» » » » Илья Мощанский - Катастрофа под Киевом


Авторские права

Илья Мощанский - Катастрофа под Киевом

Здесь можно купить и скачать "Илья Мощанский - Катастрофа под Киевом" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательский дом «Вече», год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Илья Мощанский - Катастрофа под Киевом
Рейтинг:
Название:
Катастрофа под Киевом
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-9533-2529-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Катастрофа под Киевом"

Описание и краткое содержание "Катастрофа под Киевом" читать бесплатно онлайн.



Эта книга посвящена описанию Киевской стратегической оборонительной операции, которая проводилась войсками Юго-Западного, Южного и Центрального фронтов, а также частью сил Пинской военной флотилии. В течение 82 суток оборонительных боев — с 7 июля по 26 сентября 1941 года — наши войска нанесли немецкой группировке «Юг» серьезные потери и способствовали срыву германских планов по молниеносному захвату Москвы. Однако «платой» за это стали окружение и разгром нескольких советских армий и трагическая гибель в бою почти всего руководства Юго-Западного фронта.






К Киеву в эти дни отошли после ожесточенных боев отдельные воинские части, такие как упоминавшийся 132-й танковый полк и другие подразделения 213-й моторизованной дивизии, 407-й отдельный зенитный батальон. Они включались в части КиУРа и получали задачи по обороне его определенных участков[6].

Стержнем оборонительной системы столицы Украины являлся собственно Киевский укрепленный район, имевший номер 1. Он был расположен радиусом 80–85 км вокруг Киева (левый и правый его фланги прилегали к Днепру) и имел к концу 1938 года 257 бетонных сооружений, в основном пулеметных, с сопротивляемостью орудийному снаряду калибром до 203 мм (для сравнения можно отметить, что «линия Маннергейма» имела в 1939 году около 280 бетонных сооружений, при этом финские ДОТы постройки 1929–1937 годов имели такую же сопротивляемость)[7].

Немецкие данные о КиУРе, которые могут оказаться неполными, имеют несколько иные цифры: артиллерийских ДОТов — 3, пулеметных ДОТов — 184; противотанковых позиций (вероятно, стационарных позиций казематных пушек) — 21; наблюдательных пунктов — 12; всего 220 постоянных сооружений[8].

Ширина полосы долговременных сооружений КиУРа составляла 1–4 км, расширяясь в районе села Белогородка до 6 км (на этом участке была оборудованная долговременными сооружениями передовая позиция укрепрайона). Передний край укреплений проходил по правому берегу реки Ирпень, от села Борки до села Шевченково, поворачивая здесь на села Тарасовка, Юровка, Вита-Почтовая, Круглик, Кременище и далее — к Днепру. Река Ирпень с ее заболоченными берегами прикрывала укрепрайон на значительном протяжении, являясь естественным противотанковым рубежом.

Первые столкновения с немецкими войсками под Киевом произошли 11 июля 1941 года возле моста через реку Ирпень, на 19-м километре Житомирского шоссе. Оборону на этом участке занимали подразделения 161-го отдельного пулеметного батальона, 4-й мотострелковый полк НКВД, курсанты 11-й и 12-й батарей 2-го Киевского артиллерийского училища, 20-й пограничный отряд, курсанты Киевского пехотного училища, окружных интендантских курсов и некоторые подразделения 132-го танкового полка 213-й моторизованной дивизии (без техники).

По свидетельству очевидцев, бой начался вечером 11 июля 1941 года. Когда к мосту, по которому до 11-го числа проходили советские части, приблизились 4 немецких танка, он был подорван саперами Красной армии и с грохотом взлетел на воздух. Танки с ходу развернулись на месте и стали быстро отходить. Только тогда по ним открыли огонь из пулеметов гарнизоны всех близлежащих ДОТов и подразделения пехоты из винтовок.

На других участках в районе Житомирского шоссе немцы в течение 11–14 июля также вели активную разведку с целью нащупать слабое место в обороне для наведения переправы.

Получив отпор, противник перенес удар с Житомирского шоссе южнее, рассчитывая захватить мосты через реку в районе села Белогородка. 12 июля два танковых батальона немцев подошли к реке Ирпень у села Гореничи и пытались переправиться на противоположный берег. Однако вновь потерпели неудачу.

В ожесточенных боях с 11 по 14 июля силами частей КиУРа, оборонявшихся западнее и юго-западнее Святошино, подразделений 4 мсп НКВД, 2-го Киевского артиллерийского училища и других частей, выделенных в этот район на усиление оборонявшихся войск, все попытки противника форсировать реку Ирпень были успешно отражены. В течение всего этого периода активно действовала бомбардировочная авиация противника. Ряд участников первой полосы обороны подвергался многократным массированным бомбардировкам и шквальному артиллерийско-минометному обстрелу.

Безуспешные действия пехоты и танков с 12 по 14 июля вынудили германское командование принять срочные меры. 15 июля оно выбросило крупный десант в районе западнее села Боярка, который, впрочем, почти сразу был ликвидирован нашими частями. В это же время противнику удалось форсировать реку Ирпень на участке село Жорновка — село Перевоз вне границ КиУРа и продвинуться на 2–3 км в глубину нашей обороны.

3-й батальон 640-го стрелкового полка 147-й стрелковой дивизии при поддержке батареи 344-го гаубичного артиллерийского полка смело атаковал вклинившегося противника. Завязался рукопашный бой, в котором немцы потерпели поражение и отступили, оставив убитых и раненых, много вооружения и боеприпасов.

Самоотверженно сражались бойцы истребительного батальона Железнодорожного района Киева на бронепоезде под командованием Анатолия Тихохода.

