» » » » Владимир Соловьев - Эстетика. О поэтах. Стихи и проза


Авторские права

Владимир Соловьев - Эстетика. О поэтах. Стихи и проза

Здесь можно купить и скачать "Владимир Соловьев - Эстетика. О поэтах. Стихи и проза" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Современная проза. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Соловьев - Эстетика. О поэтах. Стихи и проза
Рейтинг:
Название:
Эстетика. О поэтах. Стихи и проза
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эстетика. О поэтах. Стихи и проза"

Описание и краткое содержание "Эстетика. О поэтах. Стихи и проза" читать бесплатно онлайн.



Merged files:

1. Владимир Соловьев: София

2. Владимир Соловьев: Красота в природе

3. Владимир Соловьев: Общий смысл искусства

4. Владимир Соловьев: Первый шаг к положительной эстетике

5. Владимир Соловьев: Что значит слово "живописность"?

6. Владимир Соловьев: Три речи в память Достоевского

7. Владимир Соловьев: Судьба Пушкина

8. Владимир Соловьев: Значение поэзии в стихотворениях Пушкина

9. Владимир Соловьев: Особое чествование Пушкина

10. Владимир Соловьев: Мицкевич

11. Владимир Соловьев: Буддийское настроение в поэзии

12. Владимир Соловьев: Лермонтов

13. Владимир Соловьев: Поэзия Ф И Тютчева

14. Владимир Соловьев: Поэзия графа А К Толстого

15. Владимир Соловьев: Поэзия Я П Полонского

16. Владимир Соловьев: Полонский (краткий очерк)

17. Владимир Соловьев: Русские символисты

18. Владимир Соловьев: Из литературных воспоминаний, Н Г Чернышевский

19. Владимир Соловьев: Из воспоминаний, Аксаковы

20. Владимир Соловьев: Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории

21. Владимир Соловьев: Полное собрание стихотворений






изображений, столь же мало похожих на

свой исторический материал, как прекрасные цветы и плоды

не похожи на ту навозную землю, из которой они произрастают.



Если бы я сколько‑нибудь колебался в своем мнении,

что Иоанн Грозный и деяния его живописны только в своем

художественном изображении, а вовсе не были такими в

своей исторической действительности, то князь С. М. Волконский

своим ответом укрепил бы меня в этой мысли.

В самом деле, его решительное заявление о живописности

упомянутых исторических сюжетов сопровождается такими

объяснениями, которые придают ему обратный смысл

и, следовательно, прямо подтверждают мой взгляд. На вопрос,

были ли живописны московские казни, кн. Волконский

отвечает: «Да, были, так же как и светочи Нерона». —

Была ли живописна десятитысячная масса утопленников?

Да, была, так же как масса страждущих преступников,

рисовавшихся воображению Данта, как флорентийская чу



558




ма в глазах Боккачио, как инквизиция и Торквемада в глазах

Виктора Гюго *. Но ведь именно это и только это утверждал

и я. Да, Иоанн Грозный и дела его живописны в

воображении и в изображениях у Антокольского, Самойлова,

А. Толстого, как ад живописен у Данта, как сжигаемые

в смоле мученики живописны у Семирадского, чума у

Боккачио, инквизиция у Виктора Гюго и, наконец, — прибавляю

и мой пример, почему‑то обойденный кн. Волконским,

— как развивающаяся проказа живописна у Флобера.



Но каким же образом из бесспорной живописности

всех этих предметов в воображении и изображении художников

можно заключать, что они живописны в действительности,

и даже только в действительности, в изображении

же не живописны, а прекрасны. «Картина, — утверждает

кн. Волконский, — не может быть живописна: картина

может быть прекрасна, но живописен тот предмет, с которого

она писана». И за этим решительным заявлением

следует указание на живописность «Светочей Нерона», то

есть, как ясно из контекста, картины Семирадского. Затем,

после этого и других примеров, подтверждающих мой, а не

его взгляд, автор заключает: «Все это было живописно и

только в силу живописности своей проникло в искусство и

заслужило увековечения». Таково мнение нашего автора,

но где его доказательства?


Где логический мост между несомненным свойством

живописности известных предметов в художественном

воображении и изображении и тем же предполагаемым

свойством в их действительности? Отчего талантливый и

искусный писатель не пробует прямо доказывать своего

тезиса, то есть доказывать, что ад, чума, различные римские,

испанские и московские ужасы живописны действительно,

как они существуют или существовали независимо

от Семирадского, Данта, Боккачио, Виктора Гюго и т. д.

