Святитель - Феодул, или Раб Божий
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Феодул, или Раб Божий"
Описание и краткое содержание "Феодул, или Раб Божий" читать бесплатно онлайн.
В притче о милосердном царе и немилосердном должнике запечатлен тип, крайне распространенный в мире. Милосердный царь великодушно простил своему слуге долг, составлявший огромную сумму - в десять тысяч талантов [
8]. Прощенный и помилованный, этот злой должник нашел своего товарища, который не вернул ему всего лишь сто грошей, и стал требовать их возвращения. Напрасно бедный человек умолял его потерпеть немного, обещая все заплатить: злобный схватил его за горло и стал душить, крича: "Отдай мне, что должен!". Наконец он потащил его к судье и засадил в темницу. Милосердный царь в этой притче - это Сам Господь, по молитве людей прощающий им огромные долги, а злой слуга - это многие-премногие из нас, немилосердно поступающие с незлостными должниками своими, забывая о милосердии Бога по отношению к ним, за что и поражает их праведный гнев Господень:
И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга [
9].
Один человек имел двух сыновей (см.: Лк.
15, 11). Старший сын почитал отца и был ему верен и послушен, а младший сын, потребовав свою долю наследства, оставил отца и брата и стал прожигать свое достояние, предавшись азартным играм, пока наконец, обнищавший и бездомный, не нанялся в свинари к некоему человеку, служа которому, он одумался, устыдился себя, раскаялся и вернулся к отцу, умоляя простить и принять его как последнего своего слугу. Отец обнял его, простил и принял его не как слугу, а как заблудшего, но раскаявшегося сына. Два сына в этой притче представляют два типа детей: детей, пребывающих в послушании у своих родителей, и детей, жаждущих свободы. А родитель есть родитель, и, если дети его огорчат, но покаются и обратятся к нему, он быстро все забывает и принимает их снова в объятия свои. Так и Бог поступает с теми, кто по гордости своей или по многознанию отвращается от Него, но, познав беды и страдание, снова приклоняется к Богу, хвалит, славит Его и молится Ему.
И еще один человек, у которого было два сына (см.: Мф.
21, 28). Однажды сказал он первому сыну: "Сын, иди поработай сегодня в винограднике моем". А сын, отвечая ему, сказал: "Не пойду". Но потом раскаялся и пошел в виноградник. Сказал отец и другому сыну то же самое; сын отвечал ему: "Пойду, господин", но не пошел. Кто из этих двух исполнил волю отца? Конечно, первый. Это два типа людей, которых мы и сегодня видим среди нас. Одни сразу отказываются, но быстро раскаиваются и исполняют волю старших своих; другие быстро соглашаются, но, к сожалению, так же быстро передумывают и лгут и себе, и другим. На исторической мессианской прямой человечества это язычники и евреи. Первые поначалу отвергли единого Бога, но после покаялись и пришли ко Христу раньше, чем евреи. Вторые же обещали служить единому Богу, но отреклись от Него и распяли Сына Божия.
В притче о богаче и Лазаре (см.: Лк.
16, 19) представлены два типа людей: тип богача-плотоугодника и смиренного нищего. Первый присосался к плодам и сокам земли, как червь к желудку коровы, не давая другому червю ни глотнуть, ни лизнуть. Другой беспомощно, но с надеждой на Бога терпеливо шел к концу своей жизни и своих страданий, чтобы в том, другом, бессмертном мире ликовать в славе и видеть богача, терзающегося во мраке и мучениях. Разве ты, Феодул, не видел в своем окружении таких людей?
Некий человек, хозяин дома, пошел рано поутру на рынок, нанял людей и послал их в свой виноградник [
10]. Потом вышел в девять часов (третий час по-восточному), увидел других и послал их на ту же работу. Так он сделал и в полдень (шестой час по-восточному), и в три часа пополудни (девятый час по-восточному), и, наконец, за час до захода солнца (одиннадцатый час по-восточному). Когда вечером распорядился хозяин дома, всем заплатили одинаково. И возмутились работавшие с раннего утра: почему им не дали больше, чем тем, что пришли позже и меньше трудились в винограднике? Зависть! Так бывает и сегодня между людьми. Но притча эта имеет и таинственный смысл: всем Бог подарит вечную жизнь в Царстве Небесном - как тем, кто волю Его исполнял с детства, так и тем, кто начал искренне служить Богу только в зрелом возрасте, а также тем, кто лишь в старости вступил на верный путь, и, наконец, тем, кто перед самой смертью покаялся и к Богу обратился. Не сказал ли Господь покаявшемуся в последнее мгновение разбойнику:
ныне же будешь со Мною в раю [
11]?
