Газета Завтра Газета - Газета Завтра 957 (11 2012)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Газета Завтра 957 (11 2012)"
Описание и краткое содержание "Газета Завтра 957 (11 2012)" читать бесплатно онлайн.
Другие слухи
Реклама
Реклама
Адрес редакции:
119146, Москва, Фрунзенская наб., 18–60
Электронная почта: zavtra@zavtra.ru
Телефон: (495) 726-54-83
Технический блог
Электронная почта технического отдела web@zavtra.ru .
(function(w, c) { (w[c] = w[c] []).push(function() { try { w.yaCounter11286280 = new Ya.Metrika({id:11286280, enableAll: true, webvisor: true}); } catch(e) { } }); })(window, "yandex_metrika_callbacks");
Накануне Накануне Анастасия Ежова 14.03.2012
На фото: "Орлиный коготь" увяз. Плачевный итог американской военной операции в Иране (1980 год)
С конца прошлого года в мировых, да и в российских СМИ, нагнетается истерия по поводу скорого удара по Ирану. Аналитики делают прогнозы, а агенты американского влияния усиливают психологическую войну против этой, как они выражаются, страны "оси зла".
Казалось бы, внутри Исламской республики не может не нарастать паника, а иранцы уже, должно быть, выстраиваются в длинные очереди за продуктами питания и предметами гигиены. Если бы читателям российских новостных сайтов довелось попасть в Иран в декабре прошлого года (когда угрозы со стороны Израиля достигли апогея и даже называлась конкретная дата удара), первое, что их поразило бы, — это абсолютное спокойствие, царящее на улицах иранских городов.
В теплую октябрьскую погоду иранцы, наслаждаясь солнцем, невозмутимо прогуливались по скверам и паркам, спешили по своим делам, шутили и смеялись, строили планы и заключали деловые контракты, встречали делегации и возили на экскурсии иностранных гостей, совершали намаз в мечетях и читали книги, ходили в кинотеатры и в спортклубы. Словом, вели привычный для себя образ жизни.
Никакой тревоги не чувствовалось в воздухе Тегерана — строгого и приветливого города на фоне исполинских белоснежных гор, покрытого сетью разветвленных эстакад, ландшафтными парками, современными многоэтажными домами, портретами руководителей Исламской революции и мучеников ирано-иракской войны, старинными дворцами, университетами, мечетями и библиотеками. Все так же лихо рассекали по улицам бесчисленные желтые и зеленые государственные такси, модные "пежо" и иранские "саманды" местного производства; девушки в манто и головных платках и женщины в черных чадрах по-прежнему придавали городу особый, сугубо иранский оттенок. Мало что изменилось по сравнению с предыдущими годами, разве что неприкаянные стволы облысевших деревьев бросались в глаза — зимой Тегеран утрачивает свою красочность.
Мистерия восстания
Это видимое спокойствие не говорит о том, что войны никто не ждет. Угроза нападения вполне реальна. Но персы относятся к ней со стоической сдержанностью: что ж, не первая и не последняя война в истории Ирана, агрессоры еще содрогнутся от жесткого ответа. В стране свежа память о тяготах ирано-иракской войны, развязанной против Исламской республики спустя год после победы революции, в критический момент, когда армия в Иране была практически расформирована. Тогда в народное ополчение массово шли все — от 13— 14-летних подростков до стариков, давно уже вышедших из призывного возраста. На иранском ТВ часто показывают хронику тех лет — особенно трогательны кадры, на которых пожилые женщины поят водой и кормят совсем молодых ребят с красными повязками на лбах, благословляя воинов на сражение и победу. На стенах зданий по всему Тегерану то и дело встречаются портреты мучеников той войны — порой это еще совсем юные, безбородые лица.
Память этих людей бережно охраняется — и было бы наивно полагать, что, проявив такое мужество и сплоченность тогда, Иран не готов дать отпор агрессии сейчас, когда он существенно нарастил боевую мощь. Сказывается и особое отношение к смерти, не понятное современному западному человеку с его либеральными ценностями комфорта, безопасности, достатка и стабильности.
Почитание мучеников, павших на войне, имеет в Иране глубокие религиозные корни и не является лишь продуктом новой революционной эпохи. Наоборот, сама революция 1979 года — не что иное, как порождение древних религиозных процессий, представляющих собой своеобразную мистерию восстания. Эти церемонии приурочены к поминовению мученической смерти имама Хусейна — любимого внука пророка Мухаммада. Имам Хусейн отказался приносить присягу омейядскому халифу Язиду, ибо он был порочным и несправедливым правителем, попиравшим исламские нормы, создавшим предпосылки для социального и национального неравенства, ущемления бедных слоев населения и неарабов, которые при омейядах считались мусульманами второго сорта. В этих условиях имам Хусейн объявил о непризнании такой власти. Он принял приглашение жителей иракского города Куфа, недовольных Язидом, чтобы возглавить их восстание.
