» » » » Алина Ребель - Евреи в России: самые влиятельные и богатые


Авторские права

Алина Ребель - Евреи в России: самые влиятельные и богатые

Здесь можно купить и скачать "Алина Ребель - Евреи в России: самые влиятельные и богатые" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Литагент «Эксмо»334eb225-f845-102a-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алина Ребель - Евреи в России: самые влиятельные и богатые
Рейтинг:
Название:
Евреи в России: самые влиятельные и богатые
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-699-49662-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в России: самые влиятельные и богатые"

Описание и краткое содержание "Евреи в России: самые влиятельные и богатые" читать бесплатно онлайн.



Вы хотите узнать, откуда граф Потемкин знал иврит? Кто снабжал российскую армию продовольствием в войне с Наполеоном? Кто построил железные дороги, по которым мы ездим до сих пор? Книга «Евреи в России: самые влиятельные и богатые» раскроет перед вами не одну тайну. Жизнь одного из древнейших народов на Земле протекала в России по особому сценарию. Евреи были среди придворных и генералов, выстраивали финансовые империи и придумывали экономические реформы. Более трех сотен лет евреи живут в России, но только сегодня они получили равные с коренным населением права. Как же им удавалось обходить запретительные законы и сколачивать баснословные состояния? Секрет успеха евреев часто ищут в таинственной Каббале или других мистических явлениях. Нам же удалось проследить судьбы множества еврейских бизнесменов, которые без всякой мистики достигли небывалых вершин финансового благополучия и политического влияния. В чем тайна этого успеха, приглашаем вас разобраться вместе. Приятного чтения и успехов в коммерческих начинаниях!






Документы X в. свидетельствуют о том, что евреи в Киеве чувствовали себя прекрасно – вели дела, обладали всеми правами и даже обзавелись собственным городским районом. Так, в летописях упоминаются Жидовские ворота, а также Жидовский и Хазарский кварталы Киева. В некоторых и вовсе Днепр называется Израй-река. Поговаривали даже, что сказка про Садко на самом деле повествует о еврейском купце.

Историк Феликс Кандель в своем исследовании «Очерки времен и событий» так излагает эту версию: «Известно, что сюжет новгородской былины о Садко – торговом госте – имеет свой прототип – библейский рассказ об Ионе, которого корабельщики сбросили в бурю с корабля. Еще дореволюционные русские ученые отмечали, что основой для имени героя – Садко – послужило еврейское имя Цадок в значении справедливый, праведный».

Цветущая Хазария и благоприятные отношения с Киевской Русью рухнули в 965 г. Русский князь Святослав сбросил хазарское иго в 969 г., Крым отошел к Византии, а хазары полностью ассимилировались с евреями, которые с этой поры стали постоянными соседями славян.

Князь Святослав

На этом закончилось и мирное сосуществование евреев со славянами, поскольку далее, вплоть до XX в., история евреев в России заключается в преодолении ограничительных законов, черты оседлости и других притеснений. Последние, в свою очередь, обусловили определенный вектор развития бизнеса, которым занимались евреи в России. Ведь если в средние века евреи продолжали быть посредниками на пути из варяг в греки, то к XVIII в. неприязнь православной церкви, конкурентные притязания московских купцов и ересь жидовствующих отбросили евреев на задворки российской жизни.

Ересь на будущее

Непростое положение евреев в России в XVIII в. имеет сразу несколько исторических причин, на которых нам придется остановиться.

Первая и косвенная – татаро-монгольское иго, которое заставило евреев переместиться в Литву и Новгород, в Польшу и на Украину. В это время Москва начала набирать силу и претендовать на место крупнейшего славянского объединения. Однако новгородцы не желали подчиняться Москве и вынуждены были пригласить в качестве противовеса киевского князя Михаила Олельковича. Тот прибыл из Литвы как представитель польско-литовского короля Казимира III в конце 1470 г. и привез с собой свиту, в которой было немало литовских евреев. Частично это были купцы, которые должны были наладить в Новгородском княжестве торговлю. Но был среди приехавших личный врач князя Схария, с которым и случилось событие, принесшее впоследствии немало печали его соплеменникам и получившее название «ересь жидовствующих». В русской летописи за 1471 г. сказано об этом так: «Отселе почала быти в Новегороде от жид овина Схария ересь». Здесь и далее в изложении фактов мы вынуждены опираться на свидетельства противников Схарии – православных священников, поскольку никаких иных документов история не сохранила.

У Схарии были единомышленники Иосиф Шмойло Скарявей и Моисей Хануш, которые прибыли из Литвы вслед за своим учителем. Буквально за полгода своего пребывания в Новгороде врач умудрился убедить сразу несколько православных священников перейти в свою веру. Во многих источниках она называется иудаизмом, но это неверно. И вот почему. Жидовствующие скорее не утверждали, а отрицали (в отличие от иудаизма, в котором главное – именно утверждение неких догматов). Схария же с единомышленниками отрицали монашество и церковную иерархию, отвергали поклонение иконам, мощам и кресту. Критиковали отказ от Ветхого Завета и Закона Моисея в пользу истории о Христе. Они были монотеистами – божества Иисуса Христа не признавали, а считали его пророком, подобным Моисею. Кстати, подобные идеи были характерны для многих народов, принявших христианство. Жили они (сектанты) по еврейскому, а не византийскому календарю, принятому на Руси. Этого оказалось достаточно (не считая этнического происхождения сектантов), чтобы мало разбиравшиеся в теологии православные свидетели тех событий приписали Схарии приверженность иудаизму.

