Святитель Григорий Палама - СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ).

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ)."
Описание и краткое содержание "СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ)." читать бесплатно онлайн.
Во время архипастырства в Фессалониках с амвона кафедрального храма свт. Григорий Палама произнес большую часть своих 63 омилий, подтверждающих его глубокую духовность, богословские дарования и преданность Церкви. Хотя омилии посвящены по преимуществу аскетико-нравственной и социально-патриотической тематике, в них находится место и для умозрений о нетварном Фаворском свете (в омилиях 34, 35 «На Преображение Господне»). Палама предпочитает говорить высоким стилем с тем, чтобы «лучше возводить распростёртых на земле, нежели низводить из-за них пребывающих на высоте».
Но мы устранимся, братие, молю, от Богу ненавистных дел и слов, чтобы со дерзновением называть Бога Отцем. Обратимся к Нему в истине, дабы и Он обратился к нам и очистил нас от всякого греха и сделал достойными Его Божественной благодати. Ибо таким образом и во веки мы будем торжествовать и праздновать богодохновенно и духовно исполнение Божественного Обетования — Пришествие Всесвятого Духа к людям и почивание Его на них, результат и исполнение блаженной надежды, в Самом Христе Господе нашем: ибо Ему подобает слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Омилия XXV [101]
Произнесенная в Неделю Всех Святых
Воистину, «Дивен Бог во святых Своих». Потому что когда кто–нибудь обдумает превосходящие естество борения Мучеников, как будучи в немощи плоти, они посрамили сильного во зле, как, как бы не ощущая страдания и раны, они телом боролись с огнем, мечем, с различными и губительными обликами мучений, терпением оказывая сопротивление; и в то время как тела крошились и рвались суставы и дробились кости, они верно соблюдали исповедание Христа здравое и неразоренное и неповрежденное и непоколебимое, вследствие чего им и была благодатно дарована премудрость Духа и гигантская сила; или когда кто представит себе терпение Преподобных, как они, как бы будучи бесплотными, выносили длительные пощения, бдения и иные разновидные злострадания тела, и при том добровольно, в борьбе против лукавых страстей, против различных видов греха, во внутренней и в нас самих сущей невидимой брани против начал, против властей, против духов зла до конца противоставившись им, и внешнего человека истощая и умерщвляя, внутреннего же обновляя и обожествляя, благодаря чему им благодатно были дарованы дар исцеления и действие силами [102], так что когда кто рассудит и подумает о том: насколько это превосходит наше естество, то удивляется и прославляет Бога, давшего им таковую благодать и силу; ибо хотя они и имели благое произволение, но без Божией силы, не возмогли бы стать выше естества, и сущие в теле — одолеть бесплотного врага.
Посему и Псалмопевец Пророк, говоря: «Дивен Бог во святых Своих», — присовокупляет: «Той даст силу и державу людем Своим» (Пс. 117:36). И обдумайте внимательно значение пророческих слов: так, хотя Он и говорит, что Бог даст силу и державу народу Своему, — потому что у Бога нет лицеприятия (и всем Он дарует Свою державную помощь), — но дивен Он только во Святых Своих. Потому что, как солнце свыше щедро всем в равной мере излучает свои лучи, но видят их только имущие глаза и не смыкающие их; имеющие же чистые (незамутненные) глаза наслаждаются сиянием, которое зорко видят вследствие чистоты очей их, что не доступно для тех, у которых, вследствие болезни или омрачения или иного чего, притупилось зрение; — так и Бог свыше доставляет всем изобильную помощь, — ибо Он — неизсякаемо–источающий, спасительный и озаряющий Источник Милости и Добра; — наслаждаются же Его благодатию и силою к соделованию добродетели и достижению совершенства, или даже — к совершению чудес, — не просто все, но лишь те, которые проявили доброе произволение и чрез дела показали любовь к Богу и веру; которые совершенно отстранились от всего дурного, твердо же держались Божиих заповедей, и душевный взор имели устремленным на Самое Солнце Правды — Христа, Который не только невидимо свыше простирает подвизающимся руку помощи, но и чрез Евангелие, увещевая, прямо вслух нам сегодня говорит: «Всяк, убо иже исповесть о Мне [103] пред человеки, исповем о нем и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех» (Мф. 10:32). Видите ли: что ни мы не можем дерзновенно высказывать веру во Христа и исповедать Его, без наличия Его силы и содействия; ни Господь наш Иисус Христос не может заявить о нас хорошее в будущем веке, без наличия повода для этого с нашей стороны? Ибо, являя это, Он не сказал: — всякаго, кто исповедает Меня пред людьми, — но: — «Всякаго, иже исповесть о Мне», — потому что в Нем и благодаря Его помощи может кто–либо смело исповедать Благочестие. Так и затем: «Исповем и Аз», — не «его», но: — «о нем», т. е. вследствие доброго состояния и стойкости исповедающего, которую он показал в отношении благочестия. Потому что посмотри, как затем Он говорит относительно малодушествующих и предающих благочестие: «А иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех» (Мф. 10:33). Здесь Он не сказал: — иже отвержется о Мне; почему? — Потому что, будучи оставлен помощью от Бога, отвергающийся отвергается Бога. Почему же, тогда, он был оставлен и покинут Богом? — Потому что он первый оставил Бога, возлюбив привременное и земное более — обетованных Богом небесных и вечных благ. Так, в свою очередь, и Христос отвержется не «о нем», но — «его», как ничего не обретший в нем, что мог бы заявить в его пользу. Поскольку же имеющий любовь к Богу, в Боге пребывает, и Бог в нем, как говорит возлюбленный Христу Богослов, — то истинно любящий Бога, творит исповедание по справедливости о Бозе, потому что Бог пребывает в любящем Его; поскольку же и он пребывает в Боге, то и Бог сотворит в нем [104] признание в его пользу. Итак, слова: «Всяк иже исповесть о Мне, исповем и Аз о нем», показывают неразрушимую связь между Богом и исповедающим Его, связь — от которой далеко отстоит отвергающиеся. Таким образом Божественное воздаяние заключает в себе Божественное правосудие; на основании подобия они друг другу соответствуют.
