Владимир Корнеев - Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму"
Описание и краткое содержание "Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму" читать бесплатно онлайн.
Почему Россия, которую наши правители именовали "островом благополучия", скатилась сегодня в пучину мирового экономического кризиса? Почему РФ не хватает внутреннего запаса экономической и социальной прочности?
Автор считает, что причина — в ошибке стратегического порядка, в переходе правительства к неолиберальной капиталистической модели общества. В книге на огромном фактологическом материале прослеживается история падения уровня и качества жизни большинства наших сограждан, строительства в стране псевдодемократии, изменения у населения России ценностных ориентиров.
На строго научной и документальной основе осуществлён анализ прошедших за последние два десятилетия исторических изменений, венцом которых стало построение в РФ общества периферийного капитализма. Книга адресована всем тем, кто умеет и желает мыслить, кому дорога судьба нашего Отечества и своих сограждан.
8 декабря 1991 г. лидеры России (Б.Ельцин), Белоруссии (В.Шушкевич) и Украины (Л.Кравчук) приняли решение о ликвидации СССР и об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позднее на встрече в Алма-Ате 21 декабря того же года к ним присоединились руководители остальных республик Советского Союза, кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии, которая вошла в СНГ в 1993 году.[754] С этого времени главные усилия дипломатического ведомства РФ на постсоветском пространстве были направлены на развитие отношений со странами СНГ.
Первоначально действия руководителей стран Содружества вызывали оптимизм. В марте 1992 г. в Киеве главами Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины были подписаны соглашения об объединенных Вооруженных силах СНГ и о принципах обеспечения государств вооружением и военной техникой.[755] 15 мая 1992 г. в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности стран Содружества. В январе 1993 г. был принят Устав СНГ, а затем создан Межгосударственный экономический комитет стран Содружества. В сентябре 1993 г. в Москве главами государств СНГ (без Украины) был подписан Договор о создании Экономического Союза. В 1992–1994 гг. шел процесс заключения и ратификации Договора о коллективной безопасности, который подписали Россия, Киргизия, Армения, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан, Азербайджан, Грузия, Узбекистан. В соответствии с Договором, Россия приняла активное участие в миротворческих миссиях по урегулированию конфликтов в Таджикистане, Приднестровье, Абхазии, Нагорном Карабахе. В октябре 1994 г. на очередной встрече руководителей СНГ было принято решение о создании Международного экономического комитета (МЭК) и формировании Таможенного союза (с 1996 г. Таможенный союз объединял Россию, Белоруссию, Казахстан и Киргизию).[756] Тем не менее, за фасадом многочисленных соглашений и громких заявлений лидеров СНГ по нарастающей шли дезинтеграционные процессы. Так, к 1997 г. странами Содружества было заключено свыше 1000 соглашений в различных сферах совместной деятельности, создано около 30 межгосударственных органов, но только треть принятых соглашений выполнялась, а остальные остались на бумаге. В итоге, к концу 90-х годов доля стран СНГ в российском внешнеторговом обороте сократилась с 60 до 22 %.[757]
Появление российско-белорусского Союза активизировало интеграционные процессы внутри СНГ. В октябре 2000 г. в столице Казахстана г. Астане на основе заключенного ранее Таможенного союза было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕвроАзЭС), в состав которого вошли Россия, Беларусь, Казахстан и Таджикистан. По замыслу, новая организация должна была стать предтечей экономического и политического союза России, Украины, Беларуси и Казахстана — так называемого «Союза четырех». Однако в сентябре 2003 г. в г. Ялте президенты «четвёрки» подписали только Соглашение о Едином экономическом пространстве. Разрешив США разместить свои военные базы в Средней Азии, лидеры стран СНГ решили укрепить между собой сотрудничество в военной сфере. Тем более, что в 1999 г. из Договора о коллективной безопасности вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан. В мае 2002 г. вновь были подписаны соглашения между Россией, Казахстаном, Белоруссией, Киргизией, Таджикистаном, Арменией по пролонгации действия Организации государств участников Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В следующем году Россия и Киргизия подписали соглашение о создании российской военной базы в Канте, а в 2004 г. статус военной базы получила группировка российских войск в Таджикистане.[758] В тоже время, в 2005 г. началась ликвидация Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ), в результате чего Россия вывела свои военные базы из Батуми и Ахалкалаки. Обострение внутренней ситуации в Узбекистане, действия США по дестабилизации положения в регионе вынудили руководство Республики Узбекистан в 2006 г. вновь восстановить свое участие в ОДКБ. На этом «объединительные процессы» в рамках СНГ, по сути, завершились.
