Сергей Марков - Вечные следы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Вечные следы"
Описание и краткое содержание "Вечные следы" читать бесплатно онлайн.
Книга является продолжением известного труда С. Маркова «Земной круг». «Вечные следы» — повествование о людях, открывавших новые земли, о международных связях русского народа.
В книге приводятся новые сведения о Семене Дежневе, Василии Пояркове, Никите Шалаурове, Гавриле Сарычеве и многих других землепроходцах и мореходах.
Но вскоре Росс и его обитатели пережили жестокую трагедию. Капитан швейцарской гвардии Иоганн-Август Зутер, бежавший из своей страны, появился в Калифорнии и предложил царскому правительству невероятную сделку. Зутер покупал залив Румянцева и форт Росс!
24 января 1848 года Джемс Маршал, плотник, служивший у Зутера, открыл золото в окрестностях форта Росс. Всю Калифорнию охватила «золотая лихорадка».
Дальнейшие события хорошо запомнились А. Г. Ротчеву потому, что он был живым их свидетелем. Он служил тогда торговым уполномоченным Российско-Американской компании в Калифорнии и жил в новом, бурно растущем городе Сан-Франциско, стоявшем на берегу залива, где еще недавно промышленники из форта Росс добывали морских бобров и котиков.
Толпы искателей счастья, молодцов в рубахах из красной фланели и бархатных штанах, наводнили Калифорнию. Бесчинствуя, они разорили владения Зутера и отобрали у него все, что можно было взять. Поселенцы занимали принадлежавшие Зутеру земли, на них вырастали города и поселки.
Начав бессмысленный многолетний судебный процесс, Зутер писал:
«Множество новых поселенцев поселились на моих плантациях и предъявляют на них права, тогда как я возделал весь край и скупил у уезжавших русских лучшие фермы…»
Речь шла о землях форта Росс, о русских ранчо, окруженных лавровыми рощами, о пшеничных полях и плантациях, о поселении русских звероловов на каменистом острове залива Сан-Франциско, близ самых Золотых Ворот.
А. Г. Ротчев тщетно выступал в русской печати против продажи Росса, а когда его все же продали, бывший начальник форта постарался рассказать миру всю правду об истории сделки царского правительства с Зутером. Бывший гвардейский капитан приобрел форт Росс в рассрочку на четыре года и даже не успел выплатить всех денег!
История форта Росс 30-х и 40-х годов XIX века стала еще более ощутима, когда недавно этнограф Бломквист в Ленинграде впервые опубликовала рисунки путешественника Ильи Вознесенского. Вознесенский при содействии А. Г. Ротчева исследовал Северную Калифорнию и, в частности, зарисовал виды форта Росс, русских ранчо и типы населения на берегах залива Румянцева (Бодего) и реки Славянки. Рисунки сопровождены картами, на которых впервые с полной точностью указано местоположение форта.
…После возвращения в Россию Ротчев захотел принять участие в исследовании и освоении Средней Азии. Вскоре после присоединения Ташкента к русскому государству, в год появления первых переселенцев в Семиречье, бывший начальник форта Росс прибыл в Туркестан и Заилийский край.
Вполне возможно, что именно А. Г. Ротчеву принадлежала мысль о создании большой Русско-Азиатской компании по образцу Российско-Американской компании, в которой он так долго служил.
В итоге знакомства с экономикой Казахстана А. Г. Ротчев написал «Очерки торговли Семиреченской области в 1868–1869 годах». Этот труд был напечатан в «Русском Вестнике» за 1870 год.
Возможно, что у Ротчева были и ненапечатанные работы о Средней Азии и Казахстане, оставшиеся в рукописях, но отыскать их мне пока не удалось.
Несомненно одно — образованные люди, жившие в 1868–1869 годах в Верном и Ташкенте, общались с бывшим начальником форта Росс, слышали из его уст самые достоверные рассказы о трудной, но славной жизни горстки русских людей, открывших вершину Св. Елены и долины, лежавшие к северу от залива Сан-Франциско.
ПОХОДЫ В. В. ВЕРЕЩАГИНА
В 1869 году знаменитый русский художник и исследователь стран Востока В. В. Верещагин (1842–1904) совершил путешествие по Семиречью и Западному Китаю.
В то время в Западном Китае происходили военные события: войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шеньси еще в 1862 году. В 1865 году дунганский мятеж охватил и Кульджинский край.
На улицах Новой Кульджи (Хой-юань-Чен) лежали горы пепла и груды человеческих костей. Разрушен был Чугучак, где во всю длину большой крепостной стены простиралось изображение дракона. За русским фортом Борохудзир по пути к Кульдже лежали в развалинах когда-то цветущие города и поселения: Тургень, Джаркент, Ак-Кент, Хоргос, Алим-Ту, Чимпандзи, Чинча-ходзи, Баяндай.
