» » » » Константин Шильдкрет - Розмысл царя Иоанна Грозного


Авторские права

Константин Шильдкрет - Розмысл царя Иоанна Грозного

Здесь можно скачать бесплатно "Константин Шильдкрет - Розмысл царя Иоанна Грозного" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Альтернативная история. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Шильдкрет - Розмысл царя Иоанна Грозного
Рейтинг:
Название:
Розмысл царя Иоанна Грозного
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Розмысл царя Иоанна Грозного"

Описание и краткое содержание "Розмысл царя Иоанна Грозного" читать бесплатно онлайн.



Роман посвящён жизни и деятельности Ивана Грозного, его борьбе за укрепление Русского централизованного государства.






70

Опашь — хвост.

71

Иван Купала — 2 (15) июня и 24 июня (7 июля). Рождество святого Иоанна Крестителя; известен в народе под названием Ивана Купалы, или Иванова дня. День очищения огнём и водой, праздник летнего солнцестояния.

72

Мовь творить — париться в бане.

73

Гривенка — фунт.

74

Грязной Григорий Васильевич — из дворянского рода, дьяк Разрядного приказа (центральное государственное учреждение, ведавшее служилыми людьми, военным управлением, а также управлением южных городов и уездов).

75

Фуников Никита Афанасьевич — казначей, казнён по обвинению в связях с новгородским архиепископом Пименом и новгородскими приказными людьми, якобы замышлявшими о сдаче Новгорода и Пскова литовскому королю и о низведении Ивана Грозного.

76

Соломон — царь Израильско-Иудейского царства в 965–928 гг. до н. э. Сын Давида. Согласно библейской традиции, славился необычайной мудростью; по преданию, Соломон — автор некоторых книг Библии (в том числе «Песни песней»).

77

Бутурлин — из рода Бутурлиных, князей и графов (предок — Радша, прибывший из Германии в Новгород в конце XII в.).

78

Воронцов Иван Михайлович — из дворянского рода, воевода и дипломат; участвовал во многих войнах времени Ивана IV и выполнял дипломатические поручения.

79

Подённая подача — надкусанный ломоть, знак царской милости.

80

Иван-царевич — Иван Иванович (1554–1581), царевич, второй сын Ивана Грозного.

81

Фёдор — Фёдор Иванович (1557–1598) — царевич, третий сын Ивана Грозного, будущий последний русский царь из династии Рюриковичей (с 1584 г.). Неспособный к государственной деятельности, предоставил управление страной своему шурину Борису Годунову.

82

Петров день — 29 июня (12 июля), день святых апостолов Петра и Павла, известный в народе как Петров день, праздник солнца. В старой Руси день апостолов Петра и Павла был также важным временем в быту гражданском — он служил сроком суда и взносов дани и пошлин, о чём особенно часто упоминают грамоты XVI века.

83

Сретенье — 2 (15) февраля, Сресение Господне. Праздник служит границею между зимой и весною, отсюда его название— Сретение (встреча двух времён года).

84

…от Тмутаракана, сиречь Астраханью именуемого… — Речь идёт о древнерусском городе Тмутаракани (X–XII вв.), который находился на Таманском полуострове (современная станица Таманская). Возник на месте античного города Гермонассы, хазарской Таматарки. Археологи обнаружили здесь остатки оборонительных стен, домов, собора и др.

85

Страстная седмица (неделя) — последняя неделя перед Пасхой, известна в народе как Белая, или Чистая (готовясь к встрече Светлого Воскресенья, наши предки белили и прибирали дома, заботились о чистоте двора и т. п.).

86

Бекбулатович — Симеон Бекбулатович (Саин-Булат) (?— 1616), касимовский хан, «великий князь всея Руси» — номинальный управитель Русского государства с 1575 г. В 1576 г. получил в удел Тверь. При Борисе Годунове в опале, при Лжедмитрии I пострижен в монахи.

87

Бахарь — сказочник, сказитель.

88

Ра — Волга.

89

Царство Казанское — Казанское ханство, феодальное государство в Среднем Поволжье (1438–1552), выделилось из Золотой Орды. Грабительские набеги казанских войск на русские земли особенно усилились в 20-х гг. XVI в. В 1487–1521 гг. находилось в вассальной зависимости от Руси; с 1524 г. — от Турции. В результате казанских походов 1545–1552 гг. ханство было ликвидировано, Среднее Поволжье присоединено к России.

90

Вельзевул — в христианских представлениях демоническое существо. Современная наука предлагает ещё два толкования этого имени: дьявол (сатана) и повелитель скверн.

