» » » » Юрий Пернатьев - Тайны и феномены эпох. От древних времен до наших дней


Авторские права

Юрий Пернатьев - Тайны и феномены эпох. От древних времен до наших дней

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Пернатьев - Тайны и феномены эпох. От древних времен до наших дней" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Альтернативная история, издательство ООО «Книжный клуб "Клуб семейного досуга"», год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Тайны и феномены эпох. От древних времен до наших дней
Издательство:
ООО «Книжный клуб "Клуб семейного досуга"»
Год:
2008
ISBN:
978-5-9910-0232-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тайны и феномены эпох. От древних времен до наших дней"

Описание и краткое содержание "Тайны и феномены эпох. От древних времен до наших дней" читать бесплатно онлайн.








Сколько бы раз и в каких бы веках ни открывали заново Древний Египет, он все равно сохранит в себе множество тайн, которые будут волновать умы ученых, археологов, астрономов, историков. Мы преклоняемся перед могуществом этого царства, перед его культурой и совершенной системой государственности. И конечно, перед яркими представителями царствующих династий, которые умели воевать, строить, управлять и проводить грандиозные реформы, не уступающие французским и иным революциям.

За свою более чем трехтысячелетнюю историю Египет знал немало правителей, определявших судьбу и место страны в мире. Но имя одного фараона стоит особняком, по крайней мере в том, что касается фундаментального понятия в жизни древних людей, а именно веры.

Примерно за 1400 лет до н. э. правил в Египте могущественный фараон Аменхотеп III, фараон-Солнце, один из славной XVIII династии, более известной благодаря имени его внука Тутанхамона. Около 1375 года до н. э. после 36-летне- го пребывания на престоле престарелый Аменхотеп Великолепный отошел в обитель покоя и был погребен там же, где и его предки-императоры, – в Долине царей.

Надо сказать, что ни один народ так не нуждался в деятельном правителе, как египтяне в момент смерти Аменхотепа III, когда империя была в зените своей славы, мощи и великолепия. Но стране выпала судьба в критическое время получить правителем не жесткого, энергичного властителя, а юного 16-летнего мечтателя, философствующего созерцателя, который, несмотря на величие своих идей, уступал в руководстве и своему отцу, и тем более другому предку – великому Тутмосу III.

При рождении он получил имя Аменхотеп IV, сын Аменхотепа III и царицы Тии. Как показали дальнейшие события, смелости и бесстрашию новому фараону было не занимать.' Но, поглощенный своей грандиозной, поистине маниакальной идеей, он остался совершенно равнодушным к государственным, и особенно к внешним, проблемам империи, что сыграло роковую роль в судьбе юного правителя, да и всей страны.

До Аменхотепа IV Египетское государство более 200 лет почиталось среди других народов как величайшая империя во главе с могущественным фараоном, который по праву приравнивался к высшему существу. Наравне с этим в стране существовала и широкая, достаточно разветвленная система богов, чьим воплощением должен выглядеть правитель.

Скажем, мемфисские жрецы сказали бы, что они поклоняются Пта – богу древнейшей столицы Мемфиса. Жрецы Амона в Фивах (откуда родом Аменхотеп IV), естественно приписали бы ту же честь государственному богу Амону Тогда как верховный жрец бога Ра в Гелиополе, основываясь на том факте, что фараон – сын бога-Солнца и наследник его царства, настаивал бы на том, что именно Ра должен почитаться как высшее божество Египта, и т. д.

И вот по отношению к этому разноликому, порой противоречивому божественному пантеону Аменхотеп IV проявил невиданную ранее жестокость, совершив шаг поистине и революционный, и в какой-то мере даже авантюрный. Спустя пять лет после начала своего правления фараон пришел к неслыханному решению – упразднить культ верховного бога Амона (изображался с бараньей, иногда шакальей головой), урезав попутно в правах сотни других богов, бывших любимцами египтян в религиозной и повседневной жизни.

Отныне, решил фараон, есть только один бог, и его имя Атон, бог великого Солнца, которое на своей барке каждое утро появляется в небе. Он – глава божеств и теперь должен изображаться в своем натуральном, так сказать, будничном облике – в виде солнечного диска с пятипалыми лучами, которые приносят людям все блага на Земле.

В постановлении царя говорилось о том, что с этого дня все подданные его величества, жители Верхнего и Нижнего Египта, поклоняются и приносят жертвы только лучистому Солнцу-Атону. А все остальные озирисы, изиды и прочие амоны предаются полному или частичному забвению.

Аменхотеп IV изменяет свое имя, которое переводится как Амон доволен, на Эхнатон – действенный (живой) духАто- на. Изменению подвергаются и имена ближайших родственников фараона, в том числе имя главной жены Нефертити, получившей новое имя – Нефернефруатон.

