Неизвестен Автор - Непокоренный Ленинград
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Непокоренный Ленинград"
Описание и краткое содержание "Непокоренный Ленинград" читать бесплатно онлайн.
Ледовая дорога имела четко организованное техническое обслуживание автомашин на трассе. Вначале каждый автобатальон для оказания помощи своим машинам выделял курсировавшие летучки техпомощи. Но затем вся трасса была разделена на участки, каждый из которых был закреплен за определенным ремонтным батальоном. Расставленные батальонами на своих участках летучки техпомощи обслуживали все проходившие автомашины. Пункты техпомощи были размещены на трассе на расстоянии 3-5 км один от другого, имели хорошо заметные надписи, а ночью освещались электролампочками или дорожными мигалками. Кроме того, специальные эваколетучки непрерывно двигались по трассе с задачей буксировки остановившихся автомашин.
Большую помощь Ладожской дороге оказали Ленинградские авторемонтные заводы NoNo 1 и 2, наладившие метод агрегатного ремонта машин. Созданные ими на обоих берегах Ладоги филиалы за время работы ледовой дороги отремонтировали более 5300 машин{351}.
Работники ледовой дороги в любую погоду, днем и ночью несли трудную дорожную службу, расчищали пути и прокладывали новые, заготовляли различный инвентарь и с риском для жизни прокладывали через трещины деревянные мостки. Только от снега было очищено 3200 км дорог, из них около 1550 км вручную и 1650 км с помощью дорожной техники. Если иметь в виду протяженность ледовой дороги в 30 км, то выходит, что она очищалась от снега более ста раз. Кроме того, было очищено от ледяных торосов более 32 тыс. кв. м трассы, заготовлено и расставлено около 21 тыс. деревянных козелков и многое другое{352}.
Военно-автомобильная дорога имела надежную оборону. Наземную охрану трассы осуществлял специально сформированный отдельный стрелковый полк (затем 384-й стрелковый полк) под командованием полковника А. Королева. Основные силы полка были сосредоточены на льду Ладожского озера в 8-12 км от берега, занятого противником. Полк создал две оборонительные полосы, на которых были построены доты, снежно-ледяные окопы, установлены пулеметные точки{353}.
Противовоздушная оборона Ладожской ледовой трассы осуществлялась зенитными средствами и истребительной авиацией. Железнодорожные станции и базы на берегах Ладожского озера прикрывались специальными отдельными зенитными артиллерийскими частями. Непосредственно на льду озера по обе стороны дороги в шахматном порядке с интервалом до 3 км были установлены батареи малокалиберной зенитной артиллерии. Зенитные пулеметы стояли попарно с интервалами 1-1.5 км. На 1 января 1942 г. на ледовой трассе имелось 14 37-миллиметровых орудий и 40 пулеметных установок.
Самолеты истребительной авиации, прикрывавшей Военно-автомобильную дорогу, базировались на аэродромах, расположенных на западном и восточном берегах Ладожского озера. Объекты западного берега и западного участка ледовой трассы прикрывала истребительная авиация ПВО Ленинграда, а восточного участка - истребители военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. Прикрытие станций Жихарево и Войоокало осуществлялось военно-воздушными силами Ленинградского фронта{354}.
Героические защитники ледовой дороги своими самоотверженными действиями парализовали все попытки противника сорвать перевозки в Ленинград и нанесли ему значительные потери. Только в воздушных боях непосредственно в районе Военно-автомобильной дороги за зимний период было сбито 62 фашистских самолета{355}.
Военно-автомобильная дорога Ленинградского фронта со все возраставшей интенсивностью работала до последней возможности. За три недели апреля 1942 г. по ней было перевезено в Ленинград более 87 тыс. т грузов{356}. В середине апреля в связи с повышением температуры воздуха толщина льда на Ладожском озере стала быстро уменьшаться, на его поверхности появилась вода, местами доходившая до 0.5 м. Особенно опасными стали скрытые водой трещины. Но работники трассы, стремясь продлить работу дороги, ремонтировали ее, строили мосты через трещины, сооружали объезды, и машины продолжали перевозки.
С 16 по 21 апреля автомашины двигались по сплошной воде. С 15 апреля с трассы были сняты автобусы, с 19 апреля - автоцистерны, а с 20 апреля - все автомашины ЗИС-5, так как только за один этот день провалилось под лед около 80 машин{357}.
20 апреля 1942 г. был издан приказ по войскам Ленинградского фронта о закрытии движения автотранспорта через Ладожское озеро с 12 час. 21 апреля. Теперь автомашины и другие транспортные средства допускались на ледовую трассу только по специальным разовым пропускам, которые выдавались с разрешения начальника Военно-автомобильной дороги генерала А. М. Шилова и начальника ледового участка дороги капитана 2-го ранга М. А. Нефедова{358}. Завершающим днем работы ледовой дороги было 23 апреля. В этот день на западный берег Шлиссельбургской губы было доставлено 64 т лука, который до 5-го километра от восточного берега был переброшен на машинах, затем на лошадях и с 1-го километра от западного берега - на руках{359}.
