» » » » Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания


Авторские права

Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания
Рейтинг:
Название:
Психология познания: методология и методика познания
Издательство:
Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e
Год:
2007
ISBN:
978-5-98699-038-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология познания: методология и методика познания"

Описание и краткое содержание "Психология познания: методология и методика познания" читать бесплатно онлайн.



Анализируется специфика содержания, целей и принципов обучения психологии. Освещаются вопросы методологии и методы психологической науки как учебной дисциплины. Характеризуются формы и методы организации обучения психологии в учебных заведениях разного уровня. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки и деятельности преподавателя психологии, практического психолога.

Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Психология», «Педагогика и психология». Может использоваться в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений по широкому кругу педагогических специальностей, а также при повышении квалификации кадров образования. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами образования.






Что же касается среды профессиональной или иной интеллектуальной деятельности, то здесь присутствует существенная проблема незнания человеком таких сфер, где бы он смог раскрыться в соответствии со своими потенциальными возможностями. Не случайно иногда в зрелом возрасте человек встречается с неизвестными ему ранее сферами деятельности, где он раскрывается в полном объеме и осознает, что нашел то, чем должен был бы заниматься всю свою сознательную жизнь.

Развитие человека происходит только тогда, когда личностные изменения означают процесс, движение по восходящей: качественные перестроения в жизнедеятельной системе организма, в отражении окружающей действительности психикой, в регулирующем управлении не только первичными, но и вторичными потребностями. Однако с возрастом все определеннее дают о себе знать жизнедеятельные процессы. Они происходят в организме и распространяются на все его функции.

Рассматривая человека в единстве индивидуального и социального, следует отметить, что на формирование личности переменно воздействует и то, и другое. По мере совершенствования самого организма человека происходит и его индивидуальное развитие, при этом физиологическое угасание детерминируется в перестройку, а порой и утрату социальных функций.

Таким образом, по мере расширения предмета изучения психологической науки за счет естественно-научных и гуманитарных областей знания, позволяющих вывести ее за рамки собственно научной дисциплины в область междисциплинарных связей, гуманизация преподавания психологии становится одним из важнейших и необходимых условий формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Ставя перед собой целью преподавания тех или иных тем и разделов, необходимо учитывать особенности различных отраслей психологической науки. Так, теоретическую (общую) психологию принято называть объяснительной, а прикладную психологию – практическим приложением этой теории к различным сторонам живой действительности: к фактам, событиям и явлениям психики. Однако прикладная психология, ориентируясь на житейскую объясняет конкретные факты реальной психической жизни; социальная психология толкует явления общественной, социальной жизни, факты группового поведения; инженерная психология – особенности взаимодействия человека с техникой и его поведение в технических группах людей; педагогическая психология – факты, связанные с условиями эффективности обучения и воспитания; медицинская психология рассматривает психологические причины улучшения или ухудшения здоровья человека; военная психология изучет поведение человека, его подготовку для деятельности в опасных, стрессовых ситуациях современого боя и боевых операциях, сопряженных с потерей жизни или получения тяжелых травм и т. д.

Что же касается практического применения психологических знаний, то как для теоретической, так и прикладной психологии оно сводится к объяснению фактов, в одном случае – с точки зрения более общей теории психологии, а в другом – с позиций более узкой области знаний – конкретной теории прикладной психологии. Практическое применение психологической теории, общей или прикладной, к задачам теоретического исследования в других, смежных или несмежных науках является одной из двух разновидностей применения теории психологии на практике.

Практика показывает, что интерес обучающихся к психологической науке в настоящее время в значительной степени обусловлен их представлением о психологии как гуманитарной дисциплине. В связи с этим преподаватели вынуждены считаться с данным обстоятельством при постановке целей обучения, а также в процессе отбора содержания учебных курсов.

Необходимо помнить при этом, что в образовательном процессе изменения происходят гораздо медленнее чем в экономике или другой хозяйственной практике.

Вот почему В. Я. Ляудис считает, что «цель обучения психологии – в овладении теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности. Особенность психологического сознания – в единстве знания и действия. Поэтому только теоретическое познание вне освоения способов конструирования ситуаций поведения и действия, которые могут быть направлены двусторонне – на себя и на других людей, – не есть профессиональное психологическое знание»[82, с. 17], а подготовка к предстоящей социальной, культурной и профессиональной деятельности.

