» » » » Илья Мощанский - Крупнейшие танковые сражения Второй мировой войны. Аналитический обзор


Авторские права

Илья Мощанский - Крупнейшие танковые сражения Второй мировой войны. Аналитический обзор

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Мощанский - Крупнейшие танковые сражения Второй мировой войны. Аналитический обзор" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательский дом «Вече», год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Илья Мощанский - Крупнейшие танковые сражения Второй мировой войны. Аналитический обзор
Рейтинг:
Название:
Крупнейшие танковые сражения Второй мировой войны. Аналитический обзор
Издательство:
Издательский дом «Вече»
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-9533-5719-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Крупнейшие танковые сражения Второй мировой войны. Аналитический обзор"

Описание и краткое содержание "Крупнейшие танковые сражения Второй мировой войны. Аналитический обзор" читать бесплатно онлайн.



Представляемая читателям книга посвящена наиболее масштабным танковым сражениям Второй мировой войны. Следует сказать, что в современной военно-исторической науке не существует жестких требований к понятию танкового сражения, поэтому подход автора к выбранной теме во многом субъективен, а подбор сражений происходил по различным критериям. Танковая битва на Юго-Западном фронте в июне 1941 года является самой масштабной по количеству примененной сторонами бронетанковой техники, весенне-летние сражения 1942 года в районе Харькова и Воронежа связаны с первыми попытками советского командования использовать в боях танковые корпуса и армию. Три остальных операции: у Эль-Аламейна, под Прохоровкой и в районе озера Балатон — это эпические драмы Второй мировой, обросшие домыслами и легендами, которые при исследованиях в современных условиях можно либо подтвердить, либо опровергнуть. Данная работа является уникальной и не имеет аналогов в современной литературе.






Боевой опыт показал, что подвижные силы способны на пустынном театре военных действий преодолевать большие расстояния в отрыве от главных баз снабжения. Пески и жаркий климат не являются препятствием для использования танковых и моторизованных войск. Специальные чехлы и фильтры, не пропускавшие песок в мотор и внутренние механизмы боевой техники, а также не утопавшие в песках гусеницы танков обеспечивали свободное использование бронетехники и автомашин даже вне дорог.

Захват территории в условиях пустынного театра военных действий не являлся успехом ни для одной из воевавших сторон, поскольку живая сила и техника противника сохранялась. Обе стороны не раз прибегали к «отскоку», пользуясь огромными пространствами пустыни, чтобы сохранить живую силу и выиграть время.

Фланги противостоящих войсковых группировок со стороны пустыни не обеспечивались. Глубоким обходом подвижных частей с юга можно было обойти открытый фланг каждой воевавшей стороны и во взаимодействии с военно-морским флотом и войсками, наступавшими вдоль побережья, окружить и прижать группировку противника к морю. Но возможность маневра в таком плане ни разу не была использована, несмотря на доступность пустыни для действия всех родов войск. Обе стороны боялись пустыни.

По заключению некоторых английских военных писателей, «Монтгомери все военное искусство сводил к численному превосходству»[195]. Тем не менее в сражении под Эль-Аламейном Монтгомери не удалось добиться окружения и разгрома танковой армии «Африка», несмотря на значительное численное превосходство. Победа, как известно, достигается не только численным превосходством, но и умением правильно использовать это превосходство.

В результате анализа сражения у Эль-Аламейна авторы ряда зарубежных трудов по истории Второй мировой войны указывают на некоторые существенные недостатки, относящиеся к военному искусству. Эти недостатки следующие. Не было организовано правильного взаимодействия между родами войск. Разведка боем накануне наступления не проводилась. Операция в инженерном отношении не была в достаточной степени обеспечена. Решающая роль отводилась авиационной подготовке. Методы управления соединениями и частями не соответствовали быстрым темпам передвижения войск. Даже во время боя подвижных частей англичане пользовались кодом, к тому же очень сложным. Командиры же немецких танковых и моторизованных частей отдавали приказания во время боя совершенно открыто. Такой способ управления боем позволял им быстрее влиять на все изменения боевой обстановки.

Отдельные бронебригады использовались не для непосредственной поддержки пехоты во время атаки, а для сопровождения пехоты на случай необходимости отразить контратаку танков противника. Использование бронедивизий планировалось для развития оперативного успеха. Однако им пришлось участвовать в завершении затянувшегося прорыва, причем собственными силами, в ночных условиях, без взаимодействия с пехотой и артиллерийского и авиационного обеспечения. Поспешный ввод в сражение бронекорпуса не имел даже тактического успеха.

В результате всех вышеуказанных причин, несмотря на превосходство в силах и средствах, темп наступления в тактической зоне обороны противника не превышал 1–2 км в сутки, и операция развивалась крайне медленно. Английским войскам потребовалось двенадцать дней, чтобы преодолеть сопротивление противника на всю глубину его тактической зоны обороны. Сражение закончилось поражением и выталкиванием противника. Поставленной цели по окружению и уничтожению главных сил противника достигнуть не удалось.

В сражении при Эль-Аламейне обращает на себя внимание массированное применение английской авиации для решения оперативно-тактических задач. Авиационная подготовка осуществлялась сосредоточенными ударами оперативных соединений бомбардировщиков и истребителей-бомбардировщиков.