Схария, очевидно, обладавший даром проповедника, склонил на свою сторону влиятельных православных священников Новгорода: попов Дениса и Алексея, которые втайне проповедовали новую веру и своим прихожанам. К секте присоединились и литератор Федор Курицын, и придворный писец Ивана III Иван Черный. Он-то и привез ересь из Новгорода в Москву.

Иван III

Сам Иван III поспособствовал ее распространению, забрав с собой в Москву попов Дениса и Алексея. Летописцы утверждают, что учение жидовствующих среди своей паствы стал проповедовать даже митрополит московский Зосима. В какой-то момент на царство был помазан жидовствующий Дмитрий – сын княгини Елены, невестки Ивана III. Но вскоре они попали в опалу, оказались в темнице, и наследником был назначен все-таки сын его жены Софьи Василий. Все это произошло после церковного собора 1504 г., в результате которого руководители секты были сожжены, а царь Иван III предпочел забыть, как переписывался с еврейскими купцами на иврите.

Однако ересь жидовствующих стала одним из самых разрушительных факторов в отношениях между славянами и евреями, которые поплатились за безрассудство исторически недальновидных сектантов и ошибочное восприятие их учения.

Между тем, в соседней Польше росла и крепла крупная еврейская община – евреи бежали сюда из Западной Европы, где начались на них жесточайшие гонения. И это второй фактор непростого взаимодействия России с евреями.

Иван Грозный въезд в Россию евреям запретил: «В свои государства жидам никак ездити не велети, занеже в своих государства лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государства люди мои были в тишине безо всякого смущенья». Далее Иван Грозный объяснял свой жесткий приказ тем, что евреи русских людей от христианства отводили. Вот он – отголосок ереси жидовствующих уже в XVI в.

В. Васнецов. Иван Грозный

В XVII в. во времена Смуты, строгий запрет на въезд евреев в Россию был снят. Правда, ненадолго. В договоре московитян с поляками о воцарении Владислава было оговорено: «Жидам не въезжать для торговли в Московское государство». Далее идет череда разрешений и запретов, которые приводят в результате к устойчивому нежеланию жителей государства Российского видеть у себя евреев. Однако обойтись без них уже никак невозможно.

Глава 2

Евреи в России XVIII века – от единиц до сотен тысяч


К. Дилли, Дж. Робинсон. Карта Российской империи в XVIII в. 1785 г.

К началу XVIII в. Россия с экономической точки зрения выглядела по сравнению со многими европейскими государствами незавидно. Нормальной торговле препятствовали многие факторы: это и изолированность ее от центров мировой торговли, и слабость центральной власти, и отсутствие выходов к морям.

Промышленности практически вообще не было, как не было и условий для ее создания: свободной рабочей силы почти нет, промышленники небогаты, им не хватает денег на развитие производства, внутренний рынок очень мал. И хотя в конце XVII в. в стране появился целый ряд мануфактур, процесс их развития шел крошечными шажками. Тогда же, в конце XVII в., роль крупного центра торговли возвратил себе Новгород. Торговля оказалась едва ли не единственным крупным бизнесом в стране: продукты русских ремесленников и лес продавались на Запад, в свою очередь с Запада купцы везли сукно, оружие и утварь, а с Востока – китайские ткани, фарфор и драгоценности. Рост товарного оборота во внешней и внутренней торговле привел к развитию системы денежных отношений. А также – и это немаловажно для нашего повествования – к накоплению капитала.

Важным направлением экономического взаимодействия в России XVIII в. стала система откупов. Наиболее распространены таможенные, соляные и винные откупы. Крупнейшие откупщики – евреи, которые не имеют законодательной возможности владеть собственностью.

Суть этой системы в следующем: государство передавало право осуществления своих функций откупщикам за определенную плату. К примеру, откупщик получал право собирать с населения налоги от имени государства. Естественно, далеко не все суммы, собираемые откупщиками, отправлялись в казну.

Еще более выгодно было заниматься винными откупами. Государство предоставляло откупщикам свои винные ресурсы на реализацию, но те должны были продавать вино по тем же ценам, по которым брали у государства. При этом откупщик еще должен был заплатить за право торговать. Естественно, чтобы соблюсти свою выгоду, откупщики прибегали к самым разным уловкам: разводили вино водой или производили свое, которое продавали в корчмах под государственным знаком качества.

Но все это были лишь зачатки экономики. Не имея выхода к морю, Россия оставалась на задворках процесса мировой торговли. А мануфактуры находились на грани краха, поскольку крупный капитал сосредоточился в руках купцов, которым промышленность была совершенно неинтересна. Не было в стране, в сущности, ни настоящей денежной системы, ни тем более нормального конкурентного рынка. В таком отсталом состоянии страна досталась Петру I.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в России: самые влиятельные и богатые"

Книги похожие на "Евреи в России: самые влиятельные и богатые" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алина Ребель

Алина Ребель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алина Ребель - Евреи в России: самые влиятельные и богатые"

Отзывы читателей о книге "Евреи в России: самые влиятельные и богатые", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.