Если преподаватель психологии в вузе озабочен развитием творческого мышления обучающихся и всячески способствует этому специальными интеллектуальными упражнениями, то это означает, что он занят не только теоретической психологией, т. е. обоснованием истинности теории, разъяснением ее постулатов, но и практической психологией, психотехникой, так как прикладывает свои умения к реальному формированию навыков мышления, развитию способности решать мыслительные задачи при опоре на материал теоретической психологии.

Таким образом, общей целью изучения психологии в учебном заведении является формирование у обучающихся умения психологически мыслить и навыков применения полученных психологических знаний для научного объяснения фактов и явлений социальной жизни, а также и для преобразования своей психики, окружающих людей в интересах развития их как личностей.

В связи с этим целесообразно рассмотреть возможности достижения целей психологического мышления и применения теоретических знаний к решению практических задач студентами-непсихологами и будущими психологами.

В первом случае, по мнению известного психолога Е.А. Климова, психологические знания необходимы любому специалисту-непсихологу для «психологической грамотности», поскольку ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимания, обучать, руководить). Не менее важно, считает он, также регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствования на научной основе[60].

Поскольку последнее можно отнести не только к непсихологам, но в одинаковой мере и к будущим специалистам-психологам, то целью изучения психологии у них будет необходимость приобретения психологической грамотности для взаимопонимания друг друга, обучения и психологического обеспечения руководящих положений, чем может быть занят любой специалист.

В связи с этим нам представляется, что границы психологической грамотности в вопросах психологии могут быть лишь специфическими для каждой сферы профессиональной деятельности. Так, например, психологическая грамотность директора завода, несомненно, будет отличаться от психологической грамотности начальника цеха или мастера участка. И не потому вовсе, что они по служебной иерархии стоят на разных ступенях, а в силу различия характера их деятельности: они решают разные задачи, в зависимости от которых анализируют и оценивают взаимоотношения людей, обучают и руководят ими. Так обстоят дела с границей психологической грамотности для специалистов – руководителей различного профиля и разных сфер деятельности.

Какие же конкретные цели изучения психологии у будущих специалистов-психологов? Здесь необходимо подчеркнуть, что без умения психологически мыслить психолог не состоится как специалист. При этом для специалистов других специальностей главное, чтобы они были профессионалами в своих специальностях, хотя психологические знания и умения прибавили бы им достоинств, возможностей более качественно решать стоящие задачи.

В зависимости от конкретной психологической дисциплины преподаватели могут ставить и другие цели, которые будут в той или иной степени влиять на будущую профессиональную подготовку специалиста.

Обучение психологии направлено не только на овладение способами понимания и преобразования условий, определяющих образ мысли и образ действий других людей, но и на самопреобразование условий собственной жизнедеятельности и сознания. Сложность достижения подобных целей заключается в особой сращиваемости способов познания и преобразования, познавательного и личностно-преобразующего отношения.

Изучая психологию, студент независимо от будущей профессии должен научиться психологически мыслить при анализе и оценке человеческих действий и поступков, при выявлении особенностей характера и способностей, темперамента и других свойств личности, социально-психологических явлений в обществе, коллективе, при личном общении с коллегами, подчиненными и окружающими людьми и т. п.

Практическое применение психологической теории, общей или прикладной, к задачам теоретического исследования в других, смежных или несмежных науках представляет собой явление одной из двух разновидностей применения теории психологии на практике. Одну можно использовать для применения объяснений психологических явлений, другую – для преобразования психологических фактов, их изменения, для коррекции каких-либо видов деятельности и поведения, т. е. психотехники. Кроме того, оказывается, что объяснения относятся к фактам и явлениям уже существующим, но не к тем, которые наступят после соответствующих преобразований: обучения, воспитания, психокоррекции, психотерапии и т. п. В этом случае прикладная психология применяется для позитивного изменения фактов или для формирования необходимых качеств в психике человека в интересах развития его личности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология познания: методология и методика познания"

Книги похожие на "Психология познания: методология и методика познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Соколков

Евгений Соколков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания"

Отзывы читателей о книге "Психология познания: методология и методика познания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.