» » » Паисий Святогорец - Слова. Том 5. Страсти и добродетели

Паисий Святогорец - Слова. Том 5. Страсти и добродетели

Здесь можно купить и скачать "Паисий Святогорец - Слова. Том 5. Страсти и добродетели" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Паисий Святогорец - Слова. Том 5. Страсти и добродетели
Рейтинг:

Название:
Слова. Том 5. Страсти и добродетели
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:
fb2 epub txt doc pdf
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Слова. Том 5. Страсти и добродетели"

Описание и краткое содержание "Слова. Том 5. Страсти и добродетели" читать бесплатно онлайн.



В этом томе собраны поучения старца Паисия, относящиеся к страстям и добродетелям. Эти слова не представляют собой систематического учения и не охватывают собой все страсти и добродетели: они составлены из ответов старца на вопросы о распознавании страстей.

После своей кончины в июле 1994 года Блаженный Старец Паисий Святогорец оставил миру духовное наследие — свои поучения. Простой монах, получивший лишь элементарное образование в начальной школе, но щедро облагодатствованный мудростью по Богу, он воистину истощил себя ради ближнего. Его учение не было проповедничеством или катехизаторством. Он жил по Евангелию сам, и поучения проистекали из его собственной жизни, отличительным признаком которой являлась любовь. Он "образовал себя" согласно Евангелию и поэтому, в первую очередь, учил нас всем своим обликом, а уже после этого — своей евангельской любовью и богопросвещенным словом. Встречаясь с людьми — такими непохожими друг на друга, — Старец не просто терпеливо выслушивал то, что они ему поверяли. С присущими ему святой простотой и рассуждением он проникал в самую глубину их сердец. Их боль, их тревогу, их трудности Старец делал своими. И тогда, неприметным образом, происходило чудо — изменение человека. "Бог, — говорил Старец, — творит чудо, когда мы сердечно соучаствуем в боли другого человека".






2 ЧАСТЬ.

Гордость – корень греха

"Гордый отделён от Бога, потому что гордость - плохой проводник, изолятор, не пропускающий Благодать Божию и отделяющий нас от Бога"

Глава 1.

Гордость — генеральный штаб страстей

  -Геронда, я завистлива, злопамятна, осуждаю, гневаюсь... - Зависть, осуждение, гнев, злопамятство и т.д. происходят от гордости. Гордость - это, так сказать, генеральный штаб всех страстей. Поражая гордость, ты поражаешь все страсти, и в сердце приходят смирение и любовь. Потому, думаю, достаточно сосредоточиться на гордости, развернуть фронт на её направлении. Сосредоточить весь огонь на цитадели гордыни, отделяющей нас от Бога. Враг, когда хочет захватить государство, главный удар наносит по столице. Если удастся захватить столицу - считай, захватил всё государство.

    - Геронда, кому сродни гордый?

    - Тому, кто за этими стенами, диаволу... Хотя диавола победить легче, чем гордого, - для этого достаточно смириться; а гордого, даже если смиришься перед ним и попросишь прощения, всё равно не сможешь умягчить. Он скажет тебе: "Ты притворяешься!"

    У кого больше смирения, у того богаче духовное содержание. Гордый не имеет внутреннего содержания. Он, как незрелый колос, стоит прямо, а зрелый склоняет голову вниз. Помрачённый гордостью человек не только внутренне неспокоен, но и внешне встревожен и шумен. Все его дела, как воздушный шарик: диавол его сперва надувает, а потом прокалывает, и шарик с шумом лопается.

    Гордость - постыдная и страшная вещь, ведь она Ангелов превратила в демонов! Она нас выгнала из рая на землю, а теперь с земли пытается отправить в ад.

Когда мы не чувствуем гордости

 - Геронда, я не ощущаю гордости, когда горжусь чем-то конкретным.

    - Значит, в тебе есть гордость в общем Диавол часто представляет вещи замаскировано, и человек не понимает, когда поступает по гордости. Но если он будет внимателен к себе, то поймёт, когда действует с гордостью. Он может не ощущать всей гордости, которая в нём, но хотя бы часть её он чувствует, может распознать, если ощутит чувство эгоистичной удовлетворённости и превосходства над другими.

    - А если человек совсем не понимает, что в нём есть гордость, что тогда происходит?

    - Тогда начинают действовать духовные законы. Человек гордится, падает и смиряется. Снова гордится, опять падает и опять смиряется. И так продолжается всю жизнь: гордость - смирение, гордость - смирение. Такое смирение не добродетель, а результат действия духовных законов Человек смиряется, сам того не желая и не делая для себя никаких выводов. Это состояние застоя, человеку просто даётся возможность понять, что в нём что-то не так. Например, говоришь сестре: "Эта икона у тебя хорошо получилась". Если она возгордится, то в следующий раз, когда нужно будет написать другую икону, подумает "Эту икону я напишу лучше, чтобы Старец опять меня похвалил". И смотришь, вместо иконы у неё выходит карикатура Я её исправляю, а она снова говорит себе: "На этот раз сделаю в точности так, как мне сказал Старец, и он меня похвалит", и опять получается карикатура

    - Геронда, а может ей самой её икона казаться красивой?

    - Конечно, может. Ей самой её мазня может казаться шедевром, она придёт и будет с радостью говорить мне: "Как теперь, геронда? Хорошая получилась икона?" Я ей объясню, что её работа - мазня, тогда поймёт.

    - А если не поймёт?

    - Если не поймёт, значит, гордость задеревенела и она будет допускать те же самые ошибки. Что бы ты ни говорил, будет стоять на своём

    - Геронда а если я умом чувствую гордость, а сердце остаётся глухим?

