Тихон Задонский - Собрание сочинений, том 1
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений, том 1"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений, том 1" читать бесплатно онлайн.
Марта 21 дня, 1765 года.
Прибавление священникам, братии моей о Христе
То, что написано выше, и сам читай почаще, любезный о Христе брат и сослужитель, и внимай себе и своему спасению, и порученным тебе людям Божиим прочитывай. Можно тебе то читать людям везде, где придется тебе с ними быть, то есть когда или они в доме твоем зачем-нибудь будут, или ты у них по какой нужде окажешься, или в ином каком собрании, чтобы они слышали и знали, что некающимся грешникам следует, и как, напротив того, к кающимся Бог милостив, и, этим поощряемые, могли Богу усерднее каяться.
А ты сам, кроме того, что написано выше, можешь себе наставление приобрести и от совершения службы твоей иерейской. Так, например, совершая Крещение, слышишь, как отрекаются от сатаны и всех дел его (о чем в кратком увещании, в трех пунктах составленном, написано), вспомни, что и сам ты от сатаны и всех дел его отрекся; совершая исповедь, рассматриваешь совесть кающегося духовного сына или дочери, посмотри и в свою совесть, не обличает ли она тебя в том, в чем ты исповедующегося наказываешь, и всячески старайся ее сокрушением сердца, слезами, благоговением и всегдашней молитвой очистить; погребая преставившихся, помысли, в сколь бедное состояние нас, по образу Божию созданных, грех привел, вспомни и то, что и сам ты земля, и в землю отойдешь (Быт 3:20); приступая к алтарю на службу Божию, внимай себе, что ты посредник и ходатай между Богом и людьми и что ты о них молитвенник и предстатель к Богу, – и рассуждай, как приступаешь; помышляя о своем звании, вспомни, что ты присягал и клялся перед Богом Сердцеведцем со всяким усердием и старанием пасти людей, тебе Им порученных.
Так и в прочем поступай, и всегда помни, что ты звание служителя Божия на себе носишь, и всячески, насколько возможно человеческой силе, достойно званию этому во всем поступать старайся. Бог, Милостивый Помощник всех, видя твое старание, поможет тебе, и что тебе тягостным казалось, почувствуешь легким с помощью Божией и обретя привычку.
Христос, Сын Божий, пастырей Начальник, о всех промышляющий, да поможет тебе Своей благодатью.
Наставление о христианской обязанности родителей к детям и детей к родителям [126]
Глава 1.
Об обязанности родителей к своим детям.
Обязанности состоят в следующем:
I. Сам Бог родителям приказывает иметь всякое старание о добром воспитании детей. Читай Второзаконие, гл. 6,6–7: И да будут слова эти, которые Я заповедаю тебе ныне, в сердце твоем и в душе твоей, и да наставишь ими сынов твоих, и да скажешь их сынам твоим, и да будешь говорить о них, сидя в доме, и идя путем, и лежа, и вставая. И еще смотри там же, в главе четвертой, одиннадцатой и сорок второй и еще в псалме семьдесят седьмом.
II. Должно детям малым прежде всего всеивать семя правой веры и христианского благочестия, дабы они не были заражены каким-либо противным и душевредным учением.
Посему плохо делают родители, которые, детей своих малых, не научив хорошо христианскому благочестию и правой вере, отдают их в обучение иностранным языкам таким учителям, которые напоены еретическим учением. Потому что они, уча малых детей языку своему, удобно могут научить их и закону своему, и так ересью, которой сами заражены, и их заразить, ибо молодой и неученый человек способен принять всякое учение, правое или неправое.
III. Наставление в благочестии и в страхе Господнем должно быть с самого младенчества, как только дети начинают хотя бы немного что-то понимать.
1) Поскольку, как выше сказано, этот возраст, как незлобивый, удобен к восприятию добра или зла. Объясняю это следующим образом. Сосуд пустой все может в себя вместить: воду, или вино, или пиво, или квас, или иное подобное этому. Так молодой человек может вместить в себя учение доброе или злое.
