С. Головин - Словарь практического психолога

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Словарь практического психолога"
Описание и краткое содержание "Словарь практического психолога" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемый словарь содержит более двух тысяч терминов и рассчитан прежде всего на читателя, так или иначе использующего психологические знания в своей практической деятельности. Но он может заинтересовать и другие группы читателей. В отличие от большинства подобных книг, в нем значительное внимание уделяется терминам психоанализа и некоторых других направлений психологии, мало представленным в отечественной литературе, а также проективным методикам, позволяющим тонко исследовать глубинные особенности человеческой личности, ее характера и темперамента. Словарь отличается и новым подходом к тематической группировке статей.
Среди основных факторов, способствующих формированию противоправной деятельности, выделяются: отклонения характера, отрицательное влияние социального окружения, педагогическая запущенность.
ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКАЯ — направление марксистски ориентированной психологии, возникшее в Германии на рубеже 60 — 70-х гг. XX в. Ведущие представители — К. Хольцкамп (глава школы), У. Хольцкамп-Остеркамп, П. Кайлер, К. X. Браун, Г. Ульманн, О. Дрейер, и пр. Один из основных психологических источников ее концепции — теория деятельности А. Н. Леонтьева, с коей она имеет много общих мест.
Особое место в психологии критической занимают исследования социогенеза — развития психики в конкретных типах общества, а также изучения представителей конкретных социальных групп, классов, слоев общества и пр.
Концепция психологии критической — не умозрительная конструкция, но вырастает из практики и «врастает» в нее: на базе оригинальной теории развития личности вырабатываются соответственные педагогические и психотерапевтические рекомендации.
Одно из основных понятий психологии критической — способность к действию, под коей понимается способность индивида благодаря участию в жизни общества, за счет реализации определенной общественной роли контролировать собственные условия жизни и распоряжаться ими — способность стать подлинным субъектом своей жизнедеятельности. Развитие этой способности имеет две альтернативные возможности, определяемые социальными условиями и местом индивида в обществе:
1) ограниченное развитие — когда индивид приспосабливается к существующим условиям и подавляет свои истинные интересы, используя средства защиты психологической от неудовлетворенности, дискомфорта и пр.;
2) полное развитие, когда индивид осознает собственные потребности и борется за коренное улучшение условий жизни, свободно развивая свои «сущностные силы».
Все процессы психические рассматриваются как аспекты этой способности. Так, в области мышления вышеуказанная дилемма выражается в разделении толкования (обыденное мышление со свойственными ему фетишизмом, упрощениями, самообманами, персонификациями и пр.) и истинного понимания (проникновение в сущность вещей); в области восприятия — в противоположении неадекватного (иллюзорного) восприятия действительности и адекватного ее восприятия; в области эмоций — в оппозиции негативных эмоций (страхов, депрессии) и нормальных человеческих эмоций. Ограниченным развитием способности к действию объясняются некие отрицательные эмоциональные процессы — страх, тревожность и пр. Задачей педагогики и психокоррекционной работы принимается воспитание такой личности, коя могла бы мыслить и действовать самостоятельно, что предполагает активное ее участие в общественной жизни вплоть до противодействия господствующим общественным отношениям (если они не способствуют положительному самоосуществлению индивидов) и борьбы с ними.
ПСИХОЛОГИЯ МАСС — согласно З. Фрейду — отрасль психологии, которая занимается изучением отдельных людей как членов племени, народа, института и прочего; или же как составной части толпы, организовавшейся в массу к определенному времени для определенной цели.
ПСИХОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКАЯ — отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Определяет специфику отношений между врачом и больным. Обосновывает процедуры диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных.
В область исследования психологии медицинской входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных:
1) с возникновением и течением болезней и влиянием на это психических факторов;
2) с влиянием заболеваний на психику человека;
3) с диагностикой патологических состояний;
4) с психопрофилактикой и психокоррекцией заболеваний;
5) с обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий;
6) с характером отношений больного человека с микросоциальным окружением.
Принято выделять две основные области приложения психологии медицинской: заболевания нервно-психические и заболевания соматические.