Несмотря на большую опасность, Верещагин во что бы то ни стало решил пройти тогда в Западный Китай. По дороге из форта Борохудзир художник остановился в Ак-Кенте, где от всего города осталась лишь одна кумирня. Здесь Верещагина беспокоили только тигры, рев которых слышался на рассвете почти у самых стен городского храма.
Художник писал масляными красками этюды, охотился на фазанов. Известны его зарисовки молельни, дома и развалин большой кумирни в Ак-Кенте. Заболев лихорадкой, Верещагин вернулся в форт Борохудзир, откуда уже совсем было собрался уехать в Ташкент.
Но в Борохудзир прискакал казак из Лепсинской станицы с известием о том, что барантачи отбили большой табун скота у военного отряда. Командир казачьего полка, преследуя грабителей, перешел границу Западного Китая.
Лепсинский командир просил гарнизон Борохудзира выйти на поиск разбойничьих шаек. Сотня казаков и шестьдесят пехотинцев при одном орудии двинулись на восток.
В. В. Верещагин примкнул к отряду в надежде, что ему удастся рисовать во время похода. Художник побывал в местностях между Хоргосом и Большим Мазаром, где находились развалины богатого древнего города Алмалыка, в которых нередко находили золотые монеты и кораллы.
Здесь, подвергаясь смертельной опасности, Верещагин участвовал в стычках с барантачами. В походных тетрадях художника появилось много рисунков, посвященных природе и людям Западного Китая. Развалины в Чугучаке, барельеф чугучакской кумирни, китайское пограничное войско, дом по дороге в Кульджу, типы сибо и солонов (маньчжурские поселенцы в Западном Китае), китайцев и тюрков Кашгара, виды городов и селений — вот далеко не полный перечень рисунков и набросков Верещагина, появившихся в итоге его похода за реку Хоргос.
Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов ранее казненных людей.
Виденное и пережитое Верещагиным в Казахстане и Западном Китае было отражено им также в картинах «Нападают врасплох» и «Окружили — преследуют». Полотна изображают героизм горстки русских солдат, обороняющихся до последней капли крови от более сильного численно противника. Верещагин писал, что эти картины он создал по мотивам рассказа о нападении султана Садыка на маленький русский отряд, посланный в степь на разведку. Вероятно, художник имел в виду неравный бой сотни русских казаков под начальством Анчокова с 2000 всадников Садыка. Бой, продолжавшийся три дня, происходил в мае 1867 года близ дороги из сырдарьинского форта № 1 в Бухару. Потеряв 20 человек убитыми, сотня заставила Садыка отступить.
В городе Туркестане Верещагин заинтересовался знаменитой мечетью Хаджи Яссави. Это привело художника к созданию известной картины «У дверей мечети».
Среди произведений Верещагина, посвященных Семиречью и Киргизии, мы находим виды пограничного укрепления Нарына в Тянь-Шане, гор близ станицы Лепсинской, берегов озера Иссык-Куль, снежных вершин Киргизского хребта, долины реки Чу. Пять этюдов Верещагин создал в горах близ Иссык-Куля. Он делал зарисовки в Буамском ущелье, побывал на озере Алакуль, поднимался на высокие перевалы Алатау.
Среди сотен тысяч документов архивов старого Ташкента хранилось дело № 230 «О командировании прапорщика Верещагина в некоторые части Туркестанского края для исследования в научном отношении за границу». Эти свидетельства времени могут пополнить историю поездки неутомимого художника в Казахстан и страну, лежащую за перевалами Тянь-Шаня.
…В начале нашего столетия в деревне Котлы за московской Серпуховской заставой можно было увидеть уединенный, окруженный деревьями дом.
У огромного, во всю стену, окна стояли вечнозеленые пальмы. Под потолком как бы лишь на мгновение застыли в полете орлы Гималайских гор — искусно сделанные чучела, подвешенные в разных положениях. В большом индийском зеркале, отделанном слоновой костью и перламутром, отражались предметы, размещенные в комнате. Среди них были слоны, изваянные из черного мрамора, образцы индийской живописи, оружие индостанцев, блюда, вывезенные из Кашмира и Агры, ткани и ковры Индии, тигровые шкуры и дорогое кресло, выточенное руками индийских мастеров.
Как попали сюда все эти дары Дели, Аллахабада и Агры?
Это был дом В. В. Верещагина, не раз побывавшего в Индии.
1875 год застал художника в Сиккиме. Три месяца провел он на величайших высотах мира.
Рискуя жизнью, Верещагин поднялся на вершину Канхинджинга. Рукой, коченеющей на ледяном ветру, он писал этюды. Так создавались картина «Восход солнца в Гималайских горах» и другие замечательные полотна.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Вечные следы"
Книги похожие на "Вечные следы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Марков - Вечные следы"
Отзывы читателей о книге "Вечные следы", комментарии и мнения людей о произведении.