Петроний Аматуни - На крыльях

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На крыльях"
Описание и краткое содержание "На крыльях" читать бесплатно онлайн.
Сборник документальных очерков о авиации П. Аматуни.
Цель № 2 была найдена!
Сделали круг на 300 метров, дали ракеты. Снова внизу засветились два костра... Продолжали кружить. Вскоре появился и третий костер, а в чёрном небе поочерёдно вспыхнули две зелёные, красная и ещё одна зелёная ракеты.
— Они! — с облегчением сказал «пассажир». — Ну, я пошёл...
— Да, теперь я могу разрешить вам распрощаться с нами, — улыбнулся Абрамов. — До свидания.
— Спасибо за доставку, — поблагодарил «пассажир», просто по-деловому пожал всем руки, так, будто они доставили его обычным пассажирским рейсом в Москву, и две-три минуты спустя одиноко повис на шёлковых стропах парашюта в польском ночном небе...
Часть обратного пути экипаж Абрамова летел на одном моторе: масло заканчивалось, а посадку решили произвести только на своём аэродроме. Следующей ночью и ещё через два дня Абрамов доставлял груз в «тот же адрес» и обратно также возвращался на одном моторе.
* * *
... Тогда один из участков фронта проходил вдоль магистральной дороги в районе Могилёва. В тылу врага находились в окружении 700 партизан. Боеприпасы у них быстро заканчивались. Выручить отряд было поручено пяти экипажам, в том числе и экипажу Абрамова.
Между Витебском и Невелем базировалась фашистская «школа ассов», на земле линия фронта была укреплена радиолокаторами и зенитками, а в воздухе беспрестанно и густо патрулировали Мессершмитты-110. Всё это вместе лётчики в шутку прозвали «второй линией Маннергейма», но пробиваться сквозь неё было делом далеко не шуточным.
Летели ночью. Над землёй висела плотная дымка, а на высоте самолёты временами вонзались в разорванные небольшие облака. Группа разделилась, каждый подлетал к передовой сам.
Абрамов пересёк фронт на высоте 3000 метров. Как будто всё в порядке... Но не прошло и двух минут, как справа и впереди в небе появились два мигающих огонька... Свои?! Или чужие?
— Отвлекают внимание, — догадался Абрамов.
— Точно, — кивнул Глыбин, — это фашисты!
И тут же стрелок Доронин доложил:
— Нас атакуют! — и сам открыл ответный огонь.
Абрамов отжал от себя штурвал, резко накренил машину на левое крыло и крутой спиралью стал уходить из-под огня, чуть ли не пикируя на тяжёлой и неуклюжей пассажирской машине. Стрелка прибора скорости подползла к 450 километрам в час! Весь корпус самолёта гудел и вздрагивал от напора воздуха.
— Не рассыплемся? — вскрикнул Глыбин.
— Пока нет... А иначе собьют!
Затерявшись в ночном небе, молнией промчались над линией фронта и вернулись на свою территорию. Почему назад, а не вперёд? Потому, что надо было увлечь за собой «мессеров», которых поджидали наши истребители по эту сторону фронта. Абрамов передал по радио координаты, и вскоре командир группы наших истребителей коротко ответил: «Работаем!», а в небе заметались ровные лучи прожекторов. Подождали немного: никто не преследует, значит, наши «работают» нормально! Собрались с мыслями, прикинули, как и что, и снова ринулись сквозь «линию Маннергейма», но теперь пониже, на высоте 2500 метров. Авось, найдётся «трещинка»...
Пролетели передовую и вдруг опять в небе, впереди, мигают фары фашистского самолёта, а сзади на ЛИ-2 пошли в атаку другие «мессеры»! Стали зажимать в клещи.
Снова повторил манёвр и, вертясь на неповоротливой машине под градом пуль и снарядов, стал уходить вниз, то влево, то вправо, сбивая с толку преследователей. Ушли вновь к себе. Передали координаты и получили ответ: «Работаем»...
— Не бой, а смех на этой пассажирской машине! — сокрушённо произнёс Абрамов. — Чего я не пошёл в истребители?! Как моторчики, Глыбин, и остальное хозяйство?
— Всё цело, командир, — ответил бортмеханик.
— Порядок. Ну что, будем ещё ниже пробиваться?
— Надо!
— Что верно, то верно: надо. Внимание! Пробиваемся ещё разок, на 1000 метров.
— Есть внимание!
Полетели в третий раз. Только проскочили передовую и снова атаковали их, уже с трёх сторон.
— Будь вы прокляты! — выругался Абрамов. — Совсем вздохнуть нам не дают... Откуда их столько берётся?
Кинул с высоты свою машину метров до ста, ушёл из зоны обстрела, над самыми зенитками, вернулся на свою территорию и поодаль от передовой пролетел на запад километров шестьдесят.
— Попробуем здесь, Глыбин?
— Да надо спытать, командир...