Структура психологии медицинской содержит ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицины и практического здравоохранения. Самый общий из них — психология клиническая, включающая патопсихологию, нейропсихологию и соматопсихологию. Интенсивно развиваются отрасли психологии медицинской, связанные с психокоррекционной работой: психогигиена, психофармакология, психотерапия, реабилитация психическая.
К важнейшим проблемам психологии медицинской относятся такие, как:
1) взаимодействие психических и соматических процессов при возникновении и развитии болезней;
2) закономерности формирования представления о своем заболевании у больного;
3) изучение динамики осознания болезни;
4) формирование адекватных установок личностных, связанных с лечением;
5) использование компенсаторных и механизмов защитных личности в терапевтических целях;
6) изучение психологического воздействия лечебных методов и средств для обеспечения их максимального положительного влияния на физическое и психическое состояние клиента, и пр.
Существенное место среди исследуемых вопросов занимают:
1) психологические аспекты организации лечебной среды;
2) изучение отношений больных с родственниками, персоналом и друг с другом.
В комплексе проблем организации лечебных мероприятий особое значение имеют:
1) изучение закономерностей психологического воздействия врача в ходе проведения им диагностической, лечебной и профилактической работы;
2) изучение рационального построения взаимоотношений участников лечебного процесса;
3) предупреждение иатрогений.
На базе данных, полученных в психологии медицинской, можно строить продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики.
ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ — отрасль психологии искусства, изучающая воздействие музыки на человека и его активную музыкальную деятельность. Исследует:
1) проблемы процессов формирования, развития и определения музыкальных способностей;
2) проблемы психологических механизмов сочинения, исполнения, восприятия и обучения музыке;
3) проблемы применения музыки как массового средства коммуникации;
4) проблемы влияния функциональной музыки на производительность труда;
5) проблемы лечебного воздействия музыки на человека (-> музыкотерапия);
6) проблемы профессиональной деятельности музыканта: обучение, воспитание профессиональных и артистических качеств;
7) проблемы эстетической, нравственной и воспитательной роли музыки в формировании подрастающих поколений;
8) проблемы влияния музыки на повышение творческого потенциала.
Одно из направлений психологии музыкальной — психология деятельности музыкальной, изучающая основные ее виды: восприятие, исполнение, сочинение и преподавание музыки.
Появление психологии музыкальной как отрасли знаний связано с выделением психологии дифференциальной в самостоятельную область науки. Первоначально деятельность направлялась на изучение отдельных свойств звука (высоты, тембра, громкости) и работы слухового органа, что считалось основой для понимания более сложных явлений психических. Положительным результатом этих исследований было установление данных о работе органов чувств при восприятии различных физических объектов, что дало возможность обосновать резонансную теорию слуха и обертоновую теорию тембра, сформулировать закон психофизический основной и пр. В дальнейшем внимание музыкальных психологов было обращено на изучение слуха музыкального, а затем — на исследование способностей музыкальных и восприятия музыкального.
Сложность развития психологии музыкальной обусловлена недостатком исследователей, объединяющих профессиональную музыкальную и психологическую подготовку, а также отсутствием методик, соответственных предмету исследования.
ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ — отрасль, изучающая психологические факторы научной деятельности для повышения ее эффективности. Трактует эти факторы, исходя из понимания науки как социально организованной системы особого вида духовного производства, продукты коего отображают реальность в эмпирически контролируемых логических формах. Поэтому область психологии науки неразрывно связана с другими областями комплексной «науки о науке» — науковедения: логикой науки, историей науки, социологией науки, организацией науки, экономикой науки, этикой науки. С этих позиций преодолевается индивидуалистический подход к творчеству ученых, кое во всех его аспектах рассматривается в обусловленности законами развития науки, ее исторически изменчивыми структурами — предметно-логическими и социальными.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Словарь практического психолога"
Книги похожие на "Словарь практического психолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "С. Головин - Словарь практического психолога"
Отзывы читателей о книге "Словарь практического психолога", комментарии и мнения людей о произведении.