Джоан Флетчер - Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой"
Описание и краткое содержание "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой" читать бесплатно онлайн.
Клеопатра.
Едва ли не самая известная женщина в мировой истории.
Легенды, которые рассказывают о ней, настолько противоречивы, что их можно счесть ложью или поэтическим преувеличением.
Так какой же была Клеопатра в действительности?
Слабой правительницей, попавшей в жернова непростой эпохи, — или умным, циничным политиком, готовым ради независимости Египта на все?
Была ли она так красива, как принято считать?
И наконец, покончила ли она с собой — или была убита?
Книга доктора Джоан Флетчер не только развенчивает многие легенды о Клеопатре, но и раскрывает тайны великой царицы.
Итак, после того как очаровательная, одетая в черное девушка взошла на золотой барк Амона, заняла место рядом с косматым разукрашенным быком в короне и, вероятно, коснулась золотого весла, давая сигнал к отплытию, гребцы сами вывели на открытую воду священное судно, за которым следовала флотилия со жрецами и свитой. Местные жители столпились на берегах, чтобы увидеть необычную регату; говорили, «что в Гермонтисе и прекрасных Фивах люди предавались пьянству, и шум был слышен на небесах», а «что до правительницы, то все могли видеть ее»[140].
Когда суда наконец подошли к пристани в Гермонтисе, прибывших вышли встречать жрецы. Они проводили Клеопатру и быка до его нового местожительства в великолепном храме бога войны Монту. Окропленная священной водой и умащенная благовониями, Клеопатра совершила необходимые ритуалы перед Монту, матерью Бухиса — священной коровой — и потом перед самим Бухисом, чья антропоморфная, похожая на Минотавра фигура, изображенная на стене храма, позволяет предположить, что его роль исполнял жрец в маске. Сама же Клеопатра произнесла: «Я преклоняюсь перед твоим величием и воздаю хвалу твоей душе, о великий бог». Эти слова записали в столбик между фигурами бога и царицы.
Тем не менее нет никаких упоминаний об участии ее предполагаемого соправителя и брата Птолемея XIII в мероприятиях, проводившихся в Гермонтисе в конце марта 51 года до н. э. Он также отсутствовал, когда Веннефер, верховный жрец Исиды Великой, воздвигал греческую стелу (каменную плиту с надписями) в Арсиноитском номе Фаюма 2 июля «от имени царицы [василиссы] Клеопатры, богини Филопатор»[141]. Мы видим ее возлагающей дары на жертвенник перед сидящей на троне Исидой и кормящей грудью сына Гора. Здесь Клеопатра также изображена как единовластная правительница, традиционный фараон в двойной короне, жесткой льняной юбке и с плоским обнаженным торсом, женщина-монарх, какого не видели более тысячи лет.
Клеопатра опять-таки названа единовластной правительницей в документе, датированном 29 августа 51 года до н. э., и, видимо, так обстояли дела первые полтора года ее царствования. Хотя Рим не представлял непосредственной угрозы из-за своих собственных внутренних проблем, Египет переживал трудный период, когда его ресурсы полностью истощились. Клеопатра получила в наследство от отца пустую казну. Низкий уровень подъема воды в Ниле, отмечавшийся несколько лет подряд, и плохие урожаи вынудили ее ввести высокие налоги, и лишь благодаря ее тесным отношениям со жрецами и народом удалось избежать восстания. За счет налогов и доходов от внешней торговли Клеопатра в итоге смогла ежегодно выручать примерно двенадцать с половиной тысяч талантов, демонстрируя способность к накоплению богатства, которое сравнялось с финансовыми достижениями птолемеевских предшественников, если не превзошло их.
Тем не менее советники ее брата были решительно настроены не допустить ее единоличного правления. Евнух Потин, некогда нянчивший брата, и воспитатель Феодот вступили в тайный сговор с командующим египетскими войсками Ахиллой с целью устроить переворот. Несмотря на отсутствие деталей, необычная храмовая архитектура и документы, касающиеся транспортировки бобовых, позволяют судить о возможном сценарии. Недавнее изучение карт звездного неба, изображенных в храме Дендеры, дает представление, как оно выглядело в августе 50 года до н. э. Клеопатра, вероятно, отправилась на юг страны на открытие этого изумительного образца резной работы, и отсутствием царицы вполне могли воспользоваться в качестве удобного случая для отстранения ее от власти.
Не составило большого труда убедить александрийцев, что дочь Авлета, игнорируя их, проводит слишком много времени со своими египетскими подданными. В связи с тем что из-за нехватки продовольствия в царской столице было введено нормирование продуктов, к 27 октября 50 года до н. э. советникам Птолемея удалось взять под контроль запасы продовольствия, оставив без него сторонников Клеопатры по всей стране. Всю пшеницу и бобовые надлежало отправлять в хранилища Александрии «под страхом смертной казни» за невыполнение указа Птолемея XIII и Клеопатры, чье имя теперь стояло на втором месте. Официальные документы от имени «фараона Птолемея и фараона Клеопатры, богов, любящих своего отца» датировались «год первый, он же третий», потому что на первое место ставился год правления Птолемея.
