» » » » Коллектив Авторов - Цифровой журнал «Компьютерра» № 112

Коллектив Авторов - Цифровой журнал «Компьютерра» № 112

Здесь можно скачать бесплатно "Коллектив Авторов - Цифровой журнал «Компьютерра» № 112" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая околокомпьтерная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:

Название:
Цифровой журнал «Компьютерра» № 112
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Цифровой журнал «Компьютерра» № 112"

Описание и краткое содержание "Цифровой журнал «Компьютерра» № 112" читать бесплатно онлайн.



ОглавлениеСтатьи

Черепахи Грея Уолтера: в поисках искусственной жизни Автор: Евгений Лебеденко, Mobi.ru

Колумнисты

Василий Щепетнёв: Играем в доктора Автор: Василий Щепетнев

Дмитрий Вибе: Учёные в шоке Автор: Дмитрий Вибе

Кафедра Ваннаха: Киберджайя в снегах Автор: Михаил Ваннах

Дмитрий Шабанов: О парадоксе Симпсона Автор: Дмитрий Шабанов

Дмитрий Вибе: Год с Меркурием Автор: Дмитрий Вибе

Голубятня-Онлайн

Голубятня: От Кеки до Перельмана Автор: Сергей Голубицкий

Голубятня: Доши, бхавы, раши, Capo Автор: Сергей Голубицкий

Голубятня: Ящик для игрушек дьявола Автор: Сергей Голубицкий

Голубятня: О маленьком Автор: Сергей Голубицкий

Голубятня: Бромадиалон Автор: Сергей Голубицкий






Компьютерра

12.03.2012 - 18.03.2012

Статьи

Черепахи Грея Уолтера: в поисках искусственной жизни

Евгений Лебеденко, Mobi.ru

Опубликовано 15 марта 2012 года

Прогресс технологий — вектор, нацеленный в будущее. Сумма накопленных человечеством знаний, сродни мощному движителю, устремляет исследователей настоящего к новым технологическим прорывам. И только если приблизиться к этому вектору достаточно близко, можно заметить, что он представляет собой спираль, витки которой — зачастую повторения прошлых изобретений на основе возможностей настоящего.

На эту мысль меня натолкнуло посещение сайта "Modular Robotics", на котором дружная команда учёных из ведущих вузов США разрабатывает сущее баловство — электронные кубики (cubelets), из которых играючи можно создавать различные варианты роботов.


Развлечение для детей? Безусловно. Но также и нечто большее: популяризация научных достижений, стремление приобщить людей, далёких от робототехники и информационных технологий, к передовым разработкам в этих областях.

Дети, играющие на фото с cubelets, напомнили мне фотографию шестидесятилетней давности. На ней ребёнок играет с ELSIE — роботом-черепахой, одним из нескольких удивительных творений британского нейрофизиолога Грея Уолтера.


В начале пятидесятых годов прошлого столетия электромеханические «черепахи» доктора Уолтера, разработанные им для исследования рефлексов и поведенческих механизмов живых существ, вызвали настоящий ажиотаж среди обывателей, приобщая обычных людей к понятиям «кибернетика», «искусственный интеллект» и «искусственная жизнь» и раскрывая для них необозримые горизонты науки.

Грей Уолтер. Нейрофизиолог с руками слесаря

1951 год. Британский фестиваль науки — масштабная выставка научных достижений английских учёных на южном берегу Темзы. Цель выставки — показать людям, только-только пережившим ужасы войны, что прогресс не стоит на месте и научные достижения настоящего позволят построить прекрасный мир будущего.

Многочисленные посетители выставки неизменно толпятся возле павильона с роботами-черепахами — механическими созданиями, которые тем не менее ведут себя так, словно они живые. Вращая единственным глазом-перископом, черепахи уверенно движутся к источнику света — своей «пище», а наткнувшись на какое-либо препятствие, старательно обходят его.


На плакате британского фестиваля науки 1951 года изображены именно «черепахи» ELSIE

Газеты взахлёб описывают интересные факты, связанные с роботами-черепахами. Так, этим созданиям женщины нравятся больше мужчин, они так и льнут к их ногам. «Проголодавшись», роботы-черепахи стремятся на свет, в свой домик, где имеется зарядное устройство для их аккумуляторов. Но если в помещении слишком светло или срабатывают вспышки фотоаппаратов, эти создания теряются и начинают метаться в поисках убежища.

Демонстрацией роботов-черепах на выставке занимался их создатель — тридцативосьмилетний доктор Грей Уолтер. Причём «доктор» означает не научную степень: Грей Уолтер — врач-нейрофизиолог.


В 1951 году доктор Грей Уолтер возглавлял отделение нейрофизиологии в институте Бурдена

В 1951 году доктор Уолтер — ведущий исследователь бристольского Неврологического института Бурдена, пионер в области электроэнцефалографии мозга — новейшем направлении исследования высшей нервной деятельности человека.

Грей Уолтер, сын журналистки из Британии и журналиста из США, познакомившихся в Италии во время Первой мировой войны, родился в Канзас-Сити, но всю свою сознательную жизнь провёл в Англии. В 1928 году, закончив Королевский колледж в Кембридже по направлению «физиология», Уолтер продолжает работать над диссертацией, посвящённой психофизиологии нервной деятельности и рефлексам.

