» » » » Антонио Аррибас - Иберы. Великие оружейники железного века


Авторские права

Антонио Аррибас - Иберы. Великие оружейники железного века

Здесь можно купить и скачать "Антонио Аррибас - Иберы. Великие оружейники железного века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство М.: ЗАО Центр-полиграф, 2004. — 190 с., год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Антонио Аррибас - Иберы. Великие оружейники железного века
Рейтинг:
Название:
Иберы. Великие оружейники железного века
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-9524-1090-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Иберы. Великие оружейники железного века"

Описание и краткое содержание "Иберы. Великие оружейники железного века" читать бесплатно онлайн.



Интереснейшие исследования и гипотезы профессора археологии Антонио Аррибаса о территории проживания, образе жизни, торговых и культурных связях народов Иберийского полуострова. Описание их домов, святилищ, одежды, оружия, денежных знаков и украшений живо и образно воссоздает перед нами картины далекого прошлого Европы.







Испанские народы умели ценить и правильно воспринимать доброе отношение. Умеренная политика Ганнибала и таких римлян, как Сципион, Тиберий Гракх и Серторий, принесла больше пользы, чем их военные победы. Хорошее отношение и лесть Сципиона по отношению к илергетским царькам Индибилу и Мандонию позволили ему заручиться их дружбой. Серторий, использовав свободолюбивый характер иберов, «превратил крупные банды в организованную армию».

Образ жизни

Описания древних текстов, а также археологические находки позволяют нам воссоздать некоторые черты образа жизни иберов. Мужчины в деревнях уходили из дома на рассвете, работали на полях и возвращались уже в сумерках. Между тем поэт мечтал о Риме, когда наблюдал за хворостом, который горит в ладно сложенных очагах.

Сельчане редко надевали тогу, но она была добротной и рассчитанной на многие годы. В центре дома, состоявшего из одной или двух комнат, находился очаг, его огонь создавал уют. Многоугольные или квадратные по форме, возведенные на каменном фундаменте стены из сырца или глины заканчивались крышей из веток. Фактически это были обычные хижины. Наличие каменных скамеек в захоронениях позволяет предположить, что они также использовались и в домах. На рисунке с фрагмента вазы из Лирии и на черепке из Альосы можно видеть фигуру человека, сидящего на стуле. Огромные троны под балдахинами Дамы из Эль-Серро-де-лос-Сантос и Дамы из Вердолая, должно быть, принадлежали божествам или жрецам.

Сводчатые ниши и полки на стенах, возможно, служили шкафами, а соломенный тюфяк на досках или ветвях, несомненно, предназначался для отдыха после работы.



Рис. 3. Расписной фрагмент вазы из Лирии. Женщина, сидящая на стуле с высокой спинкой

Повозки, плуги, ярмо для пары быков или мулов, фермерские и плотницкие инструменты, такие, как серпы, косы, тесла, ножницы для стрижки скота, грабли, топоры, кирки, пилы, ножи, гвозди и молотки, иллюстрируют хозяйственный уклад жизни в деревнях.




Рис. 4. Флейтист из сцены, показанной на рис. 5

Кроме изображения сцен повседневной жизни, эти рисунки говорят о разносторонности интересов иберов.

Росписи на вазах показывают людей, занимающихся различными видами спорта и охотой, используя для этого силки и ловушки. Размахивающие дротиками всадники, преследующие вепрей, ловля рыбы в озерах с помощью лесы и крючка, охота на оленя посредством его загона в сети или метания копья — все это свидетельствует о том, что это был умелый и энергичный народ.

Такой же или даже больший энтузиазм прослеживается в религиозных или праздничных сценах. Музыкантов, играющих на флейтах или других инструментах, можно видеть на расписных вазах из Лирии.



Рис. 5. Процессия взявшихся за руки женщин (фрагмент расписного калафа из Лирии)

Процессии с танцами и под музыку следуют к святилищам. Люди, взявшись за руки, формируют круги и раскачиваются из стороны в сторону в соответствии с древней средиземноморской традицией. По своему спонтанному характеру сцена, запечатленная на вазе из Лирии, скорее напоминает народный, чем священный танец, а два воина, танцующие лицом к лицу под звуки флейты и тубы, вероятнее всего, исполняют магический религиозный акт искупительного пожертвования либо церемониальные похоронные игры.



Рис. 6. Ритуальный похоронный танец (фрагмент из Лирии)

От Ливия мы узнаем, что иберы направлялись на битву, подпрыгивая под монотонную музыку и распевая военные песни. Ганнибал приказывал своим воинам проходить строем мимо погребального костра во время церемонии, когда иберы танцевали, размахивая оружием. Именно таким образом лузитаны отдавали честь своему вождю Вириату во время погребальных церемоний. Эти же люди шли на сражение, распевая гимны, подобные греческим, легко и ритмично приплясывая.

Обнаруженный в Осуне каменный рельеф с изображением акробата — впечатляющее свидетельство, вызывающее ассоциации с женщинами, играющими на кастаньетах, и с танцорами Кадиса римских времен.