Невзирая на эти трудности в борьбе за власть с группировкой брата, Клеопатра не забывала об ответственности перед коренными жителями в религиозной сфере. Когда на третий год ее царствования в 49 году до н. э. в Мемфисе умер бык Апис, она предоставила деньги на ритуалы похорон и заплатила 412 серебряных монет за полагающиеся по обету пожертвования духу быка и за продукты питания для жрецов. Тысячи людей из всех слоев общества собрались на мемфисском кладбище Саккара, когда тучное тело быка вынесли из золотого стойла, обмыли в специальном шатре и перенесли в помещение для бальзамирования на территории храмового комплекса. Под заупокойное пение плакальщиков, постоянно находившихся снаружи, тело положили на огромный бальзамический стол из известняка для потрошения. После сорока дней сушения в солях углекислого натрия тушу обмазали бальзамическими веществами и обернули тканью лучшего качества из храмов Фаюма, заложив под нее особые амулеты в ключевых точках. Затем в неестественном положении на согнутых коленях быка положили в гроб.
После того как один из жрецов бога Птаха, очевидно проводивший бальзамирование, вышел наружу и разорвал кусок ткани, давая сигнал верующим, чтобы они еще интенсивнее выражали свое горе, гроб вынесли и водрузили на тяжелую золотую повозку, которую покатили к гробнице в Серапейоне высочайшие лица государства. В процессии шли две жрицы, представлявшие Исиду и ее сестру, богиню Нефтиду. Сама Клеопатра могла по крайней мере еще один раз в роли Исиды принять участие в культовом обряде, связанном со священным быком. На такую поразительную мысль наводит базальтовая стела без надписей с изображением набальзамированного Аписа, оплакиваемого Исидой и Нефридой. Красную корону Северного Египта на голове Исиды раньше считали ошибкой скульптора, однако вполне возможно, он хотел изобразить Клеопатру как земное олицетворение Исиды, появившееся на многолюдной церемонии в красной короне, что должно было означать ее решимость держать под своим контролем регион, который эта корона символизировала. Хотя участие в таких ритуалах гарантировало поддержку со стороны коренного населения, Клеопатра вела борьбу за власть со сторонниками своего брата в Александрии. В Риме также дела достигли кризисной точки, и последствия скоро должны были сказаться на Египте.
К тому времени Юлий Цезарь после длительного пребывания в Галлии вернулся в Рим и готовился к противоборству с Помпеем, занимавшим главенствующее положение в столице. Больше не связанные родственными отношениями, они начали составлять новые альянсы, назначая родственников и сторонников на ключевые правительственные посты. Одним из протеже Цезаря был молодой Марк Антоний, который «в юности был необычайно красив»[142]. Он проявил себя как «факел и буря последующего поколения»[143], однако ему пришлось бежать из Рима из-за долгов. Некоторое время он учился в Афинах и на Родосе, а потом Габиний взял его к себе командовать конницей в Антиохии. Оттуда он перебрался в Эфес, встретился с Клеопатрой в 55 году до н. э., когда она была еще ребенком, сделал себе имя в Александрии, потом вернулся на запад и стал служить у Цезаря в Галлии. Красота молодого человека, восхищавшая по крайней мере одного трибуна и большинство женского населения Рима, сочеталась с «телом, достойным гладиатора»[144], одним из немногих положительных качеств, отмеченных в нем Цицероном в период долгой вражды, разгоревшейся после того, как Цицерон казнил опекуна Антония за участие в политическом заговоре; в целях политической стабильности Цезарь на время примирил их.
Когда конфликт между Цезарем и Помпеем достиг апогея, сенат потребовал, чтобы они оба отказались от власти. Поскольку Помпей никак не среагировал, Цезарь решил силой решить этот вопрос и двинулся на Рим. Оставив штаб, расположенный в Равенне, ночью 10 января 49 года до н. э. он приказал сделать пожертвования богам, чтобы развеять опасения солдат, что они собираются напасть на родину, и с одним легионом перешел реку Рубикон, считавшуюся границей между Галлией и Италией, где все воюющие полководцы были обязаны расформировать свои силы. Перейдя границу, они встретили Антония, которому удалось бежать из Рима в одежде раба, после того как его поддержка Цезаря вызвала отрицательную реакцию.
Цезарь быстро продвигался к Риму, и сенат, восприняв нерешительность Помпея как проявление слабости, отказался назначить его главнокомандующим войсками Рима. Хотя их численность намного превосходила силы Цезаря, его стремительное наступление застало всех врасплох, и, когда Помпей из тактических соображений отступил на юг в Кампанию, многие сенаторы, помнившие о предыдущей гражданской войне, предпочли хранить молчание. Тем не менее Цезарь решил не устраивать массовую расправу над политическими противниками и, проявив милосердие, заявил, что «желает быть выше других своей справедливостью и гуманностью»[145].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой"
Книги похожие на "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джоан Флетчер - Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой"
Отзывы читателей о книге "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой", комментарии и мнения людей о произведении.