Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки по истории еврейского народа"
Описание и краткое содержание "Очерки по истории еврейского народа" читать бесплатно онлайн.
В действительности христианские властители не всегда считались с этими принципами. Например, вестготские короли VII и начала VIII вв. обязали всех евреев государства принять христианство. Возник жестокий режим слежки за насильственно крещенными; у упорствующих отбирались дети, а их самих наказывали или продавали в рабство.
В XIII веке борьба церкви против евреев еще более усилилась. Особенно жестоко относился к ним папа Иннокентий III. В некоторых из его булл самая низменная клевета на евреев была представлена как неоспоримая истина. На четвертом Латеранском вселенском соборе в 1215 г. было принято несколько антиеврейских постановлений. Одно из них обязывало евреев носить на своей одежде особый знак, для того, чтобы их можно было с первого взгляда отличить от христиан. Этот декрет ознаменовал начало позорного периода ношения пресловутого "желтого знака", продолжавшегося в христианских странах несколько сот лет. Впоследствии в некоторых из них строго следили за размером и цветом этого клейма.
В течение XIII века в решениях церковных соборов выявляется тенденция натравливать христианское общество на евреев для достижения определенных целей. В некоторых из этих постановлений главы церкви угрожают евреям общественным бойкотом в случае неподчинения указаниям соборов. Если евреи будут, например, продавать христианскому населению пищевые продукты, всем христианам будет запрещено вступать с ними в какое-либо общение.
{294} Подавляющее большинство евреев Европы жило в городах. Их образ жизни и домашний уклад стали все более и более уподобляться городскому быту христиан, поскольку религиозные различия и ненависть не препятствовали этому процессу. Средневековый город, особенно начиная с двенадцатого столетия, был очагом брожения умов как в религиозной, так и в общественной сфере: лавочники и ремесленники, "мелкий люд", часто высказывали свое мнение громогласно, а иногда пытались навязать его даже путем насилия.
Отношение городской черни к евреям зачастую решало их судьбу. От нее нередко зависела также их безопасность, хотя правовое положение евреев определялось городским патрициатом. В течение продолжительного времени - в XI-XIII вв. - малообразованные монахи и священники рассказывали безграмотным массам христиан о деяниях Иисуса и внушали им основы веры посредством картин и скульптурных изображений на стенах церквей или путем "мистерий" - религиозных драм о "страстях господних" - принявших характер массовых зрелищ. Художники, скульпторы и актеры изображали Христа и его апостолов по образу христиан того времени. Но Иуда Искариот, предавший и продавший своего учителя за тридцать сребреников, а также бесы и злые духи изображались в виде евреев. Под влиянием этих проповедей, зрелищ и изображений еврей представлялся христианскому простолюдину олицетворением предателя и злодея.
На этом фоне темные христианские массы добавили к образу еврея, который мог быть терпим только в унижении, черты прирожденного злоумышленника, раболепного служителя нечистой силы. Начиная с двенадцатого столетия, когда евреям разрешали заниматься только унизительными профессиями, к религиозным предрассудкам прибавились экономические факторы. Еврей становится не только чужаком-пришельцем, на котором тяготеет проклятие божье, но и эксплуататором-ростовщиком, пиявкой-кровопийцей.
Поэтому неудивительно, что не требовалось особых стимулов или из ряда вон выходящих усилий пропаганды {295} для того, чтобы натравливать на евреев массы, выдвигая зловещий лозунг: "крещение или смерть".
Положение евреев в христианских странах средневековья создало почву, на которой возникли страшные наветы, т. е. клеветнические россказни, ложные, ничем необоснованные обвинения против евреев, которые, однако, большинство христиан того времени считало неопровержимыми фактами.
Страшнейшим из них был кровавый навет. Монахи стали распространять слухи о том, что евреи похищают в пасхальные дни христианского ребенка и подвергают его тем же пыткам, которым был подвергнут Иисус (интересно отметить, что во времена Римской империи язычники обвиняли именно христиан в преступлениях такого рода).