2) Чему с детства дети научены будут, то, придя в совершенный возраст, и под старость делать будут. Объясняю это следующим образом: сосуд новый, особенно глиняный, чем сначала напоен будет, тем и до разрушения своего пахнуть будет. Так, например, если маслом напоен будет, маслом и пахнуть будет, если вином – вином будет смердеть. Так и молодой человек, каким учением напоен будет, того запах всю жизнь издавать будет. Если в страхе Господнем наставлен будет, то всю жизнь благоприятный аромат добрых нравов издавать будет; если злу будет обучен, то злобой смердеть даже до конца будет. Другой пример. Как маленькое деревцо к какой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины своей жизни склонность будет иметь. Посему плохо поступают родители:
1) которые отдают детей своих в обучение танцам и прочим играм, так как эти танцы и прочие игры христианству неприличны, потому что дети сими танцами могут развратиться, особенно когда отроки с женским полом будут танцевать;
2) которые детей своих без научения и без наказания оставляют в детстве, потому что человек, склонный ко злу с юности своей, как Писание говорит (Быт 6:56), удобно может развратиться без надлежащего наставления и наказания, а родители за это Богом строго спрошены будут, как небрежные и душегубцы.
IV. Наставление это в таком порядке может быть:
1) обучать их тому, что Бог есть и Он Един;
2) тому, что Христос в мир пришел и для чего пришел;
3) всегда поучать хранить заповеди Божии и говорить точно, чтобы не делали другим того, чего себе не хотят, ибо в этом и сила закона состоит;
4) в храм Божий почаще на молитву ходить, а особенно в дни праздничные к святой Литургии;
5) вечером, ложась спать, и утром, встав от сна, Богу молиться и благодарить Его за все Его благодеяния;
6) напоминать о том, что при Крещении обещали Господу Богу, о чем вкратце изъяснено на листе, изданном в трех пунктах;
7) напоминать часто, что жизнь эта коротка, и всякому придется умереть, а когда неизвестно;
8) после смерти всем будет Страшный Суд Христов, на котором и слово, и дело, и помышление злое будут судиться;
9) после того Суда добрым – вечная радость на небесах со Христом и со всеми святыми, злым – вечная мука в аду с диаволом и ангелами его злыми.
V. Детям накрепко возбранять водиться, общаться и дружить со злыми, так как злоба изменит и добрый разум. Тот, кто прикасается к смоле, очернится; и тот, кто общается с гордым, будет подобен ему, – говорит Сирах (Сир 13:1). И еще: Со строптивым развратишься, – говорит Псаломник (Пс 17:27). Да и самим родителям крайне беречься должно, чтобы соблазна детям не подавать, потому что дети житие родителей своих так, как образец или правило имеют и так, что в родителях видят, то и сами делать стараются. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит, – говорит Христос Господь (Мф 18:7). Родители же не только не научающие, но и соблазняющие детей своих, – окаяннейшие убийцы, поскольку убийцы тело тленное, а они душу бессмертную убивают, когда детей своих соблазняют и показывают путь ко греху.
VI. Чтобы не подать соблазна, но более показывать детям добрый пример, родители как в слове, так и в деле должны крайне осторожно поступать. В слове: не говорить при них ничего праздного, гнилого, скверного, хотя и всегда от этого должно удаляться, ибо и за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда, – по слову Христову (Мф 12:36). В деле: не делать при них не только ничего дурного, но и того, что может со временем им послужить причиной злого похотения и грехопадения, хотя бы это для самих родителей было и безгрешно, например, наказание рабов, и прочее.
VII. Для поощрения и примера помнить бывших прежде отцов, которые детей своих в страхе Господнем воспитывали, каким был Авраам, праотец наш, о котором Сам Бог говорит: Я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя сохранять пути Господни, творить правду и суд, и прочее (Быт 18:19).
VIII. Если дети будут непослушны, наказывать их как подобающими словами, так и наказание на них налагать. Так Писание учит: Наставляющий сына своего усладится о нем; не играй с ним, да не сотворит тебе печали; не смейся с ним, да не будешь горевать о нем и впоследствии да не стиснешь зубы твои. Не давай ему власти в юности; сокруши ребра его, пока он молод, чтобы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе (Сир 30:2, 9–12). И еще смотри Притчи Соломоновы, главу тринадцатую, девятнадцатую, двадцать первую, двадцать третью, двадцать девятую.
IX. Родителям, чтобы они тщательнее заботились о правильном воспитании детей, должно помнить Страшный Суд Божий, помнить, что не только за себя, но и за них будут давать ответ и сильно спрошены будут, если не будут в страхе Господнем их воспитывать.
X. От доброго воспитания добрые плоды следуют:
1) плод благочестивого жития в выросших детях;
2) родителям радость и утеха в добронравии детей своих;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений, том 1"
Книги похожие на "Собрание сочинений, том 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Тихон Задонский - Собрание сочинений, том 1"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений, том 1", комментарии и мнения людей о произведении.