Авиационная поддержка наземных войск (сопровождение атаки) осуществлялась авиационными подразделениями и частями, которые в отдельных случаях придавались сухопутным войскам.

Благодаря переброске сил немецких люфтваффе на советско-германский фронт англо-американская авиация без особого труда добилась господства в воздухе над полем боя и образовала «воздушную завесу» над сухопутной группировкой, что создало исключительно благоприятные условия для боевых действий войск. В результате изучения боевого опыта по использованию авиации над полем боя для прикрытия и поддержки сухопутных войск англо-американское командование пришло к выводу о необходимости разделить военно-воздушные силы на два вида: тактические и стратегические военно-воздушные силы. Каждый вид авиации объединялся централизованным управлением. Это мероприятие было проведено в первой половине 1943 года.

Во время преследования королевская авиация своевременно поддерживала подвижные войска благодаря быстрому перебазированию истребителей по мере продвижения войск с одного временного полевого аэродрома на другой. Например, 13 ноября две эскадрильи британских истребителей перебазировались на полевой аэродром в 290 км восточнее Аджедабии и оказались вместе с передовыми частями. В тот же день английские самолеты совершили налет на колонны итало-немецких войск, двигавшиеся вдоль побережья залива Сидра.

Большое внимание британское командование уделяло проблеме нормального обеспечения войск и добилось в решении этой проблемы значительных успехов как при подготовке наступательной операции, так и в ходе преследования противника. Например, в ходе преследования противника английские войска 13 ноября заняли Тобрук, а 1 декабря пришли первые поезда из Египта. В портах Мерса-Матрух и Бардия через два дня, а в порту Тобрук уже через четыре дня после их освобождения разгружались торговые суда. Через две недели в порту Тобрук разгружалось максимальное количество грузов — 1000 т в день. На рейде Бенгази первый британский транспорт бросил якорь через три дня после вступления в него английских войск.

С 1 декабря в район Мерса-Матрух и 40 км западнее по водопроводу стали подавать ежедневно по 3 тыс. т воды из реки Нил. Для доставки горючего бронетанковым соединениям широко применялась транспортная авиация.

В целом военные действия в Египте и Ливии закончились в пользу англичан. Итало-немецкие войска были вытеснены из Ливии на территорию Туниса. Для достижения этого британскому командованию понадобилось свыше двух с половиной лет (с 10 июня 1940 года по январь 1943 года), несмотря на малочисленность сил противника, действовавших на второстепенном Североафриканском театре военных действий.

Наступательные операции английского командования, проведенные в течение этого времени, характеризуются своей незавершенностью. Британское руководство, как правило, не доводило дело до решительного результата — окружения и разгрома основной группировки противника и довольствовалось частичными и ограниченными успехами — вытеснением и выталкиванием противника.

Английское командование на Ближнем Востоке не испытывало недостатка в резервах, но расходовались они не для создания крупных ударных группировок решающего значения, а для восполнения потерь 8-й армии и создания равновесия на фронте. Все это привело к неоправданно затяжному характеру военных действий на Ливийском фронте. Срыв Красной Армией стратегических планов Гитлера на советско-германском фронте в 1942 году позволил британскому руководству прочно держать в своих руках стратегическую инициативу на Североафриканском ТВД. Массовое изгнание германских захватчиков с советской земли, в результате разгрома германских армий под Сталинградом, побудило английское командование ускорить очищение Северной Африки от сил стран Оси. Началось планомерное и постепенное продвижение британских войск к границам Туниса, где оно и приостановилось только в начале февраля 1943 года.

Источники и литература

1. Лиддел Гарт Б. Вторая мировая война. М., Воениздат, 1976. 680 с.

2. Типпельскирх К. История Второй мировой войны. Том I. 1939–1943. СПб.: Полигон, 1994. 298 с.

3. Карвер М. Битва под Эль-Аламейном (поражение танковой армии Роммеля в Северной Африке). М.: Центрполиграф, 2003. 286 с.

4. Карель П. Второй фронт. Книга IV. Африка 1941–1943. Нормандия 1944. М.: Эксмо, 2008. 656 е., с ил.

5. Секистов В. А. «Странная война» в Западной Европе и в бассейне Средиземного моря (1939–1943 гг.). М.: Воениздат, 1958. 420 с.

6. Киселев A. C. Операции вооруженных сил США и Великобритании во Второй мировой войне. М., Военный университет, 1998. 164 с.

7. Кэмп Э. Высшие немецкие командиры во Второй мировой войне. М.: ООО «Издательство ACT», 000 «Издательство Астрель», 2003. 64 е., 8 цв. ил.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Крупнейшие танковые сражения Второй мировой войны. Аналитический обзор"

Книги похожие на "Крупнейшие танковые сражения Второй мировой войны. Аналитический обзор" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Мощанский

Илья Мощанский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Мощанский - Крупнейшие танковые сражения Второй мировой войны. Аналитический обзор"

Отзывы читателей о книге "Крупнейшие танковые сражения Второй мировой войны. Аналитический обзор", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.