонаж романа — начальник ДТК капитан Белоненко — один из тех работников органов государственной безопасности, которые всегда сохраняли в душе и на практике верность ленинским идеям, заветам Феликса Дзержинского, чьей памяти посвящена книга. Образ Белоненко привлекает внутренней убежденностью, твердостью идейных позиций, нравственной чистотой в отношениях с людьми, честностью и принципиальностью.

За сказочной Синей Птицей счастья, но не в сновидениях и грезах, а дорогой созидательного труда, дерзаний и поисков идут герои романа Ирины Нолле.






— В чем дело?

Галя задержалась только на одну секунду.

— Беда, Маринка! Волков достал нож… Петька говорит — он хочет порезать Горина. Беги ищи коменданта… А я туда, к цеху. Горин там! Надо его… — и побежала дальше.

Расспрашивать было некогда. Марина бросилась к насосам, где она видела недавно коменданта. Свистунова там не оказалось.

— Они там все! — кто-то махнул рукой в сторону горящего цеха.

— А Волков?

— Тоже там! На крыше, балки разбирает. «Сказать им?» — мелькнула у Марины мысль, но тут же она поняла: нельзя останавливать работу насосов, нельзя создавать панику.

Напрямик, через клумбу, по нежной зелени газона, она бежала обратно к пролому в ограде. По дороге сшибла кого-то, споткнулась сама, услышала брошенное вдогонку: «Очумела, что ли?» — и, добежав до цеха, остановилась, лихорадочно разыскивая глазами Горина. Крыша была окутана облаками пара и клубами дыма. Упруго шипела струя воды пожарного шланга, сбивая вспыхивающее на балках пламя. Горина она увидела на гребне крыши. Он стоял с багром в руках и что-то кричал, полуобернувшись назад, указывая на противоположный конец крыши. Туда сейчас же направили струю воды. Подняв багор и балансируя им, Горин стал передвигаться дальше. Рядом два плотника рубили топорами балку. На ней еще плясали языки пламени.

Марина заметила пожарную лестницу, приставленную к стене цеха. «Забраться наверх, предупредить!» Перепрыгнув через какие-то доски, сваленные в кучу, она бросилась к лестнице, опять зацепилась за что-то и упала, а когда подняла голову, то увидела Виктора Волкова. Согнувшись, он стоял за кирпичной трубой цеха, прижимаясь к ней боком. Прямо к нему шел Андрей Горин с багром в руках.

— Андрей! Андрей! — закричала Марина. — Назад! И вдруг между Гориным и выпрямившимся Волковым Марина увидела Галю. Она стояла лицом к Виктору, вытянув вперед руки, словно хотела оттолкнуть или удержать его.

Все произошло мгновенно: взметнулась и опустилась рука Волкова, покачнулась Галя, загремел по балкам багор, отшвырнутый Гориным.

Марина страшно закричала, рванулась вперед. Режущая боль опоясала ногу. На секунду она потеряла сознание, а когда открыла глаза, то увидела Горина, который стоял на крыше, поддерживая бессильно поникшее тело Гали. Перескакивая с балки на балку, к ним спешил плотник Григорий и еще кто-то, а колонисты уже толпились внизу у лестницы, по которой взбирался наверх комендант. Потом мимо Марины, не заметив ее, быстрым шагом прошла Софья Львовна в белом халате и с докторским чемоданчиком в руках; потом Толя Рогов и Миша Черных пробежали с носилками.

— Помогите мне встать! Да помогите же!.. Что с ней? Боже мой, что с ней? — Марина, рыдая, уцепилась за чьи-то ноги.

— Ты что? — над ней склонился Коля Куклин.

— Ногу… упала… Ты мне помоги подняться. Ох, нет, не могу, не надо… — она застонала. — Коля, она жива?

— Не знаю… Ее уже спустили вниз. Так ты не можешь подняться? Ну, посиди, я сейчас позову еще кого-нибудь…

Лицо его, перепачканное сажей и копотью, вдруг исказилось. Он сжал кулаки.

— Убьем мы его, гада!

У Марины снова потемнело в глазах от боли в ноге.

— Ладно, иди туда… — слабо прошептала она. — Узнай…

Без пятнадцати три в квартире начальника КВО зазвонил телефон. Белоненко встал с дивана, где он спал, и взял трубку.

— Капитан Белоненко слушает.

— Товарищ капитан, — услышал он торопливый голос дежурного по Управлению. — В колонии пожар. Загорелся токарный цех. Вас ожидает верховая лошадь. Вызвали автодрезину. Какие будут распоряжения?

— Сообщите начальнику Управления.

— Полковнику уже доложено.

Через несколько минут Белоненко выезжал на кратчайшую лесную дорогу, сокращавшую расстояние почти вдвое.

— Чайка…

— Умирает…

— Галя умирает…

— Задело сердце…

— Если бы сразу в госпиталь…

— А эти… их скоро уберут?

— Заложить их надо.

— Там две надзирательницы дежурят.

— Накроем, свяжем… Гадов завалим втихаря…

— Очумели вы?! Соображаете, что тогда капитану будет?