    - С этого и начнём, и постепенно придёт исцеление. Врач сначала ставит диагноз, а уже потом приступает к лечению.

Гордость проникает везде

 - Геронда это хорошо, когда при исполнении моих монашеских обязанностей встречаются небольшие трудности - я чувствую от этого пользу. Может, в этом тоже есть гордость?

    - Если человек невнимателен, он может гордиться, лёжа на кровати и ничего не делая. Поезд может улететь под откос и вправо и влево. Диавол нас уловляет и с той и с другой стороны. Некоторые меня спрашивают: "На что мне обратить внимание, чтобы не впадать в гордость?" Это всё равно что спрашивать: "Где я могу упасть здесь или там?" И здесь можешь упасть и там, и с правой стороны и с левой, и с лестницы можешь упасть, и со стула и со скамейки. В любой момент и при любых обстоятельствах нужно внимание, потому что гордость проникает всюду.

    - Геронда, а может человек гордиться, ничего не имея?

    - Иногда такой человек может гордиться больше других. Когда я жил в монастыре Стомион в Эпире, то узнал там про одного старика-пастуха. У него не было семьи, и он переходил с места на место. В конце концов его приютил у себя другой пастух, поселив в хижине, где он хранил ветки для своих коз. Он не разрешал тому старику разводить огонь, чтобы не загорелись ветки. Так и жил этот старик в холодной хижине, спал в углу на двух досках, на которые клал старый матрац. Услышав о нём, я пошёл его навестить. Он был совсем плох. Я спросил одну бедную женщину, сколько она хочет, чтобы вымыть его. "Ничего, только мыло дай", - ответила она В другой раз я навестил его, когда он обедал. Закончив есть, он посмотрел на меня, перевернул тарелку вверх дном и гордо заявил: "Вот это голова отец, у меня! А тот тут собаки, коты". Перевернуть тарелку вверх дном, чтобы её не облизывали собаки и кошки, он считал достижением. Как будто в космос слетал. Вот гордыня! Жил не пойми как, а гордился!

Гордые помыслы

 - Геронда, что нужно делать, когда к нам приходят гордые помыслы?

    - Как другие люди смеются, когда видят в нас гордость, так и мы должны смеяться над помыслами гордыни.

    - А смиренному человеку приходят гордые помыслы?

    - Приходят, но он смеётся над ними, потому что знает, кто он есть на самом деле.

    - Геронда, я где-то читала что гордые помыслы надо отгонять сразу, как и непотребные.

    - Непотребный помысел распознаётся сразу, а чтобы распознать помысел гордыни, нужно трезвение. Например, если во время молитвы в уме появится непотребный помысел, ты его распознаешь и сразу отгонишь: "Ну-ка пошёл отсюда". Но если в церкви тебе придёт помысел, что ты хорошо прочитала Псалтирь, то нужно трезвение, чтобы его распознать и отогнать.

    - Но ведь в большинстве случаев помысел гордости появляется во мгновение ока Как успеть привести на ум смиренный помысел?

    - Готовиться нужно заранее. "Уготовихся и не смутихся" (Пс.118,60), - говорит пророк Давид. Помыслы гордыни приходят молниеносно - это старая уловка диавола. А ты примени другую уловку - постоянно возделывай смиренные помыслы, чтобы обогнать его.

    Только смиренные помыслы приносят смирение, и только со смирением уходит гордость. Один, проповедник рассказывал мне, что как-то раз приготовил очень хорошую проповедь. Поднялся на амвон и стал говорить, говорил очень красиво. В один момент у него в уме промелькнул гордый помысел, и он сбился. Разразился плачем и спустился с амвона опозоренный. Потом он долго не мог произносить проповеди - пришёл в негодность. Я ему сказал: "Это с тобой случилось из-за гордости. Ты возгордился, и поэтому Благодать Божия отошла. Теперь со смирением начни всё сначала. Когда подойдёт время подняться на амвон, говори себе: «Если я собьюсь, значит, мне для пользы духовной нужно опять стать посмешищем». И если вдруг снова начнёшь плакать, то люди будут думать, что ты плачешь от умиления, и не соблазнятся, а получат пользу. Так что не бойся". И, в самом деле, он вернулся к своему занятию и стал со смирением произносить проповеди всегда готовый к унижению. 


Глава 2.

Гордость многообразна

Скрытая гордость

 - Геронда, Вы сказали, что во мне есть скрытая гордость. Что такое скрытая гордость? - Это внутренняя гордость. А внутренняя гордость намного хуже внешней.

    - А чем внешняя гордость отличается от внутренней?

    - Внешняя гордость заметна и потому легко поддаётся врачеванию. Человека, имеющего внешнюю гордость, можно узнать и по одежде, и по походке, и по разговору. Но бывает, что скажешь ему несколько слов, и он, глядишь, начинает исправляться. А скрытая гордость очень коварна и потому с трудом поддаётся исцелению. Она прячется глубоко, окружающие её не видят, и только опытный человек способен распознать её. Скрытой гордостью страдают, в основном, люди духовной жизни. Внешне они могут казаться смиренными и благочестивыми, а в душе скрывать такую гордость, что будь здоров! Так что, тангалашка может быть одет и в лохмотья...

    - А человек, имеющий скрытую гордость, чувствует её?

    - Если наблюдает за собой, то чувствует.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Слова. Том 5. Страсти и добродетели"

Книги похожие на "Слова. Том 5. Страсти и добродетели" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Паисий Святогорец

Паисий Святогорец - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Паисий Святогорец - Слова. Том 5. Страсти и добродетели"

Отзывы читателей о книге "Слова. Том 5. Страсти и добродетели", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.