С. Головин - Словарь практического психолога
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Словарь практического психолога"
Описание и краткое содержание "Словарь практического психолога" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемый словарь содержит более двух тысяч терминов и рассчитан прежде всего на читателя, так или иначе использующего психологические знания в своей практической деятельности. Но он может заинтересовать и другие группы читателей. В отличие от большинства подобных книг, в нем значительное внимание уделяется терминам психоанализа и некоторых других направлений психологии, мало представленным в отечественной литературе, а также проективным методикам, позволяющим тонко исследовать глубинные особенности человеческой личности, ее характера и темперамента. Словарь отличается и новым подходом к тематической группировке статей.
2) применение социально-психологических методов активного обучения работников для развития инновационных способностей, формирования готовности к восприятию и участию в инновации.
ИНСАЙТ -> озарение.
ИНСТАНЦИЯ (система) — составная часть аппарата психического.
ИНСТИНКТ — совокупность врожденных компонент поведения и психики животных и человека. Составная часть поведения инстинктивного — наименее пластичная его компонента. У животных — генетически запрограммированные формы поведения, характерные для данного вида и связанные прежде всего с пищевой, защитной и репродуктивной сферами (-> поведение инстинктивное). Достаточно постоянны и независимы от локальных изменений внешней среды. Выводы о «слепоте» или «разумности» инстинктов некорректны: следует говорить соответственно об их фиксированности, ригидности и о биологической целесообразности. Ригидность инстинкта тоже целесообразна — она отражает приспособленность животного к постоянству условий его обитания. «Ошибки» инстинкта при попадании животного в непривычные для него условия можно сравнить с «ошибками», иллюзиями восприятия (-> восприятие: иллюзия); инстинктам свойственна такая же «непреодолимость» и даже «принудительность». Те и другие «ошибки» возникают в результате автоматического срабатывания непроизвольных механизмов — правильных, но оказавшихся в «неправильных», искусственных, маловероятных или даже невозможных в природе ситуациях. Согласно этологической теории (-> этология), инстинкты обусловлены действием внешних и внутренних факторов. К внешним относятся специальные раздражители — стимулы ключевые. К внутренним факторам относится эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий, приводящая к снижению порога их возбуждения. В этом смысле весьма показательны факты расширения спектра раздражителей, вызывающих инстинктивные действия, особенно — факты спонтанного появления последних. Согласно модели К. Лоренца, обычно эндогенная активность инстинктивных действий заторможена и блокирована. Адекватные стимулы снимают блокировку, действуя как ключ, отчего и получили название. Ныне значительно изменились взгляды на вопрос о соотношении инстинкта и научения. Раньше формы поведения, основанные на инстинкте и научении, противоставлялись. Считалось, что инстинктивные действия строго запрограммированы и их индивидуальная «доводка» невозможна. Позже выяснилось, что это далеко не так: многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного — период обучения облигатного. Так что многие инстинктивные акты «достраиваются» в индивидуальном опыте животного, и эта достройка тоже запрограммирована. Она обеспечивает приноровление инстинктивного действия к условиям среды. Разумеется, пластичность инстинктивного действия ограничена и определяется генетически. Гораздо большую пластичность обеспечивает научение факультативное — процесс освоения новых, сугубо индивидуальных форм поведения. Если при обучении облигатном все особи вида совершенствуются в одних и тех же видотипичных действиях, то при научении факультативном они овладевают индивидуально-особенными формами поведения, приспосабливая их к конкретным условиям существования. В связи с вопросом о взаимосвязи инстинкта и научения следует также упомянуть традицию поведенческую. По существу, всякое действие животных — сложное переплетение видотипичных и приобретенных элементов поведения. В понятие инстинкта в разные времена вкладывалось различное содержание:
1) иногда инстинкт противопоставлялся сознанию, а применительно человека — служил для обозначения страстей, импульсивного, необдуманного поведения, «животного начала» в человеческой психике и пр.;
2) в других случаях инстинктом назывались сложные рефлексы безусловные, нервные механизмы для координации жизненно необходимых движений и пр. Столь расплывчатая трактовка побудила большинство исследователей отказаться от употребления понятия инстинкта как научного термина, сохранив термин инстинктивное как синоним понятий: генетически фиксированное, наследственно закрепленное (поведение, действие и пр.).
ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ — врожденные побуждения и формы поведения, направленные на приспособление к условиям жизни и на выживание. В психоанализе к элементарным инстинктам самосохранения относят голод и жажду.
ИНСТИНКТ СЕКСУАЛЬНЫЙ -> влечение сексуальное.
ИНСТИНКТ СМЕРТИ (танатос) -> влечение к смерти.
ИНТЕГРАЦИЯ — как внутригрупповой процесс — создание внутреннего единства, сплоченности, что выражается в идентификации коллективной, сплоченности группы как ее ценностно-ориентационном единстве, объективности в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи в деятельности совместной.
ИНТЕГРАЦИЯ ГРУППОВАЯ — 1. Состояние группы, характерное: а) упорядоченностью внутригрупповых структур; б) согласованностью основных компонент системы групповой активности; в) устойчивостью субординационных взаимосвязей между ними; г) стабильностью и преемственностью их функционирования; д) другими признаками, свидетельствующими о психологическом единстве и целостности социальной общности. 2. Иерархически организованная совокупность внутригрупповых процессов, обеспечивающих достижение названного состояния. Проявляется в относительно непрерывном и автономном существовании группы, что предполагает наличие процессов, препятствующих нарушению психологической сохранности группы. Отсутствие интегративных свойств неизбежно ведет к распаду любой общности. В процессе развития группы интеграция групповая выступает как момент покоя, равновесия этой системы, который фиксирует и закрепляет результаты ее изменения, а также приспосабливает их к предшествовавшему состоянию системы. В этом проявляется центральная — системосохраняющая функция интеграции групповой, обусловливающая достаточно устойчивое воспроизводство группы. Отличительная особенность интегративных, процессов — в том, что в обычных условиях они «скрыты» в повседневном функционировании группы и лишь в преодолении внезапных помех и нейтрализации дисфункций обнаруживают признаки существования. Согласно экспериментам, к их числу относятся:
1) появление чувства МЫ, связанное с обострением процессов групповой идентификации и референтность, — например, в условиях межгруппового соревнования;
2) кристаллизация общегрупповых норм регуляции поведения в конфликтной ситуации;
3) заметный подъем организованности и согласованности делового взаимодействия в ответ на внешние дестабилизирующие воздействия;
4) специальные усилия членов группы, направленные на оздоровление психологического климата, нарушенного по некоей причине, и пр. Вместе с подобными спонтанными реакциями по нормализации групповой жизнедеятельности в ситуациях, угрожающих единству общности, важные постоянно действующие факторы интеграции групповой — это процессы руководства и лидерства, а также специальные усилия разнообразных социальных институтов и общественных организаций, ответственных за стабильное существование и эффективное функционирование группы. Конкретные исследования интеграции групповой обычно затрагивают три аспекта групповой жизнедеятельности. При этом наряду с методами опроса и наблюдения изучение феноменов интеграции групповой проводится с использованием аппаратурно-технических методов. Эмоциональные взаимоотношения межличностные членов группы — при исследовании интеграции групповой как аспекта групповой жизнедеятельности. Интеграция групповая понимается как эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами. Структура взаимодействия между членами группы в ходе деятельности совместной — при исследовании интеграции групповой как аспекта групповой жизнедеятельности. Интеграция групповая интерпретируется преимущественно как оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной деятельности совместной, как согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общей задачи. Важный показатель оптимальности внутригруппового согласия — организованность группы как способность коллективного субъекта деятельности совместной к активной перестройке неупорядоченных групповых состояний в упорядоченные, определенные. Организованность проявляется в умении группы самостоятельно создавать организацию в ситуации неопределенности, сочетать инициативность и разнообразие форм индивидуального поведения с устойчивым единством действий участников деятельности совместной по реализации ее ведущей цели. Критерием оценки организованности может быть характер деятельности группы в неординарных (стрессогенных) условиях, в частности:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Словарь практического психолога"
Книги похожие на "Словарь практического психолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "С. Головин - Словарь практического психолога"
Отзывы читателей о книге "Словарь практического психолога", комментарии и мнения людей о произведении.






















