С. Головин - Словарь практического психолога

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Словарь практического психолога"
Описание и краткое содержание "Словарь практического психолога" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемый словарь содержит более двух тысяч терминов и рассчитан прежде всего на читателя, так или иначе использующего психологические знания в своей практической деятельности. Но он может заинтересовать и другие группы читателей. В отличие от большинства подобных книг, в нем значительное внимание уделяется терминам психоанализа и некоторых других направлений психологии, мало представленным в отечественной литературе, а также проективным методикам, позволяющим тонко исследовать глубинные особенности человеческой личности, ее характера и темперамента. Словарь отличается и новым подходом к тематической группировке статей.
АФФЕКТИВНЫЙ — относящийся к состояниям удовольствия или неудовольствия; связанный с ощущениями, эмоциями, страстями, чувствами, мыслями.
АФФЕРЕНТАЦИЯ — постоянный поток нервных импульсов, поступающих в систему нервную центральную от органов чувств, воспринимающих информацию как от раздражителей внешних (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция). Находится в прямой зависимости от силы раздражителей и насыщенности ими среды, а также от состояния — активности или пассивности — индивида (-> афферентация измененная).
АФФЕРЕНТАЦИЯ ИЗМЕНЕННАЯ — специфическое реагирование организма при резко измененных, непривычных условиях существования (-> депривация сенсорная). Особенно отчетливо проявляется при воздействии невесомости, когда резко изменяется афферентация от отолитового прибора, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и других систем. У испытуемых, впервые испытывающих невесомость, возникают ощущения падения, проваливания, сопровождаемые отрицательными эмоциями. Обычно эти ощущения через три-пять секунд исчезают, и испытуемые начинают испытывать чувство легкости, парения, сопровождаемое эйфорией. Когда же воздействие афферентации измененной сопровождается выраженными нарушениями самосознания и ориентации в пространстве, у испытуемых наблюдаются аффективные состояния (-> аффект), характерные психомоторным возбуждением с ярко выраженными вегетативными и непроизвольными реакциями: учащение пульса, потоотделение и пр. В генезе психических нарушений лежит резкое изменение афферентации от рецепторов экстеростетических, интеростетических и кинестетических, кое приводит к рассогласованию систем функциональных, отражающих пространство и собственное тело, и вызывает нарушение действия привычных автоматизмов. Феноменология состояний психических в невесомости сильно напоминает клиническую симптоматику явлений деперсонализации и дереализации личности при психических расстройствах, сопровождающихся психосенсорными нарушениями. Психические нарушения проявляются в увеличении или уменьшении воспринимаемых предметов, искажении пространства и прочем; нарушения соматопсихической ориентировки — в деперсонализационных явлениях (чувство уменьшения или увеличения конечностей, головы или отделения их от туловища, появление ощущения «удвоенности тела» и пр.); нарушения автопсихические — в психическом отчуждении (утрата единого Я и пр.). У всех испытуемых, участвующих в опытах с невесомостью, а также у космонавтов на этапе острых реакций входа координация движений нарушается (-> психология экстремальная). Это обусловлено как изменением афферентации с проприоцепторов в координационные центры и посылкой на периферию неточных и избыточных коррекций, так и рассогласованием анализатора двигательного с другими анализаторами.
АФФЕРЕНТНЫЙ — характеристика центростремительности процессов нервного возбуждения — их направленности по системе нервной от периферии к центру, в частности, к мозгу головному.
АФФИЛИАЦИЯ — стремление быть в обществе других людей, потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование этой потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, а также со сверстниками. Тенденции к аффилиации возрастают при вовлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую ситуацию (-> стресс), сопряженную с тревогой и неуверенностью в себе и вызывающую чувство одиночества, беспомощности. При этом общество других людей позволяет проверить, избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известной мере близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия физиологического и психологического стресса. Блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фрустрацию.
_Б_
БАЛАНС ПРОЦЕССОВ НЕРВНЫХ -> процесс нервный: уравновешенность
БАРБИТУРАТ — производные барбитуровой кислоты. Применяются как средства седативные или снотворные.
БАРБИТУРОМАНИЯ — род токсикомании. Характерен потребностью в постоянном приеме барбитуратов.
БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — психическое состояние, проявляемое как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий, — внутреннее препятствие психологической природы: нежелание, боязнь, неуверенность и пр. Часто появляется в деловых и личных взаимоотношениях, мешая установлению открытых и доверительных отношений. Эмоциональный механизм барьеров психологических состоит в усилении отрицательных переживаний и установок, ассоциированных с задачей, — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки (например, «страх сцены»). В социальном поведении барьеры психологические представлены барьерами коммуникативными (барьерами общения), проявляющимися в отсутствии эмпатии, в жесткости межличностных установок социальных и прочем; а также барьерами смысловыми.
БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ — взаимное непонимание между людьми возникающее при общении, — следствие того, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную мотивацию. Несовпадение смыслов высказываний, просьб, приказов и прочего создает препятствие для развития взаимодействия партнеров. Особенно выраженно барьеры смысловые проявляются во взаимоотношениях взрослых и детей, когда ребенок, даже понимая правильность требований взрослого, не принимает их, если они игнорируют его взгляды, ценности, систему его смыслов личностных.
БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ — согласно З. Фрейду — понятие и концепция, фиксирующие и объясняющие причины и механизм ряда заболеваний психических, особенно неврозов, характерных наличием неосознаваемого стремления человека к заболеванию и погружению в болезнь как средство и способ защиты от конфликта и реальности. Выступает как способ замещения недостающего удовлетворения, реализуемый путем регрессии (обратного развития), возвращения к прежним формам сексуальной жизни, кои в свое время доставляли удовлетворение. Эта регрессия двояка: временная — возвращение либидо к прежним ступеням развития, и формальная — проявление эротической потребности с помощью примитивных средств. Оба вида регрессии направлены к периоду детства и ведут к восстановлению инфантильного состояния половой жизни.
БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ — согласно Э. Фромму — понятие и концепция, фиксирующие и объясняющие причины и механизмы действия динамических факторов психики, побуждающих человека к добровольному отказу от свободы. Подобные механизмы образуются на основе отчужденности и неуверенности современного изолированного индивида, который отказывается от независимости своей личности с целью слияния ее с чем-то внешним и обретения таким путем дополнительной, «вторичной» силы. К социально значимым механизмам бегства от свободы относятся авторитаризм, разрушительность и автоматизирующий конформизм.
БЕСЕДА — в психологии — метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской) детской и пр. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования — от строгой инструкции в эксперименте психофизическом до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных методов исследования психологического. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общений с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому. Можно сказать, что использование беседы как основного метода возможно при соответственной квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться — и вместе умение абстрагировать личные отношения от содержания беседы. Как самостоятельный метод, беседа использовалась в работе некоих ведущих психологов мира (-> беседа клиническая; беседа психоаналитическая). Беседа применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными метолами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты. Как специфические виды беседы выделяются:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Словарь практического психолога"
Книги похожие на "Словарь практического психолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "С. Головин - Словарь практического психолога"
Отзывы читателей о книге "Словарь практического психолога", комментарии и мнения людей о произведении.