» » » » Михаил Чванов - Загадка гибели шхуны «Святая Анна». По следам пропавшей экспедиции


Авторские права

Михаил Чванов - Загадка гибели шхуны «Святая Анна». По следам пропавшей экспедиции

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Чванов - Загадка гибели шхуны «Святая Анна». По следам пропавшей экспедиции" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательский дом «Вече», год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Чванов - Загадка гибели шхуны «Святая Анна». По следам пропавшей экспедиции
Рейтинг:
Название:
Загадка гибели шхуны «Святая Анна». По следам пропавшей экспедиции
Издательство:
ООО «Издательский дом «Вече»
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-9533-2091-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Загадка гибели шхуны «Святая Анна». По следам пропавшей экспедиции"

Описание и краткое содержание "Загадка гибели шхуны «Святая Анна». По следам пропавшей экспедиции" читать бесплатно онлайн.



В 1912 г. Северным морским путем отправилась парусно-паровая шхуна «Св. Анна». Возглавил эту экспедицию лейтенант флота Георгий Львович Брусилов. Отплыв летом из Санкт-Петербурга, уже в октябре судно попало в ледовый плен у берегов Ямала и начало дрейф на север. На Большую землю вернулись только два человека — штурман Валериан Альбанов и матрос Александр Конрад. Их четырехсоткилометровый переход по дрейфующим льдам к Земле Франца Иосифа вошел в историю полярных исследований. Для писателя Вениамина Каверина Альбанов стал прототипом штурмана Климова в романе «Два капитана».

В настоящее издание включены две работы — книга-расследование писателя Михаила Чванова об экспедиции Г. Л. Брусилова и книга штурмана В. Альбанова, давно ставшая библиографической редкостью.






39

С того направления высоким островом им казалась северная часть острова Георга.

40

Вероятно, полярный мак.

41

Ср.: F. Jackson. A thousand days in the Arctic. London — New York, 1899, page 359. — Прим. автора.

42

Один из видов рода поморников — Прим. ред. первого издания.

43

Южный мыс острова Земля Георга.

44

На современных картах — залив Грея, вдающийся в юго-западный берег Земли Георга.

45

На современных картах обозначается: о. Мейбл.

46

На современных картах обозначается как «ледник Вустер» — на северо-западе Земли Александры.

47

Могила Нильсена впоследствии не была обнаружена. В память о нем бухта западного берега острова Белль была названа «бухта Нильсена».

48

На современных картах обозначается: «пролив Майерса».

49

Эта полярная история описывается в книге Ле Руа «Приключения четырех российских матросов, к острову Шпицбергену бурею принесенных». М., Мысль, 1975.

50

Нет ничего удивительного в том, что В. И. Альбанов при виде построек на островах, принадлежащих России, в первую очередь ожидал встречи не со своими соотечественниками, а с «каким-нибудь норвежцем или англичанином с трубкой в зубах». В те годы на севере России наблюдалась особенно беззастенчивая деятельность иностранных зверобоев и рыбаков. Несмотря на официальный запрет российского правительства, норвежские промышленники устраивали промысловые зимовки на Новой Земле, норвежские и английские промысловые суда хищнически истребляли морского зверя и рыб в русских водах. По статистическим данным, английские траулеры выловили за три года (с 1909 по 1911) у наших мурманских берегов 3,2 млн пудов рыбы, почти в два раза больше, чем русские за этот же период. В 1913 году норвежцы имели в наших водах до 90 зверобойных судов, добывших в течение года около 1 млн штук морских зверей, в то время как 10 русских зверобойных судов добыли немного более 62 тыс. голов (прим. к изданию 1953 года).

Надо к тому еще заметить, что официальное провозглашение Земли Франца-Иосифа российской территорией и подъем русского государственного флага на мысе Флора состоялись только в конце августа 1914 года. Это было сделано спасательной экспедицией на судне «Герта», прибывшей на поиски экспедиции Г. Я. Седова уже после ухода «Св. Фоки» с мыса Флора. Узнав из записки В. И. Альбанова о пропаже четырех человек на Земле Георга, «Герта» подходила к мысу Гранта, но никого там не обнаружила.

51

Эта доска ныне хранится в Музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.

52

Консервированный корм для собак, в состав которого входят мясо, китовый жир, гороховая мука и т. д.