91

…метнули… плювию стрел. — Действие по глаголу плювати (плевать).

92

Арский грей — городок в Казанской земле.

93

Содом с Гоморрою — Содом (букв, горящий) и Гоморра (погружение, потопление), города у устья реки Иордан или на западном побережье Мёртвого моря, жители которых погрязли в распутстве, и за это были испепелены огнём, посланным с небес. Из пламени Бог вывел только Лота с семьёй. В переносном, символическом смысле названия городов употребляются для обозначения беспорядка, хаоса и разврата.

94

Черемисы (луговые) — название марийцев до 1918 г., жили на Средней Волге, между реками Ветлугой и Вяткой.

95

Юрт — земля, владение.

96

Чёрная сотня — мелкие торговцы.

97

Обломы — скатные пристройки, выдающиеся в наружную стену.

98

Прясла — пространства между башнями.

99

…жалую яз дворянством да «вичем»! — Произведённый в дворянство получал право на отчество в его современном звучании. «Вич»— суффикс отчества мужских имён для привилегированных лиц и сословий.

100

…остатние дни свои коротать за морем, у той англичанки! — Имеется в виду английская королева Елизавета I Тюдор (1533–1603), которая намеревалась предоставить убежище Ивану Грозному.

101

Горенский Пётр Иванович — из князей, ветвь князей Оболенских; кравчий, казнён в 1565 году.

102

Колпак — мера, около тонны.

103

От Константина-Елены дня до святой княгини Ольги… — С 21 мая (3 июня) до 11 (24) июля. День памяти святых равноапостольных Константина и Елены (см. о них примеч. к стр. 369) служил в сельском хозяйстве главным сроком для посевов льна, почему и самый день их поминовения известен под названиями Длинные льны, Леносевки или Ленницы (в последних перекличка с именем Елены, Олены). Ольга (?—969), в крещении Елена, — святая, жена киевского великого князя Игоря. Правила в малолетство сына Святослава и во время его походов. Подавила восстание древлян. Около 957 г. приняла христианство.

104

Шестопёр — начальнический жезл.

105

Иосифлянская ересь — религиозное течение, связанное с деятельностью преподобного Иосифа Волоцкого (? —1515), игумена основанного им Волоколамского монастыря, писателя и публициста. Иосиф возглавил борьбу против распространившегося в Русском государстве реформационного движения в конце XV века — новгородско-московской ереси, именовавшейся «ересью жидовствующих» (за приверженность к иудаизму) и пользовавшейся прямым покровительством великокняжеской власти.

106

Святой Зосима — имеется в виду преподобный Зосима (?— 1478), игумен Соловецкий; к лику святых причислен на московском соборе 1547 г. По преданию, распространитель пчеловодства на севере Руси, почитался как покровитель пчеловодства и хранитель пчёл. Память—17 (30) апреля.

107

Лаишев.

108

Собакина Марфа Васильевна (? — 1571) — дочь новгородского купца Василия Собакина, будущая жена Ивана IV (третий брак царя —28 октября 1571 г.). Была отравлена ещё в девицах; Грозный взял её в жёны в надежде, что она исцелится, но царица прожила с ним только две недели и преставилась до разрешения девства.

109

Фарисеи — представители общественно-религиозного течения в Иудее (II в. до и. э. — II в. н. э.). Стремились истолковать Пятикнижение (общее название пяти книг Библии: Бытия, Исхода, Левита, Числ и Второзакония) в соответствии с новыми социально-экономическими условиями. В Евангелиях фарисеев называют лицемерами. Отсюда переносное значение слова — лицемер, двурушник, ханжа.

110

Апокалипсис — откровение Иоанна Богослова, одна из книг Нового Завета, древнейшее из сохранившихся христианских литературных произведений (сер. 68 — нач. 69). Церковь приписывает авторство Иоанну Богослову, евангелисту, одному из любимых учеников Христа, занимавшему наряду с Петром центральное место среди апостолов. По церковной традиции, Иоанн Богослов — автор четвёртого Евангелия (от Иоанна), трёх посланий и Апокалипсиса. Сын галилейского рыбака Заведея и жены его Саломии, одной из мироносиц; ученик Иоанна Крестителя.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Розмысл царя Иоанна Грозного"

Книги похожие на "Розмысл царя Иоанна Грозного" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Шильдкрет

Константин Шильдкрет - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Шильдкрет - Розмысл царя Иоанна Грозного"

Отзывы читателей о книге "Розмысл царя Иоанна Грозного", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.