Близ местечка Кербела имам Хусейн и его сторонники были окружены 30-тысячным войском язидовцев. Осада продолжалась несколько суток, восставшие были отрезаны от реки и мучились от жажды. Когда им был предъявлен ультиматум, и стало понятно, что силы неравны и смерть неминуема, имам Хусейн позволил под покровом ночи покинуть свой лагерь всем желающим — сочувствующим и случайным попутчикам. Состоявшаяся наутро битва была жестокой. Это произошло в день Ашуры, 10 мухаррама. Все сторонники Хусейна, включая имама, пали в сражении, были растерзаны и обезглавлены, а их жены, сестры и дети были угнаны в плен — и никто не узнал бы о событиях при Кербеле, если бы не плененная сестра имама Хусейна Зейнаб, фактически и инициировавшая первые собрания в память об Ашуре, которые проводились в ее доме в Дамаске.
Эти церемонии иногда называют "шахсей-вахсей", при этом изображая их устрашающим действом, в ходе которого люди наносят себе кровавые раны. Такие ритуалы, бытующие в некоторых районах Пакистана и арабского мира, являются проявлениями народной экзальтации. К нормативному шиизму они, строго говоря, не имеют отношения. В Иране самоистязания запрещены вердиктом аятоллы Хаменеи; Ашуру проводят иначе — с помощью траурных песнопений и шествий, чтения лекций и проповедей, максимум — символических ударов в грудь.
С ранних лет детей приводят в хусейнии — небольшие молельные помещения, где вспоминают события при Кербеле. Так ребенок буквально с молоком матери впитывает идею о том, что восстание против несправедливой власти — путь самых святых и почитаемых праведников. Исламская революция зародилась в лоне этих собраний: траурные церемонии в память о подавленном восстании и павших мучениках переросли в антишахские манифестации. Люди, вдохновленные примером имама Хусейна, бесстрашно шли на танки и свергли режим.
В 2011 году лунный месяц мухаррам пришелся на конец ноября — декабрь. Об имаме Хусейне напоминало буквально все: длинные траурные ленты, окутывающие дома и внутренние дворики библиотек, яркая вязь на черных полотнищах, плакаты и вывески, проповеди и телевизионные программы. Этот пример абсолютно жив в памяти всей нации, а потому к перспективам новых сражений и возможной смерти в бою иранцы относятся так же, как и имам — как к величайшей чести.
Просвещенное сопротивление
Не стоит думать, будто эстетика Исламской республики пронизана некрофилией. Сакрализация мученической смерти сочетается с установкой на созидание и просвещение: в шиитских преданиях неод- нократно подчеркивается ценность науки и знания.
В случае вторжения американцы в Иране столкнутся отнюдь не с полуграмотными душманами и темным фанатичным населением. В Иране — культ чтения. Книга в руках является привычным атрибутом иранцев. В столице есть целые "города книг": улица Энгелаби, ведущая к Тегеранскому университету, имеет репутацию отличного места для "книжного шоппинга". Здесь можно найти все: книги об искусстве, художественную, научную, исламскую литературу, учебники и словари. Кум превзошел Тегеран по части литературного бума: в нем целые торговые центры отведены под продажу книг. Библиотеки переполнены до позднего вечера, причём, большинство читателей — девушки.
Истории жизни людей, посвятивших свою жизнь делу создания публичных библиотек, пересказываются с благоговением. В числе известных примеров — библиотека аятоллы Мараши в Куме — нищий ученый посвятил жизнь собиранию уникальных рукописей, Национальная библиотека в Тегеране, созданная ветераном ирано-иракской войны, парализованным ниже пояса в результате ранения. Если завтра начнется война, агрессоры наверняка будут бомбить эти объекты так же, как они это делали в Ираке и в Ливане...
К образованию в Иране отношение особое. Многие, даже семейные люди учатся всю жизнь, совмещая это с работой. Высшее образование доступно всем, после поступления за все годы обучения вносится символическая плата около 300 долларов. Вне зависимости от выбранного факультета, абитуриенты сдают и математику, и физику, и биологию, и химию, и персидскую литературу, и исламские дисциплины: считается, что образованный человек не может не знать основ точных наук, даже если он хочет стать актером или журналистом. В исламских университетах Кума обучение не сводится лишь к зубрежке священных текстов и арабского. Студенты также годами изучают и полный курс физики, и философию. В этом проявляется стремление к фундаментальности образования.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Газета Завтра 957 (11 2012)"
Книги похожие на "Газета Завтра 957 (11 2012)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Газета Завтра Газета - Газета Завтра 957 (11 2012)"
Отзывы читателей о книге "Газета Завтра 957 (11 2012)", комментарии и мнения людей о произведении.
