Шепот замирал. Но через какое-то время снова:

— Умирает девчонка…

— Человека спасла…

— Говорят, бредила. Про каких-то гномов и про костры.

— Где он взял нож? Петька передал? Его бы тоже стукнуть не мешало…

— Он не знал. Домик там какой-то для белки Витька ему обещал…

— Знал не знал, а ножи выносить из столовой запрещено.

— Расстрелять их всех.

— Толик, иди к капитану, скажи — пусть по-хорошему убирают от нас…

Рогов вошел в кабинет и, не поднимая на Белоненко глаз, сказал:

— Гражданин начальник, когда их отсюда увезут?

— Это зависит не от меня. Дело передано следственным органам. Иди, Анатолий, к ребятам. Передай им, что вечером я приду в барак. И — пусть держатся… Понимаешь? Главное теперь для нас — это держаться крепко. Ты понял меня, Анатолий?

Рогов поднял голову и посмотрел на своего начальника. Белоненко осунулся за одну ночь, но был, как всегда, выбрит, подтянут, и только голос его звучал глухо и под глазами легли темные тени.

— Ее нельзя спасти?.. Ребята говорили, что если нужно кровь дать…

Белоненко отвернулся.

— Иди, Анатолий… Опоздали мы с кровью…

— А врачи?! Что же они смотрели? — крикнул Рогов.

— Врачи сделали все, что можно было в этих условиях. Ее нельзя было везти в госпиталь.

Белоненко сел за стол и сжал голову руками.

Рогов вышел, осторожно прикрыв за собой дверь.

Галю Светлову похоронили совсем рядом с высокой, сумрачной елью на краю кладбища. Рыдающая Клава Смирнова, бросаясь от Галины Левицкой к капитану, уверяла, что здесь было любимое место Чайки и что похоронить ее надо только здесь.

— У нее и в тетрадке про эту елку написано… — плача говорила Клава. И пока мальчики рыли могилу, она не отходила от них и просила дать ей покопать или уходила в лес и возвращалась с новыми охапками цветов. За ней неотлучно следовала Нина Рыбакова, стараясь, однако, не попадаться Клаве на глаза, которая, заметив ее, с раздражением закричала, чтобы ее оставили в покое и не лезли.

Никогда еще в истории лагерей не было случая, чтобы заключенного хоронили с музыкой, и Белоненко, зная о приготовлениях Рогова и настойчивом желании колонистов провожать тело Гали под звуки баяна, попросил Марину и Галину Левицкую убедить ребят в невозможности их намерения.

Левицкая с сомнением покачала головой:

— Вряд ли их убедишь… Да и мне самой кажется… Никто же не узнает.

— Надо убедить. Придумайте какое-нибудь объяснение…

Марина сказала:

— Хорошо, я попробую. Во время похорон музыки не будет. Но потом мы туда придем…

Анатолия она нашла в круглой беседке.

Всегда сдержанный, на этот раз он резко сказал:

— Пусть они там все перебесятся, эти начальнички. Сами виноваты, что убили нашу Гальку, а теперь и музыку запрещают? Она погибла героической смертью. Ее и хоронить надо как героя.

— А ты похоронный марш умеешь играть?

Толя посмотрел на нее и нахмурился:

— Какой похоронный марш?

— Ну, любой… какие играют во время похорон.

— Не умею…

— Так что же ты будешь играть?

Рогов молчал. Марина поднялась со скамейки и сказала:

— Хоронят людей только под похоронный марш. Когда ты его разучишь, мы придем туда все вместе… Хорошо, Толя?

Музыки не было, но в этот день поднялся сильный ветер, и высокая ель над могилой Гали Светловой тревожно гудела и гнулась. И так же гудели другие деревья, обступившие кладбище со всех сторон. И это было более торжественно и более печально, чем любая музыка, созданная человеком. Гроб несли мальчики, не позволив помогать взрослым, и только одному человеку они, молча, уступили место — Андрею Горину.

Марина шла за гробом в каком-то полусне. Ей было видно, как вздрагивают в такт шагам несущих белые цветы ландышей в изголовье Гали. Было ей видно и лицо умершей — спокойное, не искаженное страданием и словно бы нетронутое смертной печатью.

Марина шла рядом с Галей Левицкой и Антоном Ивановичем, и ей казалось, что все это уже когда-то было: пасмурное небо, и ветер, и покачивающийся впереди гроб. А когда дошли до кладбища и мальчики осторожно опустили гроб рядом с вырытой могилой, в памяти Марины всплыли знакомые строки: «Пастор в церкви уже не срамил мертвую…».

— …И если когда-нибудь один из вас будет близок к совершению преступления, если вдруг захочет он стать на прежний путь — вспомните этот день, когда мы прощаемся с Галей Светловой, погибшей потому, что еще где-то существует «закон преступного мира» — дикий, бессмысленный и жестокий. Пусть это воспоминание остановит вашу руку, пусть оно сбережет вас от непоправимого шага… Может быть, образ погибшей Гали поможет вам обрести жизнь.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "За синей птицей"

Книги похожие на "За синей птицей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Нолле

Ирина Нолле - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Нолле - За синей птицей"

Отзывы читателей о книге "За синей птицей", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.