Николай Сербский - Миссионерские письма
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Миссионерские письма"
Описание и краткое содержание "Миссионерские письма" читать бесплатно онлайн.
«Миссионерские письма» сербского Златоуста, владыки Николая (Велимировича) - замечательный и в своем роде непревзойденный памятник духовной литературы XX века. Трудно сравнить с чем-либо еще разнообразие адресатов и остроту вопросов, на которые даются ответы в этих письмах. С профессором и железнодорожником, с садовником и протестантским пастором, с верующим и сомневающимся, с бедным и богатым на равных говорит Владыка, с равной любовью отзываясь на во-прошания дерзкие и смиренные, каждый раз находя необходимые, яркие, запоминающиеся слова. Поистине эта книга - одна из лучших современных апологий святого Православия, где в каждом отрывке - отблеск «золота, переплавленного семью Вселенскими Соборами».
Ты поступил со своими родителями, подобно тому обидчику. Ты жил в неком граде Знания, и они слушают твои рассказы о нем и верят им. А когда они рассказывают тебе о своей жизни в граде Добра, ты презрительно усмехаешься и обличаешь их, как лжецов. Разве это достойно образованного человека — считать свой опыт истинным, а чужой ложным? Хороши твои знания, но доброта лучше знаний, и твои родители обладают лучшим. Учился ты у иноземцев знаниям, теперь научись у родителей доброте. Приведи знания в согласие с добротой, но так, чтобы доброта господствовала над знаниями и руководила ими.
Над всеми человеческими науками стоит важнейшая из наук — наука Господа нашего Иисуса Христа: в ней заключены истинное добро, имя которому — любовь, и высшее знание, имя которому — мудрость. Вот как говорит апостол: все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса (Флп. 3, 8).
Чем больше мирских знаний без святого знания Божией науки, тем больше вред. И чем больше мирское богатство без богатства небесного, тем больше опасность. Ибо один только Христос может сохранить эрудита от злоупотребления знанием и богатого от злоупотребления богатством.
Вспомни славного ученого, который сказал: “Все мое знание словно капля в океане”,— будь скромнее и поцелуй руки родителям, чтобы пребыть тебе в добре и жить долго [310]”.
Письмо 215 продавцу газет, о жизненных испытаниях
Не унывай. Не думай о плохом. Господь рядом с тобой, Он все видит. Он милостив и помилует тебя, Он и сейчас милостив к тебе, хотя ты болен и печален. Он испытывает твое мужество. Испытывает веру и надежду. Бьет же всякого сына, которого принимает, — говорит апостол (Евр. 12, 6), который сам был многажды бит: —От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение (2 Кор.11, 24–25). Все эти удары принимал апостол от людей, но благодарил за них Бога так, как будто принимал от Него, и никогда не роптал и не жаловался на своих мучителей, но, измученный и гонимый, ободрял других, говоря: радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь [311]. Ты скажешь: я не апостол Павел! Знаю, что не апостол, но ты христианин — духовное чадо апостолов, наших духовных отцов, так же как и все мы духовные дети их.
Ты думаешь, сейчас нет христиан, которые с радостью переносят удары и мучения? Сейчас в России повторяется история апостольских страданий. У нас есть множество свидетельств о том, как радостно переносят муки и гонения русские христиане. И среди нас есть христиане, с апостольской радостью претерпевающие все жизненные скорби. Но мир не ведает о них, и газеты о них не пишут. Они шепотом исповедуются духовникам и молятся за своих гонителей. Ледяной ветер страданий не охлаждает тепла их упования. Как можно назвать человека, в холодную зиму не верящего в приход весны? Неопытным. Лютая зима вдвойне люта для тех, кто не ждет весны.
И зиму твоей жизни, по милости Творца, сменит весна. И возрадуешься, и возвеселишься, и будешь досадовать на свое маловерие. Поэтому не унывай! Не думай о плохом. Господь рядом с тобой. Пройдет зима, а весна уж у порога.
Мир тебе и благословение от Господа.
Письмо 216 священнику Аврааму И., о принятии Христа
Одни принимают Его, другие отвергают. Вас, честный отче, это удивляет: Он должен был бы навязать Себя всем, чтобы все Его приняли. Но чем бы Он тогда отличался от римских кесарей, египетских фараонов или современных тиранов? Он пришел не для того, чтобы уничтожить самое драгоценное в человеке и в Нем Самом. Христос не хотел силой покорить чужую волю Своей, Он хотел добром склонить человека к принятию Царства Небесного. Господь проявил Себя как пастырь, добрый пастырь, который не кнутом гонит овец своих, но идет впереди и зовет их за собой. Овцы Мои, говорит Он, знают голос Мой и за Мной идут [312]. А те, кто не слушается голоса Его, поворачивают назад или сбиваются с пути и блуждают по бездорожью. Как тогда не все захотели пойти за Ним, так и теперь не все хотят. Об этом разделении свидетельствуют евангелисты: и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них (Лк. 4, 42). А в другом месте говорится обратное: И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом (Лк. 8, 37). Ведь Он исцелил одержимого бесами человека ценой их свиней; и о свиньях они сожалели больше, чем о человеке.