Интерес к этой области у Грея Уолтера неслучаен. Ещё будучи студентом колледжа, он побывал в России, в лаборатории нобелевского лауреата Ивана Петровича Павлова. Результаты исследований великого русского физиолога, связанные с рефлекторной деятельностью, и определили направление дальнейших исследований доктора Уолтера.

Занявшись в институте Бурдена электроэнцефалографией мозга (ЭЭГ), Грей Уолтер проявляет себя не только как блестящий нейрофизиолог, открыв, к примеру, дельта- и тета-ритмы мозга, но и как... отличный слесарь. Большинство приборов, необходимых для исследования (ЭЭГ), он изготавливает самостоятельно в небольшой слесарной мастерской института.

Во время Второй мировой войны знания и опыт Грея Уолтера направлены на лечение и реабилитацию людей с черепно-мозговыми травмами. После её окончания он возобновляет исследования, связанные с рефлекторным поведением и работой «кирпичиков» мозга — нейронов.

Воспринимая мозг как сложную систему управления, Уолтер хочет продемонстрировать, что поведение живых существ связано с постоянной обработкой поступающей извне информации и принятием решения о дальнейших действиях, которое передаётся исполнительным механизмам — мышцам.

Именно тогда у доктора Уолтера и возникает желание смоделировать нервную деятельность, создать «искусственную жизнь». Здесь-то и пригождаются его навыки слесаря и электротехника, закреплённые в ходе проектирования первых электроэнцефалографов.

ELMER, ELSIE, CORA, IRMA и... Винер

Стоит признать: электромеханические механизмы с сенсорной обратной связью создавались и до творений Уолтера. Так, в 1928 году, демонстрируя тогдашние достижения радиоэлектроники, концерн Philips Radio выпустил Philips Radio Dog, или, сокращённо, Philidog. Особенностью этой электромеханической игрушки было использование фотокатода в качестве сенсора освещённости. Благодаря ему радиопёс Philips следовал за источником света, например фонариком в руке владельца.

Вряд ли поведение Philidog можно назвать осознанным. Скорее, это был автомат, упакованный в игрушечный корпус.

Грей Уолтер же планировал смоделировать осознанное поведение, основываясь на своих обширных познаниях в нейрофизиологии. И у него это получилось! Первым его творением стал ELMER (сокращение от ElectroMechanical Robot). Собранный в буквальном смысле из того, что было под рукой, Elmer представлял собой трёхколесную тележку с электроприводом переднего колеса, управление движением и поворотом которого выполняли два «нейрона» — схемы на основе лампового усилителя и реле.


Базовая схема всех роботов-черепах Грея Уолтера была проста. Датчик света, датчик прикосновений и два ламповых «нейрона»

Один из нейронов был подключен к «глазу» ELMER — фотоэлектрическому элементу. Второй обеспечивал обработку реакции на прикосновение к корпусу. В первом варианте ELMER роль датчика прикосновения выполнял обыкновенный телеграфный ключ. Целевой функцией первой робочерепахи было движение к источнику света, который она искала, целенаправленно поворачивая свой корпус. Датчик прикосновения использовался для обнаружения препятствия и заставлял ELMER давать задний ход. Дифференцирование сигналов от двух датчиков приводило к тому, что ELMER с большим успехом объезжал препятствия и добирался до своей лампочки-кормушки.

Таким образом, черепаха ELMER весьма успешно демонстрировала поведение, напоминающее поведение живого организма, и была фактически первым роботом, основанным на тех же принципах, которым следуют простейшие биологические механизмы.


Грей Уолтер в мастерской с «внутренностями» ELMER’a. Хорошо виден «датчик прикосновения» — обычный телеграфный ключ

Между тем у Грея Уолтера были более грандиозные планы. С помощью своих электромеханических роботов он собирался исследовать не только физиологические аспекты поведения живых организмов, но и их психологию. Его интересовали такие понятия, как свобода выбора, саморегуляция, предотвращение дилемм поведения, ассоциативная память и даже зачатки социального поведения.

Что будет, если заставить ELMER решить дилемму буриданова осла и зажечь два источника света? Простейший поведенческий механизм заставлял ELMER колебаться, решая бесконечную задачу выбора из двух равноценных вариантов.

А вот его младшая сестра ELSIE (от Electromechanical robot, Light-Sensitive with Internal and External stability) с лёгкостью разрешала любые буридановы дилеммы. Благодаря поворотному механизму своего фотоэлектрического «глаза» и способности отличать сильный источник света от слабого, ELSIE не только обнаруживала оба источника света, но и выбирала тот, который, по её мнению, был более ярким. После его исследования она находила другие источники и ехала рассматривать их.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Цифровой журнал «Компьютерра» № 112"

Книги похожие на "Цифровой журнал «Компьютерра» № 112" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив Авторов

Коллектив Авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Коллектив Авторов - Цифровой журнал «Компьютерра» № 112"

Отзывы читателей о книге "Цифровой журнал «Компьютерра» № 112", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.