Итак, таково и так обстоит дело в отношении соответствия между наградами от Бога и тем, что нами приносится Ему. Посудите же: какое огромное превосходство Божией награды тем, которые о Нем [105] исповедали Его. — Потому что каждый из Святых, будучи рабом Божиим, исповедал во временной сей жизни и пред лицем смертных людей; более того — в течение краткого времени века сего и пред лицем малого числа подобных ему, как мы сказали, людей. Господь же наш Иисус Христос, будучи Богом и Господом неба и земли, исповедует хорошее в пользу сего человека в присносущном и непрестанном оном мире, пред лицем Бога и Отца, в присутствии предстоящих вокруг Ангелов, Архангелов, всех Небесных Сил, в присутствии всех людей от Адама и даже до конца мира, потому что все воскреснут и предстанут на суд Христов. И тогда, когда все будут присутствовать, все видеть, Он возвестит и прославит и венчает тех, которые до самого конца явили веру в Него. Какая нужда пытаться показать вышеестественные оные венцы, превосходство будущих оных наград, которые ни наше земное око видеть может, ни ухо слышать, ни в сердце представиться? Но какое слово достойно изобразить и то, что теперь видим; именно — ту славу, которую Бог воздал гробницам Святых и останкам их костей, во все времена сохраняющееся ощутимое в них дивное благоухание, источники мира, дарования исцелений, действование сил, многовидные и спасительные для нас проявления в них? Скажу опять, что с их стороны было принесено то, что человек мог принести Богу; именно — дерзновение каждого Святого исповедать Бога, в течение короткого времени, как я сказал, и пред лицем некоторых князей и царей; воспевают же и величают их, — почитая и славя и припадая, и не только к ним самим, но и к иконам их, как Владык, и больше чем Владык и Царей, — цари и князи и все подвластные, до такой степени склоняясь пред ними, по своей воле и радуясь, что и детям своим желают оставить их после себя более всего иного, как бы некое блаженное наследие и источник вышнего благосостояния. А это — пример и доказательство и как бы предшествие будущей оной неизреченной славы, которую и ныне имеют на небесах духи праведных и которую в будущем веке улучат вместе с этими, прошедшими вместе с ними до конца борения о Боге, телами. Являя это преизбыточество славы и будущих благ, Господь сказал Святым Своим Ученикам и Апостолам: «Аминь глаголю вам, яко вы шедшии по Мне, в пакибытие, егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Исраилевома»; относительно же всех просто верующих: «Всяк», говорит, «иже оставить дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет, и живот вечный наследит; (а) иже любит отца, или матерь паче Мене, несть Мене достоин» (Мф. 19:29; 10:37). Потому что поскольку Бог и Отец дал за нас Сына Своего возлюбленного, и Сам Единородный Сын Божий дал Себя за нас, то справедливо требует, чтобы и мы пренебрегли всеми близкими нам по родству, если они окажутся препоной для благочестия и образа жизни, который отвечает сему. И что говорю: близкими по родству? — Ибо, когда призовет время, требуется, чтобы каждый и душу свою положил; что вместе — справедливо и необходимо, если кто желает получить вечную жизнь; поскольку и Сам Сын Божий положил душу Свою за нас; посему опять Он говорит: «Иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин» (Мф. 10:38). Крест же заключается в том, чтобы распять плоть со страстьми и похотьми.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ)."
Книги похожие на "СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ)." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Святитель Григорий Палама - СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ)."
Отзывы читателей о книге "СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ).", комментарии и мнения людей о произведении.