53

Экспедиция была снаряжена на средства американского капиталиста Циглера и возглавлялась фотографом Фиала. В литературе иногда называется экспедицией Циглера — Фиала. Пыталась в 1903 году достичь Северного полюса с острова Рудольфа на пони и собаках.

54

Эта стенная газета хранится ныне в Музее Арктики и Антарктики.

55

В жестяной запаянной банке находилась записка заместителя начальника Седовской экспедиции П. Г. Кушакова о местонахождении и положении экспедиции. Записка была доставлена с места зимовки судна экспедиции «Св. Фоки» в бухте Тихой, на острове Гукера Н. В. Пинегиным на собаках в конце марта 1914 года — Прим. Н. В. Пинегина.

56

Надставленная часть мачты, служащая ее продолжением. На парусных судах их может быть до четырех.

57

П. Г. Кушаков в 1915 году возглавит строительство радиостанции на острове Диксон и до августа 1917 года будет ее начальником.

58

Визе Владимир Юльевич — выдающий советский ученый и полярный исследователь, член-корреспондент АН СССР, лауреат Сталинской премии, участник ряда полярных экспедиций.

59

В этом месте дневника В. И. Альбанова содержится ошибка. В. Ю. Визе зимой на мыс Флора не приходил. Почта экспедиции Седова была доставлена туда Н. В. Пинегиным. Он же привел в порядок постройку, избранную В. И. Альбановым для житья. Эта постройка была возведена экспедицией Фиала из бамбуковых палок и, по-видимому, остатков зимовья Ли-Смита. Н. В. Пинегин, очистив эту постройку от заполнявшего ее льда и мусора, построил нары, стол и перенес в нее из джексоновского дома железную печь. — Прим. Н. В. Пинегина.

60

Паровая яхта «Эйра», именем которой была названа упоминаемая выше гавань, шотландского исследователя Ли-Смита была раздавлена льдами у мыса Флора летом 1881 года. Перезимовав в хижине, построенной из обломков яхты, участники экспедиции на шлюпках добрались до Новой Земли.

61

Дом Ли-Смита выстроен по типу норвежских дощатых построек довольно прочно. Никаких оттяжек на доме не имеется. Этот дом был построен английским яхтсменом Ли-Смитом в 1880 году в качестве убежища на случай гибели судна. В действительности же Ли-Смиту не пришлось воспользоваться домом, так как во время крушения яхты «Эйра» пролив между островами Нордбрука и Белль оказался заполнен непроходимым для шлюпок льдом. Кроме довольно холодного приюта, в этом доме. Альбанов ничего бы не нашел. Дом не вполне достроен, без печей.

Некогда Джексон устроил в домике склад провианта, но, видимо, сам же использовал его, так как при посещении Н. В. Пинегиным 31 марта 1914 года в домике имелось всего 5–6 банок консервов и 150 килограммов каменного угля. — Прим. ред. к первому изданию.

62

Утлегарь — рангоутное дерево (брус) на носу парусных судов.

63

Бывший норвежский промысловый барк «Geyser», построенный в 1870 году. — Прим. ред. к первому изданию.

64

Больные ногами на «Фоке» хворали цингой. Сведение ног — одно и частных последствий этой болезни. — Прим. Н. В. Пинегина.

65

Возвышенная носовая часть судна в виде короткой сплошной — от борта до борта — надстройки.

66

Верхняя часть борта судна; борт выше верхней палубы.

67

Ныне наименование Гольфстрим относят только к объединенному Флоридскому и Антильскому течениям, оканчивающимся гораздо западнее, около Ньюфаундленда.

68

Название нескольких мысов на побережье Северного Ледовитого океана. В данном случае — мыс на Кольском полуострове на берегу Баренцева моря между Терским и Мурманским берегами.

69

Русское парусно-гребное деревянное беспалубное судно, имеющее 1–2 небольшие мачты, грузоподъемностью 2,5–4 тонны, длиной около 10 метров. Использовалось главным образом для прибрежного рыбного промысла на Белом море и у Мурманского побережья.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Загадка гибели шхуны «Святая Анна». По следам пропавшей экспедиции"

Книги похожие на "Загадка гибели шхуны «Святая Анна». По следам пропавшей экспедиции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Чванов

Михаил Чванов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Чванов - Загадка гибели шхуны «Святая Анна». По следам пропавшей экспедиции"

Отзывы читателей о книге "Загадка гибели шхуны «Святая Анна». По следам пропавшей экспедиции", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.