— Пробиться надо обязательно! Там хлопцы остались почти с голыми руками... Если не подоспеем, захватят наших партизан.
— Вся надежда у них только на нас. Трудно им сейчас! — кивнул Глыбин, — На земле ведь воюют не то, что мы — в машине, на мягких креслах, моторчики мощные, крылья... Эх, бедным и достаётся!
— Прав, Глыбин, прав ты! Нам то что... — ответил Абрамов и от одной мысли, что товарищам там, на земле, приходится хуже, чем им, — скрипнул зубами.
Перешли в крутое планирование и стали разгонять бешеную скорость.
В четвертый раз полетели через линию фронта в тыл врага и всё же проскочили её метров на 70 и бреющим полётом, прижимаясь к лесу почти вплотную, взяли курс на заветную цель.
Отыскать в густых лесах окружённых партизан удалось почти сразу; сбросили им весь груз и в восьмой раз, за один полёт, пересекли линию фронта, вернулись домой усталые и измученные.
Остальные же четыре экипажа так и не смогли тогда выполнить задание...
... В ту же ночь, получив боеприпасы, отряд партизан с боями вышел из тесного кольца окружения — Абрамов подоспел вовремя!
* * *
Этот бой также происходил ночью, в одном из районов Латвии, куда летели опять на выручку к партизанам.
Погода была пасмурная: нижняя кромка облаков висела метров на 800, а верхняя — примерно на 1100 метров. Линию фронта угадали сверху по частым всплескам отсвета в облаках и подвижным светлым кругам, образовавшимся от ярких прожекторных лучей, завязших в облачности.
Минут через двадцать пошли на снижение: цель надо искать только видя землю, то есть, летя под облаками.
Вышли из облачности на 800 метров и сейчас же почувствовали, как свой пулемёт «заговорил».
— Кто это там? — крикнул Абрамов.
— Мессершмитт-110, — доложил через бортмеханика бортрадист Талалаев, первый обнаруживший врага.
А через несколько секунд Абрамов увидел сбоку, совсем близко, зелёные, красные и белые чёрточки — следы трассирующих пуль и, резко отвалив влево и вниз, перешёл на бреющий полёт. Внизу приметил озеро и стал держаться берега.
Снова атака...
Увернулись от неё, а через некоторое время — третья атака. Ушли из-под огня — четвёртая атака!
— Да что у него телевизор какой-то на борту или локатор?! — поразился Абрамов. — Как он нас находит? Ведь темно...
Счёт потеряли атакам, но они всё повторялись, пока не окончились боеприпасы.
— Отстрелялись, — доложил тяжело дышавший Доронин.
— Как же быть? — не обращаясь ни к кому, спросил бортрадист.
— Ракетницей будем отбиваться, — зло ответил Глыбин.
Меж тем командир корабля зорко осматривался и увидел, как вражеский самолёт промчался мимо, но... пулемётных трасс не последовало.
— Кончились патроны и у голубчика! — весело воскликнул Абрамов. — Довоевались оба. Эх, нам бы боевую машину! Чёрта с два кто ушёл бы... Смотреть за воздухом! Цель близка.
— Есть смотреть за воздухом!
Отыскали партизан, скинули с бреющего мешки с грузом и полезли «в гору». Вошли в облака. И тут Абрамов помрачнел, крикнул бортмеханику:
— Видал?
— Где? — спросил Глыбин и приник к окну кабины.
— Не то ищешь, — более спокойно продолжал Абрамов. — Посмотри на моторы, чуть назад... Видишь?
Глыбин вторично глянул в окно: возле моторов, из-под крыльев отчётливо светились голубовато-багровые отсветы, усиленные отражением облаков. Понял без труда: это ярко светили длинные языки пламени из выхлопных патрубков.
— Моторы работают на богатой смеси и поэтому нас видно со стороны!
— Понял, командир, — ответил Глыбин. — Теперь учтём это дело, отрегулируем.
— А я ещё о «локаторах» да «телевизорах» заговорил! Вот и расскажи про этот случай тем, кто утверждает, что в авиации есть мелочи…
* * *
Был и такой эпизод в лётной жизни Абрамова.
Летели как-то к партизанам в район Пинских болот. По пути надо было пройти над мощным вражеским аэродромом. Погода удобная: облачность чуть не во всё небо. Держали высоту около трёх километров.
И будто назло, как раз над аэродромом противника, облака во всех ярусах расступились и образовалось огромное «окно». Получилось настолько неожиданно для самих себя, что и опомниться не успели, как на земле ярко вспыхнул целый лес прожекторов и миллионы свечей ослепительного света взметнулись в небо на самолёт Абрамова.
— Теперь мы, как майский жук на простыне! — скалил бортрадист Андрей Талалаев. — Все нас видят...
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На крыльях"
Книги похожие на "На крыльях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Петроний Аматуни - На крыльях"
Отзывы читателей о книге "На крыльях", комментарии и мнения людей о произведении.