Так было тогда, так остается и поныне. Он разделяет людей на два лагеря: кто-то становится справа, кто-то слева. Кто-то ценит человека выше всех сокровищ, а кому-то свиньи дороже человека. Первые слушают глас Его, как глас Пастыря, и удерживают Его, чтобы не уходил от них. Вторые не слушают Его, не следуют за Ним и с гневом изгоняют, как угрожающего их меркантильным интересам.
Блаженны те, кто и тогда, и ныне слышит Его и идет за Ним, ибо идет в вечное Царство. Блаженны и Вы, честный отче, и прихожане Ваши, что слышите глас Господа Иисуса Христа и следуете за прозорливым Пастырем по истинному пути в Царство Небесное и жизнь вечную.
Письмо 217 православному П. Т. из Лозницы, о сектантской милостыне
Ты готов оставить веру отцов и уйти в секту! Почему? Потому, что они выдают бесплатно книги и помогают своим членам деньгами. Но почему же ты не спросишь себя: за чей счет издают они свои книги? За свой или за чужой? Очевидно, что не за свой, очевидно, что они покупают души за чужие деньги, и известно, что за каждую получают награду от своих хозяев. Не ради Христа дают, а ради личной прибыли. Они превратили веру в торг, и ты готов стать товаром.
Турки сулили воеводе Анто несметные сокровища, чтобы он отдал им Лозницу, но он не предал свой народ. Не отдал достоинство за похлебку. И никто из твоих славных предков не поступал, как Исав, но все они, подобно Моисею, лучше захотели страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почитали большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища (ср.: Евр. 11, 25–26).
Знай, что таков обычай еретиков и раскольников — внешне казаться милосерднее православных. Даже царь Юлиан Отступник, отступивший от Христа, став язычником, щедро раздавал милостыню и похвалялся, что он милосерднее христиан. Но христиане не принимали его милостыни, считая ее нечистой. Все, считающие себя христианами, должны стараться превосходить в милосердии иноверцев и еретиков, чтобы не позволить им соблазнять людей мнимым милосердием.
Бойтесь сектантов, дары приносящих, бегите от них как от огня. Они дают материальное, чтобы отнять духовное: бесплатными брошюрками они расшатывают совесть, подачками создают в народе раскол, отторгая некоторых от их единоверных братьев.
А ты будь осторожнее и берегись. Береги душу от хищных волков в шкурах овечьих.
Письмо 218 торговцу М. С.: и слуга тоже человек
Ко мне пришел один из Ваших слуг, по имени Спасое, с жалобой на несправедливое увольнение с работы. Не понимаю, почему Вы уволили его, если вина лежит на обоих. Он толкнул Вас, и Вы ударились о стену. Если было бы известно только это, ему не на что было бы жаловаться, но выяснилось и другое.
Вы праздновали свою серебряную свадьбу. Когда разошлись гости, Вы пригласили слуг и стали пить с ними. Опьянели Вы, опьянели слуги. Опьянел и Спасое, который никогда прежде не напивался. Опьянев, он запел и не дал Вам произнести тост. Вы в гневе ударили его по губам, он толкнул Вас, и Вы ударились о стену. Так закончилось празднование вашей серебряной свадьбы и началась безработица для Спасое. Пьяный ударил пьяного: они в расчете. Мера за меру. Но Вы превысили меру, когда на следующий день уволили Спасое с работы.
С польским королем Казимиром произошел такой случай. Он был страстным игроком и однажды играл с одним из своих придворных. Придворный проигрывал, король выигрывал, придворный разгневался и дал королю пощечину. Дело дошло до суда, и он был приговорен к смертной казни. Когда королю принесли на подпись приговор, он не стал его подписывать, сказав: “Виноват я, а не он, ибо не подобает королю разжигать страсти своих подданных”. Так и Вы должны были рассудить, как мне кажется. Не столько виноват слуга, сколько хозяин, который вынудил его напиться. Вы позвали его пить, а не он Вас. А пьянство, как и безумие, уравнивает всех. В опьянении уже не разобрать, кто слуга, а кто господин. Так почему же один Спасое несет наказание, которое вы оба заслужили? Большая часть недоброй заслуги принадлежит Вам, но Вы все возложили на него. А если бы бедный Спасое нашел у Вас во дворе клад, Вы и тогда бы отказались от своей доли?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Миссионерские письма"
Книги похожие на "Миссионерские письма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Сербский - Миссионерские письма"
Отзывы читателей о книге "Миссионерские письма", комментарии и мнения людей о произведении.