Английский город Норич был местом первого известного нам кровавого навета в 1144 году. С тех пор и вплоть до XX века клевета эта от времени до времени повторялась. В 1490-91 гг., незадолго до изгнания евреев из Испании, там оклеветали не только испанских евреев, но и насильственно крещенных марранов, обвинив их в распятии христианского ребенка. Английский поэт Чосер включил в свои "Кентерберийские рассказы" основанное на кровавом навете повествование о том, что евреи якобы не могут вынести невинную песню наивного христианского мальчика, бродящего по их улице, и поэтому истязают и убивают его. Из поколения в поколение канун еврейской Пасхи, совпадающий с наступлением христианского праздника, был омрачен для евреев этим гнетущим кошмаром. Исчезновение христианского ребенка в городе наводило панический страх на еврейское население. Над евреями издевались, их колесовали, и целые общины иногда даже все общины обширного района - вырезывались и уничтожались в результате этого навета.
Другой навет был связан с мнимым глумлением над церковными таинствами. Начиная с XIII в., евреев стали обвинять в том, что они, несмотря на сопряженную с этим опасность, платят большие деньги за то, чтобы путем кражи или подкупа христианского предателя раздобыть кусок просфоры (церковного хлеба - символа тела {296} Христова), употребляемого в христианском богослужении при обряде причащения. Евреи брали якобы эту просфору - или "гостию" - в свою синагогу и там прокалывали ее иголками и глумились над ней.
Несмотря на явную абсурдность этого чудовищного поклепа, основанного на предположении, что евреи принимают один из главнейших догматов христианской религии, этот навет стоил евреям многих жертв и повлек за собой целый ряд кровавых эксцессов и преследований.
Когда в 1348-49 гг. Европу постигла эпидемия чумы и "черная смерть" беспощадно косила ее население, евреев обвиняли в том, что они отравили колодцы. В народе был пущен слух, что эмиссары еврейских "мудрецов" и старейшин привезли с собой мешочки с ядом - не то из Стамбула, не то из Иерусалима - и евреи стали систематически отравлять колодцы для того, чтобы истребить христиан. В большинстве европейских стран это обвинение привело к уничтожению целых еврейских общин. В германских странах были убиты все евреи мужчины, женщины и дети - в сотнях городов.
Преследования такого рода и в таких размерах были исключительным явлением даже в средние века и, обычно, имели место лишь в периоды бедствий, мятежей и вспышек религиозного фанатизма. В нормальных условиях власти ограждали евреев от грабежа и насилий. Были установлены юридические нормы, определявшие положение евреев. Евреям выдавались грамоты, в которых были формулированы их права, мера предоставляемой им защиты, дозволенные им занятия и границы самоуправления во всем, что касается их внутриобщинной жизни. Эти грамоты "привилегии" - легли в основу "уложений о евреях" в христианских государствах. Евреи старались добиться, по мере возможности, расширения своих прав. Привилегии менялись в зависимости от того, в какой степени власти нуждались в экономических услугах евреев, а также от колебаний в настроении народных масс по отношению к ним и от влияния церкви. Переговоры о предоставлении привилегий велись евреями, пользовавшимися некоторым влиянием при дворах правителей. Они посвящали свои {297} силы делу защиты своих единоверцев от насилия окружающей среды.
Доказывая огромную экономическую пользу, которую деятельность евреев приносила государству, они отстаивали свои требования при составлении привилегий и следили за их проведением в жизнь, в особенности же за их соблюдением в периоды беспорядков и погромов. В привилегиях отражаются требования евреев, связанные с их значением в экономической и общественной жизни христианского окружения в средние века. Церковь утверждала, что в наказание за распятие Христа евреи обречены на вечное рабство. В глазах германских народов чужестранцы ("гости") всегда считались "королевскими рабами", и к этой категории причислялись также евреи. Король обеспечивал их личную неприкосновенность, а также неприкосновенность их имущества. До первого крестового похода такое юридическое положение не стесняло евреев в их правах. Лишь с начала этой эпохи во всех странах Западной Европы все больше подчеркивается "рабская зависимость" евреев.
В конце двенадцатого столетия испанские юристы постановили, что евреи и "сарацины", т. е. мавры - "королевские рабы". В XIII в. английский король вынес решение, по которому право жительства в стране могут получить только евреи, приносящие пользу королю. В этом же столетии германский император Фридрих II дает новое определение положения евреев - "рабы нашей казны" (servi camerae nostrae), "камеркнехты".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки по истории еврейского народа"
Книги похожие на "Очерки по истории еврейского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа"
Отзывы читателей о книге "Очерки по истории еврейского народа", комментарии и мнения людей о произведении.