Первое свое боевое крещение бойцы бронепоезда получили в боях под городом Новоград-Волынский. На рассвете 11 июля немцы решили захватить станцию Яблонец, которая открывала им путь на Коростень, а затем и на Киев. Когда противник перешел в атаку, чтобы овладеть станцией, из-за железнодорожных сооружений и зданий «вылетел» бронепоезд и открыл мощный огонь. Потеряв около 200 человек убитыми и ранеными, немцы отступили. Началась осада города.

Однако в июле 1941 года главные события в зоне действий войск Юго-Западного направления (создано согласно постановлению ГКО от 10 июля 1941 года под командованием Маршала Советского Союза С. М. Буденного, включало Юго-Западный и Южный фронты. — Примеч. авт.) разыгрались на стыке Южного и Юго-Западного фронтов.

Окружение под Уманью

(7 июля — 8 августа 1941 года)

Упорное сопротивление войск Юго-Западного и Южного фронтов замедлило наступление группы армий «Юг». В то время как войска группы армий «Центр» овладели Витебском, форсировали Днепр севернее и южнее Могилева и угрожали прорывом к Смоленску, группа армий «Юг» вопреки планам только передовыми отрядами 13-й танковой дивизии выходила на подступы к Киеву. Основные же силы 1-й танковой группы генерал-полковника фон Клейста находились в 100–200 км от Днепра, а пехотные соединения 6-й и 17-й полевых армий отстали от них на несколько суточных переходов. Еще более скромными оказались успехи германских и румынских войск в Молдавии. Им удалось лишь незначительно продвинуться на направлении Бельцы, Сороки и прорваться к Могилеву-Подольскому, а 9 июля они были остановлены в междуречье Прута и Днестра.

Еще 5 июля командующий группой армий «Юг» генерал-фельдмаршал фон Рундштедт решил, что группа Клейста после захвата Житомира и Бердичева повернет два свои корпуса на Кировоград, используя дорогу на Одессу, чтобы с востока глубоко охватить основные силы советских войск на Правобережной Украине и в Молдавии и не дать им возможности отойти за Днепр. Третьему корпусу предстояло овладеть плацдармами на Днепре у Киева. 6-я полевая армия генерала фон Рейхенау, разделенная на две части, должна была северной группой наступать на Киев, а южной — на юг, чтобы во взаимодействии с главными силами танковой группы Клейста и наступавшей навстречу ей с юга 11-й полевой армией фон Шоберта окружить и уничтожить войска Юго-Западного фронта. Предполагалось, что с запада советские войска потеснит 17-я полевая армия генерала фон Штюльпнагеля.

Итак, германское командование сосредоточивало свои основные усилия на окружении советских войск в районе Винницы, к юго-западу от Киева, в то время как и командование Юго-Западного фронта, и Ставка ВГК считали наиболее опасным киевское направление. Поэтому они во что бы то ни стало стремились остановить противника под Киевом и отрезать острие германского «копья» — танковые соединения — от «древка» — пехотных дивизий. Для этого 5-й армии генерал-майора танковых войск М. И. Потапова, отошедшей в Коростенский укрепленный район, было приказано обрушить все силы на прорвавшегося противника с севера, а с юга, навстречу ей, планировалось наступление 6-й армии РККА.

Однако у войны своя логика. 6-я советская армия не смогла выполнить намеченного, ибо сама оказалась в тяжелом положении: ее правый фланг был глубоко обойден с севера, а центр с трудом сдерживал атаки соединений 6-й и 17-й полевых немецких армий. И все же войска генерала М. И. Потапова причинили немало хлопот противнику. Они неоднократно перехватывали дорогу Новоград-Волынский — Житомир, угрожая тылу 1-й танковой группы Клейста. В ответ тому пришлось выделять все больше и больше сил и средств для обеспечения своего левого фланга.

12 июля командующий Юго-Западным фронтом генерал-полковник М. П. Кирпонос вывел в резерв управление 26-й армии, чтобы под его руководством объединить соединения, сосредотачиваемые восточнее и северо-восточнее Белой Церкви. Им предстояло наступать с юго-востока навстречу 5-й армии М. И. Потапова. Пришлось Рундштедту целиком повернуть северную группу против 5-й армии, а два корпуса южной группы — против 26-й армии, то есть на время отказаться от штурма Киева.

Только 15 июля, когда враг, оттеснив части 16-го мехкорпуса (16-й механизированный корпус РККА под командованием комдива А. Д. Соколова состоял из 15-й и 39-й танковых дивизий, 19-го мотоциклетного полка, 546-го отдельного батальона связи, 78-го отдельного моторизованного инженерного батальона), овладел Казатином и перерезал единственную железную дорогу, проходившую вдоль фронта, у советского командования зародились предположения о стремлении противника перенести главные усилия на юг, чтобы отрезать советские войска от Днепра. Тем более что начальник разведки Юго-Западного фронта доложил: танковые и моторизованные дивизии немцев из района Житомира внезапно повернули на юго-восток, на Попельню. Другие соединения этой вражеской группировки обходили правый фланг 6-й армии восточнее Казатина. Командующий Юго-Западным фронтом приказал нанести по наступающим германским войскам удары с трех направлений: 16-му механизированному корпусу — из района Казатина на Житомир, 5-й армии и 27-му стрелковому корпусу — с севера на Брусилов и Житомир, 5-му кавалерийскому и 6-му стрелковому корпусам — с юга на Брусилов и Попельню.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Катастрофа под Киевом"

Книги похожие на "Катастрофа под Киевом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Мощанский

Илья Мощанский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Мощанский - Катастрофа под Киевом"

Отзывы читателей о книге "Катастрофа под Киевом", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.