Похоже, даже самые отсталые народности полуострова знали эпические поэмы. Саллюстий повествует, что матери обычно рассказывали своим сыновьям сказки о подвигах предков. Поэтому нет ничего странного в том, что турдестаны (чьи традиции уходят корнями в далекое прошлое) знали о своих предках по стихам, рифмовали свои законы и записывали героические подвиги.



Рис. 7. «Акробат» (блок известняка из Осуны). Высота 80 см, ширина 40 см, толщина 11 см. Национальный археологический музей Мадрида
Одежда

Несмотря на то что со времен иберийского периода не сохранились ни ткани, ни кожи, можно утверждать, что на стиль местной одежды оказали влияние как греки, так и финикийцы. Нам хорошо известна любовь иберийских женщин к богатым одеждам и утонченным украшениям. Полибий отмечает различия между иберийскими наемниками Ганнибала в пурпурных льняных туниках и кельтами, одетыми в овечьи шкуры и черные шерстяные одежды.

Накидка из района Месеты, изготовленная из шерсти и отвратительно пахнущая, резко отличалась от турдетанской, окрашенной в пурпурный цвет, которая часто упоминается в списках ценных подарков Риму. Ее носили подобно пончо, закрепив сзади поясом. На одном из рисунков из Осуны изображен человек в одежде, открытой спереди, с застегивающимся воротом и лацканами — первая испанская плащ-накидка. Начиная с 205 года до н. э. накидки упоминаются в списках дани, выплачиваемой каталонскими иберами римлянам.



Рис. 8. Голова женщины (рисунок на небольшой вазе из Лирии)

Основной одеждой мужчин была туника. Это короткая, плотно облегающая одежда с рукавами. Использовалась также и длинная одежда со складками. Для знати одежду делали, по всей видимости, из льна, а для простого народа — из шерсти. В некоторых случаях воины носили грубую одежду, изготовленную, вероятно, из кожи или эспарто.

В Лирии носили также и облегающие бриджи, которые поддерживались широкими подтяжками, перекрещенными спереди. В росписи на «Вазе из Касурро» показаны два преследующих оленя мальчика в коротких юбочках. Это редкий случай изображения полуобнаженной натуры в иберийском искусстве.

Повседневной обувью служили сандалии из эспарто или кожи, подобно доисторическим, найденным в Альбуньоле в провинции Гранада. Всадники и воины Лирии носили высокие и свободные кожаные сапоги с широкими голенищами, а романизированные воины Осуны — остроносые сандалии, завязанные на икрах много раз перекрещенными тесемками.




Рис. 9. Две фигуры в одежде (фрагмент вазы из Лирии)

Иберийские женщины умели одеваться и обладали красотой, известной нам по рисункам и скульптурам. Эфор рассказывает о выставке нарядов, изготовленных женщинами, и о наградах за лучший покрой. Считалось позором не получить приз в этом модном шоу.

Некоторые вещи были много сложнее, чем одежды. Они предлагались в качестве даров, одеяния для жрецов из Серро-де-лос-Сантос или платья для Дамы де Эльче. Церемониальные наряды состояли из четырех вещей: неотрезного платья до пят, одежды (свободной или облегающей), накидки на плечах и вуали («мантильи»), иногда прикрепленной к ней.

Личные украшения

Нательное льняное белье можно видеть на Даме де Эльче. Оно напоминает хитон, закрепленный на шее застежкой в виде кольца. На женщине из Осуны одежда покрывает ступни. Поверх этой одежды у Дамы де Эльче надет складчатый убор через одно плечо, сходящийся под мышкой с другой стороны. У дамы из Осуны широкие рукава доходят до запястий, а юбка имеет вертикальные складки.

На флейтисте из Осуны и женских фигурах, делающих подношения, — длинные туники, затянутые на поясе. Отделкой и украшением эти одежды напоминают изысканные накидки.

Накидки носили на плечах. Она скрывала руки, но оставляла открытой грудь. У молящегося человека из Осуны накидка завязана на коленях, у изображенных на рисунках людей два вида накидок: первая, короткая, доходит до колен, другая, складчатая, идет из-под мышки через противоположное плечо и застегивается внизу загнутыми пряжками. На тех же фигурах вуаль (мантилья) ниспадает складками с головы, обрамляя лицо, или собирается сзади на волосах.

Сандалии из кожи или эспарто, как на человеке из Осуны, служили обычной обувью и для женщин.

Как турдетаны, так и иберы проявляли интерес к «барокко», распространенному среди народов юга и востока полуострова. Страсть к украшениям, стремление выделиться среди других, склонность к ярким цветам все еще характерны для этих регионов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Иберы. Великие оружейники железного века"

Книги похожие на "Иберы. Великие оружейники железного века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Антонио Аррибас

Антонио Аррибас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Антонио Аррибас - Иберы. Великие оружейники железного века"

Отзывы читателей о книге "Иберы. Великие оружейники железного века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.