24 апреля 1942 г. с 16 час. приказом начальника Военно-автомобильной дороги Ленинградского фронта движение по льду всех видов транспорта и пешеходов было закрыто окончательно{360}. Ледовая дорога через Ладожское озеро прекратила свою работу.
За весь период существования дороги по ней было доставлено в Ленинград 361 109 т различных грузов, из которых 262419 т продовольствия{361}. Это не только улучшило снабжение героических ленинградцев, но и позволило создать некоторый запас продуктов, который к моменту окончания работы ледовой дороги составил 66 930 т.{362}
Кроме продовольствия, по Ладожской дороге в Ленинград было перевезено 8357 т фуража, 31910 т боеприпасов, 34717 т горюче-смазочных материалов, 22 818 т угля и 888 т других грузов{363}. Ледовая дорога использовалась и для различных оперативных перебросок.
Ледовая дорога сыграла выдающуюся роль в эвакуации населения города. Это была очень сложная задача. Эвакуации из Ленинграда подлежала несамодеятельная часть населения, а также рабочие эвакуируемых заводов, учреждений, научные работники. Для непосредственного руководства эвакуацией ЦКВКП(б) направил в Ленинград заместителя Председателя СНК СССР К. Н. Косыгина.
Эвакуированных надо было из Ленинграда поездом или машинами доставить на западный берег Ладоги, затем перевезти через озеро и направить в тыл страны. Так как их надо было накормить, обогреть и обеспечить медицинской помощью, в Борисовой Гриве, Кобоне, Лаврове, Жихарево, Войбокало были созданы специальные эвакопункты с необходимым обслуживающим персоналом. Несмотря на то что работники эвакопунктов, как и все ленинградцы, были истощены и ослаблены, как пишет бывший начальник эвакопункта в Борисовой Гриве Л. А. Левин, "люди работали самоотверженно по 18-20 часов в сутки без отдыха, а зачастую, когда бывало большое скопление людей, работали без отдыха по 2-3 суток"{364}.
Всего с 22 января по 15 апреля 1942 г. из Ленинграда было эвакуировано 554186 человек{365}.
Таким образом, в самый тяжелый период для города на Неве ледовая трасса Ладожской дороги спасла от голодной смерти тысячи ленинградцев.
Одновременно с эвакуацией населения из Ленинграда по ледовой дороге вывозилось в тыл страны промышленное оборудование, где оно могло быть использовано для производства боевой техники.
Чтобы спасти от уничтожения, из Ленинграда, подвергавшегося артиллерийским обстрелам и бомбардировкам врага, вывозились также материальные и культурные ценности.
Родина высоко оценила подвиг работников ледовой дороги. За образцовое выполнение заданий и высокие показатели в работе около 400 человек были награждены орденами и медалями Советского Союза. Среди награжденных начальник тыла Ленинградского фронта Ф. Н. Лагунов, начальник Военно-автомобильной дороги А. М. Шилов и военный комиссар И. В. Шикин, начальник ледового участка дороги М. А. Нефедов. Среди командного и политического состава дороги были также награждены И. А. Лапшин, А. С. Мажаев, В. А. Порчунов, А. Д. Суховой, А. А. Кальван, А. П. Бриков, Г. И. Игнатьев, Д. А. Сокирко, С. С. Шевченко, Н. М. Каливердов, П. С. Глухов, А. М. Петросян, М. Д. Орловский, Ф. К. Румянцев, В. X. Фугель, П. И. Белкин, Б. А. Борисов, И. Е. Гришанович, Р. А. Ванд, Ю. А. Корогодский; в числе водителей автомашин наградами были отмечены С. Ф. Васильев, Г. Н. Началин, Г. П. Царенко, А. П. Кондрин, Б. Л. Богданов, Я. Г. Пирожок, Н. В. Гонтарев, В. П. Овечкин, А. Д. Тиханович, А. Ф. Гайдебура, B.Т. Каргин, Н. В. Кузнецов, Н. Д. Тихий, C.И. Матека, Н. И. Воротников, Ф. П. Кокореи, М. С. Косов{366}. "История ладожской дороги, - писала "Правда", - это поэма о мужестве, настойчивости и стойкости советских людей...
Когда-нибудь поэты и писатели сложат песни о ленинградской дороге жизни. Они вспомнят о том, как шли по льду эшелоны машин с грузами из Москвы, Свердловска, Горького, Сталинграда, как везли по ней подарки из Средней Азии, как тянулись по ней красные обозы партизан из оккупированных районов Ленинградской области. Страна с глубокой благодарностью узнает о под виге каждого из тружеников и воинов, проложивших и оберегавших дорогу, об огромном внимании, которое уделили ледовой магистрали ленинградские партийные организации.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Непокоренный Ленинград"
Книги похожие на "Непокоренный Ленинград" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Непокоренный Ленинград"
Отзывы читателей о книге "Непокоренный Ленинград", комментарии и мнения людей о произведении.