А что эти предметы живописны у этих художников — никто

не сомневался, и я с своей стороны привел прямо самый

крайний пример — заживо разлагающегося прокаженного,

которого знатоки признают живописным в изображении

Флобера. Позволю даже по этому поводу сделать легкий упрек

князю С. М. Волконскому: если уже он так внимательно

отнесся к моей маленькой рецензии, что даже нашел

нужным отвечать на нее, то в интересах ясности ему следовало

бы остановиться именно на крайнем, решающем примере

и прямо ответить: считает ли он разлагающегося про



* Все курсивы в этой статье принадлежат мне.

559




каженного живописным в действительности или только в

изображении художника?


Свое мнение о действительной, а не воображаемой живописности

разных отвратительных предметов, скорее опровергаемое,

чем подтверждаемое его собственными историко–литературными указаниями, кн. С. М. Волконский

связывает, как мы видели, с более общим тезисом, будто

живописными могут быть только действительные предметы,

а сами художественные изображения не могут называться

живописными, а только прекрасными. Единственное

основание для этого терминологического мнения мы

нашли в сделанной автором выписке из трех словарей. Основание

весьма непрочное. Воспроизводимое в словарях

фактическое словоупотребление, житейское и литературное,

может быть и верным, и ошибочным, и правильным,

и неправильным. Приводимое кн. Волконским из Даля

определение: «Живописный — достойный быть списанным,

картинный» — есть только образчик плохого определения.

«Картинный» есть только синоним «живописного

», а «достойный быть списанным» или слишком широко

для определяемого, так как в каком‑нибудь отношении все

может быть достойно списывания, или есть только тавтология,

если под достоинством здесь разумеется специальноэстетическое

достоинство по отношению именно к живописи.



Когда дело идет о правильной и точной терминологии,

то нужно обращаться к самым основаниям слова, именно

к его этимологическому происхождению и к логической

связи соответствующих понятий. Живописный, живописность

несомненно производные слова от живопись, как музыкальный,

музыкальность — от музыка. И как эти последние

слова означают известную сторону красоты, именно

красоту, выражающуюся в звуках, так первые обозначают

другую сторону той же красоты, именно проявляемую в

зрительных очертаниях и сочетании цветов и красок. Итак,

живописность есть частное эстетическое понятие, подчиненное

общему понятию красоты. Поэтому хоть не все

прекрасное живописно, но все живописное тем самым и

прекрасно, как не все животные суть млекопитающие, но

всякое млекопитающее тем самым есть животное. Предметы

прекрасные в зрительном отношении, то есть живописные,

не теряют этого своего качества в своем изображении,

но и предметы ни в каком отношении не прекрасные и не

живописные, как ад, чума, кровавые казни, могут в воображении

художника вызвать такие зрительные сочетания,

воспроизведение которых на полотне или в мраморе будет


560




прекрасно в смысле живописности. Наконец, художествен

ные произведения и не относящиеся к области зрения могут

быть в переносном смысле живописны, или картины,

поскольку вызывают в воображении прекрасные образы

видимых предметов или прекрасные очертания таких образов.

Чтобы доказать правильность своей терминологии,

кн. Волконский должен бы был сначала опровергнуть эти

элементарные аксиомы, начиная с того, что слово «живописность

» происходит от слова «живопись», означающего

некоторое изобразительное искусство. Впрочем, если бы

даже правильность терминологии кн. Волконского и была

доказана, то это было бы совершенно бесполезно для его

положения о реальной живописности разных ужасных и

отвратительных явлений. Если бы живописность и была

свойством лишь действительных предметов, а не их изображений,

то отсюда не следовало бы, конечно, что всякий

действительный предмет живописен, а поэтому утверждаемая

нашим автором живописность действительного ада,

действительной чумы и действительного Торквемады всетаки

осталась бы висящим на воздухе парадоксом.


За этим несколько искусственным терминологическим

разногласием относительно живописности скрывается,

быть может, более серьезное разномыслие насчет отношения

красоты к действительности, или того смысла, в каком

можно и должно признавать реальную объективность прекрасного.

Но уважаемый мой противник понимает, конечно,

что нельзя разбирать этот принципиальный вопрос в

беглой заметке, так как правильное его решение предполагает

систематическую постановку по крайней мере двух

философских наук: метафизики и эстетики. Я надеюсь, что

он великодушно разрешит мне отложить дальнейшее рассмотрение

дела года на три или четыре. А пока позволю

себе кончить настоящую заметку заключительными словами

той моей рецензии на сочинение кн. С. М. Волконского,

которая подала повод к этому маленькому спору:


«Об этом, впрочем, стоило говорить только ввиду общего

высокого достоинства книги, заслуживающей полного внимания


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эстетика. О поэтах. Стихи и проза"

Книги похожие на "Эстетика. О поэтах. Стихи и проза" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Соловьев

Владимир Соловьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Соловьев - Эстетика. О поэтах. Стихи и проза"

Отзывы читателей о книге "Эстетика. О поэтах. Стихи и проза", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.