В принципе, с Атоном не была связана какая-либо космогоническая мифология, в отличие от других богов. Это живой единый Творец Вселенной, любящий Отец земли, растений, животных, людей. В одном из гимнов Эхнатона говорится:

В единстве своем нераздельном ты сотворил Все, что ступает ногами по тверди земной, Все, что на крыльях парит в поднебесье. В Палестине и Сирии, в Нубии золотоносной, в Египте Тобой предназначено каждому смертному место его. Ты утоляешь нужды людей,

Каждому – пища своя, каждого дни сочтены.
Их наречья различны,
Своеобразны обличья, и нравы, и стать,
Цветом кожи несхожи они,
Ибо ты отличаешь страну от страны и народ от народа.

В этих словах содержится целый манифест или суть монотеизма, т. е. идея единого Бога. Эхнатон отверг представления своих предков, что только египтяне – настоящие люди, а прочие – сыны дьявола. Он пришел к мысли о том, что Бог объем- лет своей любовью все земли и все племена. Он намеренно ставит Палестину, Сирию и Нубию на первое место, а Египет – на последнее. Он хочет навсегда положить конец разделениям и открыть всем подвластным ему народам единого благого Бога.

Кстати, интересно сопоставить этот гимн Эхнатона под названием «Славословие Атону» со 103-м псалмом Ветхого Завета. И по смыслу и по отдельным строчкам совпадение поразительное!

Таким образом, Эхнатон решился на то, на что не решились жрецы. Он восстал против язычества, магии, идолопоклонства. Если жрецы сохраняли весь балласт старых преданий, фараон-реформатор не побоялся порвать с ними самым радикальным образом.

Царствование Эхнатона стало временем религиозной реформы, которая потрясла все устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Переосмыслив древнее учение гелиопольского жречества о ключевой роли солнечного божества, царь закрыл храмы богов, вместо культов которых было установлено государственное почитание бога Атона. Была изменена идеология царской власти: царь и царица, издревле почитавшиеся как земные воплощения богов Хора и Хатхор, отныне именовали себя божествами Шу и Тефнут – непосредственными детьми солнечного бога.

Что подвигло царя на такое радикальное решение? Большинство исследователей склоняются к версии, что таким образом царь боролся с влиятельными жрецами Амона, пытаясь лишить их могущества и материальных средств. Другие предполагают, что фараон рассчитывал объединить и укрепить государство под знаменем общей веры (ранее каждую область Египта патронировало отдельное, местное божество). Третьи же утверждают, что Аменхотеп IV являлся не кем иным, как борцом с язычеством, мессией, призванным утверждать некими высшими силами торжество единого Бога.

Далее фараон приходит к выводу, что Атону нужен не отдельный храм, а целый город. Он покидает Фивы и начинает сооружение новой столицы, получившей название Ахета- тон – горизонт Атона. Согласно объявленной народу легенде, место новой столицы в 300 километрах к северу от старой якобы было указано самим Атоном в ходе плавания Эхнатона вверх по Нилу. Новая столица по замыслу царя должна была полностью затмить Фивы и Мемфис как религиозный, культурный и политический центр Египта.

Объем работ был огромен. Одновременно возводились и храмы Атона, и дворцы, и здания официальных учреждений, склады, дома знати, жилища, мастерские. Выбитые в скальном грунте ямы заполняли плодородной землей, а затем высаживали специально привезенные деревья. Словно по волшебству, среди скал и песка вырастали сады, плескалась вода в прудах и озерах, поднимались ввысь стены царского дворца.

Благодаря тому, что Эхнатон строил свою столицу на чистом месте, довольно легко восстановить схему размещения строений в Эль-Амарне. Так, важные здания в городе располагались по обе стороны Королевского пути. Самое большое из строений – грандиозный храм Солнца, основное святилище которого находилось полностью под открытым небом.

Недалеко от Большого храма располагались дворец и просторная резиденция королевского семейства. Также стоит отметить Южный дворец, надписи в котором помогли ученым узнать о существовании Кийа, побочной жены фараона. Большинство зданий в Эль-Амарне строились из ничем не скрепленных обтесанных камней, поверхность которых (стены, полы и т. п.) была украшена изображениями в живом стиле сцен из жизни семейства Эхнатона.

В городе Солнца вокруг фараона появились и окончательно утвердились новая бюрократия и новое жречество. Новаторство Эхнатона проявилось и в самой структуре служения: если раньше хранителем и распространителем вероучения выступало жречество, то в период своего правления фараон сам стал всеобщим вероучителем и провозвестником новой веры: «Нет другого, кто знал бы тебя (имеется в виду Солнце), кроме сына твоего. Я сын твой, благой для тебя, возносящий имя твое. Сила твоя, мощь твоя останутся в сердце моем». Помимо свидетельств о самоличном служении Солнцу предполагается, что фараон сам был верховным жрецом своего бога в течение нескольких месяцев царствования, возможно, пока не был найден подходящий человек на эту должность. То есть, по-видимому, был период, когда религия не только объективно, но даже формально исходила от одного человека – самого правителя.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тайны и феномены эпох. От древних времен до наших дней"

Книги похожие на "Тайны и феномены эпох. От древних времен до наших дней" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Пернатьев

Юрий Пернатьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Пернатьев - Тайны и феномены эпох. От древних времен до наших дней"

Отзывы читателей о книге "Тайны и феномены эпох. От древних времен до наших дней", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.