Российская пропаганда после каждой встречи на высшем уровне лидеров СНГ заявляла о новых «больших достижениях» российской дипломатии. На самом деле отношения внутри СНГ, которое, по словам В.Путина, создавалось исключительно для «цивилизованного развода», не отличаются стабильностью и для большинства граждан бывшего Советского Союза давно перестали быть братскими. Ярким свидетельством провала российской внешней политики на данном направлении стало отношение стран «Содружества» к вопросу о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Ни одним из государств СНГ, кроме РФ, данные страны официально не признаны.
Союз Беларуси и России
Среди многочисленных решений принятых главами бывших республик СССР следует особо выделить жизненно важное решение принятое главами РФ и Республики Беларусь (РБ). В апреле 1996 г. был подписан договор «Об образовании Сообщества суверенных республик России и Беларуси», в 1997 г. — соглашение «О союзе Беларуси и России». 8 декабря 1999 г., через восемь лет после Беловежского сговора, что само по себе было символично, Б.Ельцин и А.Лукашенко подписали Договор о формировании Российско-Белорусского Союза, в дальнейшем — единого Союзного Государства. В Договоре намечались шаги по экономической и политической интеграции двух стран, вплоть до введения единой валюты на территории Союза, создания общего парламента и других наднациональных политических структур. Особое внимание в этом договоре уделялось вопросам укрепления обороноспособности государства. По мнению президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, большой личный вклад внес в создание Союзного Государства президент РФ Б.Н.Ельцин. Его роль Президент Республики Беларусь оценил следующим образом: «…трудно было России тогда, очень трудно. Но Ельцин пошёл навстречу прежде всего белорусам, потому что видел ответное движение. Для чего? Для того чтобы показать пример Украине, а следом и Казахстану. И мы близки были к тому, что Россия готова сплотить вокруг себя эти государства».[759] Создание Союза приветствовалось большинством населения в обеих странах, вызвало радужные ожидания у многих простых людей в РФ и РБ. Зато на Западе, со стороны США и НАТО создание Союза вызвало большое неприятие.
На основании принятых документов развертывалась единая региональная военная группировка России и Белоруссии численностью до 300 тыс. чел., включающая все виды и рода войск, а также было положено начало формированию Коллективных сил быстрого развертывания и союзной системы ПВО и ПРО.[760] Однако новое политическое руководство России (В.Путин), дезавуировало интеграционные процессы в рамках Союза России и Белоруссии. Российское руководство, вопреки подписанным прежде соглашениям, стало настаивать на вхождение Республики Беларусь (РБ) в состав России, своеобразно реанимировав в новых исторических условиях сталинский план «автономизации», выдвинутый в период создания Союза ССР. В российском правительстве утверждали о слабости российской экономики, содержания белорусов за счёт России. Более того, по инициативе Москвы неоднократно развязывались против Союзного государства — Республики Беларусь, — газовые, а в 2008 г. и «молочная» войны. Чем уверенней двигалась по пути прогресса Беларусь, тем более изощрённей становились нападки в официальных российских СМИ на политику Республики Беларусь и её руководство.
Следствием подобной «интеграционной» политики российского руководства стали весьма скромные успехи на пути создания Союзного Государства. За 10 лет существования Союза Беларуси и России не удалось создать обещанные денежную систему, принять Конституцию, образовать наднациональные политические структуры, в т. ч. правительство Союзного Государства. Союз в новом тысячелетии по-прежнему функционирует с мизерным бюджетом и в виде не имеющих каких-либо значительных полномочий Парламентского собрания Союза Беларуси и России, а также Государственного совета, высшего органа исполнительной власти Союзного государства. Зато более успешно развиваются экономические связи двух стран. По данным госсекретаря Союзного Государства П.Бородина, за прошедшие десять лет взаимный товарооборот увеличился в шесть раз, по союзным программам заработали около 26 тыс. предприятий, создано в результате производственной кооперации пять миллионов рабочих мест.[761] В культурной области можно выделить создание Союза писателей Союзного государства, учредительный съезд которого состоялся 4 декабря 2009 года (сопредседатели В.Ганичев и Н.Чергинец).[762]
Однако, очевидно, что подобная экономическая и культурная интеграция лишь в малой степени навёрстывает то, что было утеряно в результате развала СССР. Необходимо создание полнокровного союзного пространства, которое, по нашему мнению, тормозится политической и экономической верхушкой РФ. В Москве испытывают ревность к президенту РБ А.Лукашенко, под руководством которого в стране функционирует производство, создана достойная социальная сфера. Экономическая интеграция осложняется планами олигархических кругов России в отношении собственности Республики Беларусь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму"
Книги похожие на "Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Корнеев - Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму"
Отзывы читателей о книге "Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму", комментарии и мнения людей о произведении.