Некий человек, царь, устроил брачный пир сыну своему и послал слуг своих собрать приглашенных (см.: Мф.
22, 2; Лк.
14, 16). Но все приглашенные нашли повод, чтобы отказаться и не прийти. Один сказал: "Я купил землю и должен пойти посмотреть ее". Второй сказал: "Я купил пять пар волов и иду испытать их". Третий сказал: "Я женился и потому не могу прийти". Рассердился тот царь и послал слуг на распутья, чтобы они привели на трапезу нищих, и убогих, и калек, и слепых. И сказал:
много званых, а мало избранных [
12]. И сейчас, Феодул, многие уклоняются от духовной трапезы Христовой, потому что им милее земля, скот или жена, нежели пиршество для их души.
В притче о десяти девах - из них пять были мудрыми, а пять юродивыми [
13], то есть неразумными,- два типа набожных людей. Мудрые - это соблюдающие весь закон Христов, почему им и дается Дух Святый, и Он освящает их души. Юродивые - это те, кто соблюдает, скажем, чистоту души, но не имеет милосердия, доброты и других добродетелей, из-за чего Дух Святый в них не вселяется.
В притче о талантах говорится о трех типах людей, одаренных в разной степени [
14]. Одним Творец дал взаймы пять талантов, другим два, а третьим один. Первые прилагают большой труд, и им удается удвоить таланты в себе; так же и вторые. Третьи же, злобясь на Творца своего за то, что Он их меньше одарил, закапывают свой талант в землю тела своего и, нимало не трудясь над душой своей, живут одной только плотской жизнью. Пока не придет господин-заимодавец и не потребует свое, причем потребует больше с тех, кому больше дал, а меньше с тех, кому дал меньше. Тогда бывает суд: награда и похвала первым и вторым и осуждение третьим. Эта притча особенно поучительна для нашего времени, в котором преобладают третьи: они не только закапывают свой талант в землю, изрыгая хулу на Творца своего, но и притесняют более талантливых, чтобы и они позакапывали свои таланты и уподоблялись им в духовной нерадивости и включались во всеобщее карканье против Бога.
Притча о злых виноградарях [
15] относится в основном к евреям, которые избили, забросали камнями или убили Божиих пророков и слуг Его, посланных принять урожай от них, как от Божия виноградника, Божия руконасаждения. После всех убили и Сына Божия, Мессию, за что они были Богом жестоко наказаны, а виноградник был передан христианам. Притча эта обличает также всякого расхристанного [
16] христианина, который не приносит Богу никакого урожая с души своей, но отвергает и ни во что не ставит пророков, апостолов, отцов и учителей Церкви, а в конце концов отрицается и Сына Божия, своего Спасителя, за что бывает от Бога сам проклят и отвергнут. Да не будет этого с нами, сербами, брат Феодул! Но поскольку крещеные народы христианского Запада уклонились во всякие ереси и почти совсем отвергли Христа, то будет отнят у них виноградник Господень, то есть Церковь Божия, и будет отдан язычникам Востока, Индии прежде всего, как был некогда отнят у евреев и отдан язычникам, как совестливым виноградарям.
Мф.
7, 16.
^
См.: Мф.
21, 18-19.
^
Второй тип в оригинале отсутствует.-
Ред.
^
Ср.: Лк.
10, 31-32.
^
СамАрией во времена Господа Иисуса Христа называлась центральная часть земли ханаанской; в северную часть Самарии входила Галилея, в южную - Иудея. Сюда Ассирийским царем были высланы в 722 г. до Р.Х. израильское население и ассирийские колонисты; из их смешения и образовался самарянский народ. Смешанной была и религия самарян. Между иудеями и самарянами существовала ожесточенная вражда (см.: Мф.
10, 5; Ин.
4, 9); слово "самарянин" было бранным у иудеев (см.: Ин.
8, 48).
^
Барсук, очень необщительный зверь, скрытный и домовитый. Он строит для себя сложные норы со множеством тоннелей и запасными выходами, забивает свои кладовые запасами на зиму.
^
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Феодул, или Раб Божий"
Книги похожие на "Феодул, или Раб Божий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Святитель - Феодул, или Раб Божий"
Отзывы читателей о книге "Феодул, или Раб Божий", комментарии и мнения людей о произведении.