Шалва Амонашвили - Созидая человека
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Созидая человека"
Описание и краткое содержание "Созидая человека" читать бесплатно онлайн.
— Не могут, потому что у растений не бывает рук, чтобы что-либо схватить, и еще у них нет зубов, чтобы съесть схваченное. Не будет же растение гоняться за зайцем, чтобы схватить и съесть его?
— Ты так и доказывал своей подруге?
— Да, и она согласилась, сказала, что, наверное, ошиблась…
— Может быть, было бы лучше проверить все это? А вдруг она права?
— А как проверить?
Мы шли из школы. По дороге — детская библиотека. Мы зашли в библиотеку и объяснили доброй тете-библиотекарше, какой нас интересует вопрос.
Она предложила нам поискать ответ в Детской энциклопедии «Что такое. Кто такой». В третьем томе мы и наткнулись на «что такое»: «Растения-хищники». Стало ясно, что кто-то девочке из этого томика вычитал или рассказал о растениях, которые вправду умеют ловить и охотиться за комарами и мошками и таким образом «подкармливаются» ими.
Мы с тобой с большим интересом прочли статью о растениях-хищниках, долго рассматривали цветные рисунки этих растений.
— Как теперь быть? Ведь девочка оказалась права! — Ты молчишь. — Как ты думаешь, как бы я поступил на твоем месте?
— Завтра, когда я увижу ее в школе, скажу, что она была права. Она еще не все знала о растениях-хищниках, я расскажу ей!
Я одобряю такое намерение.
На твои «почему» и «а что, если» ты редко получал от нас прямой ответ. Мы или направляли твои суждения, чтобы ты сам нашел ответ, или учили тебя пользоваться справочной литературой.
Мы предлагали твоему уму разные познавательные задачи: загадки, ребусы, кроссворды, занимательные примеры по языку и математике. Я искал их в методических книгах, детских журналах, придумывал сам. Из класса в класс задачи усложнялись. Вот некоторые из них.
Мы находимся в лесу. Осень. Солнце.
— Давай, измерим, каждый для себя, сколько шагов между этими деревьями. А потом скажем, у кого сколько получилось!
Ты согласен. Мы выбираем точки от и до и начинаем мерить.
— Расстояние пятнадцать шагов! Я удивлен:
— Как? У меня получилось 10!
Ты в подготовительном классе, до шести лет не хватает еще трех месяцев. И потому твой ответ не удивляет меня.
— Ты, наверное, ошибся… Вот, смотри! Ты начинаешь шагать и громко считать: Раз, два… десять… пятнадцать! Вот видишь?" Я поступаю так же:
— Раз, два, три… десять! Вот видишь? Ты задумываешься:
— Давай, измерим вместе!
Мы становимся бок о бок у дерева и начинаем одновременно шагать. Ты считаешь громко:
— Раз, два, три, четыре…
Но получается, что я оказываюсь впереди, а ты отстаешь, и когда ты сказал "десять", я уже был у второго дерева.
— Почему ты бежишь! Иди вместе со мной! Опыт повторяется еще несколько раз.
— Почему ты делаешь такие длинные шаги?
— А у меня такие шаги!
— Я понял… ты измеряешь длинными шагами, а я короткими, потому и получается такая путаница! — Ты радуешься своей догадливости…
Но какое же расстояние между этими деревьями, неужели нельзя установить? Я еще не вполне "понимаю", в чем дело. Ты объясняешь:
— Моими шагами расстояние между этими деревьями пятнадцать шагов, твоими же шагами — десять… У тебя же большие шаги, понимаешь?
— Ага, да-да, понял! — И тут же предлагаю тебе измерить то же расстояние другими мерками — палками, у которых Длина разная…
Ты знал всего шесть или семь букв, когда я предложил тебе следующего рода задачи: на листке бумаги рисовал два кружка, а в них записывал по десять-пятнадцать букв, среди которых три-четыре были тебе знакомы, остальные же еще не изучены в школе, а затем давал тебе разные задания.
"Вот тебе карандаш. Перечеркни в этих кружках все буквы, которые ты еще не знаешь". Или же: "Соедини красными линиями знакомые тебе буквы из первого кружка с теми же буквами из второго… Соедини синими линиями незнакомые тебе буквы из первого кружка с теми же буквами из второго". Тебя увлекли такие задания. Ты начинал сам разгадывать значение незнакомых тебе букв или же заставлял нас всех дома учить тебя буквам, и получилось так, что ты научился грамоте почти на полтора месяца раньше, чем это полагалось по школьной программе.
Среди сочиненных мною задач тебя и твоих товарищей особенно позабавила одна, которую вы решали в течение нескольких дней. Ты был тогда во втором классе. К тебе пришли двое одноклассников поиграть. Я тоже играл вместе с вами в настольный футбол. В доме стоял гул, какой бывает на стадионе, когда забивают гол в ворота противника. Во время перерыва я рассказал вам историю, она привлекла ваше внимание, и вы все потребовали карандаши и бумагу, чтобы заняться вычислениями.
Знаете ли вы, что, оказывается, сын может стать старше своего отца?
Такое, конечно, вы никогда не слыхали, разве что в сказках. Поэтому к моему заявлению отнеслись недоверчиво:
— Такого не может быть никогда!
Я должен был поколебать вашу уверенность.
— Оченьдаже может быть. Вчера я встретился в троллейбусесо своим другом, математиком. Паата его знает. И онрассказал мне, что один ученый-математик с помощьюрасчетов пришел к выводу, что сын может догнать и перегнатьв возрасте своих родителей. Так что могут появиться маленькие папы и взрослые сыновья.
Вы все уже заинтригованы. Я рассказываю вполне серьезно, ссылаюсь на науку и авторитет друга. Это правдоподобное введение в мою задачу насторожило вас. Вы забыли о том, что истекло время перерыва между таймами нашей футбольной игры. Пользуясь этим, я продолжаю:
— Вот смотрите: если отцу девятнадцать лет, а сыну один год, то выходит, что отец старше своего сына в девятнадцать раз. Правда? (Вы, разумеется, согласны). Через год отцу будет двадцать лет, сыну — два года. Значит, отец теперь уже будет старше сына в десять раз. а не в девятнадцать. Тоже верно? (У вас конечно, не возникают сомнения, что это действительно так, но я замечаю, как вы удивлены.) Проходит еще год — отцу уже двадцать один год, сыну — три года. Значит, во сколько раз теперь отец будет старше своего сына? ("В семь раз!" Вы уже включаетесь в вычисления!) Через пятнадцать лет сколько будет отцу? ("тридцать шесть" I). А сыну ("восемнадцать"). Так во сколько же раз отец будет старше сына? ("В два раза!") Вы уже верите в мою задачу! Видите, как сын догоняет отца. Надо теперь высчитать, когда они станут равны по возрасту и когда сын перегонит своего отца!..
— А что сказал дядя-математик, через сколько лет это наступит?
— Он не успел рассказать историю до конца, он сошел с троллейбуса раньше!
Вы бросаетесь к карандашам и бумагам и приступаете к вычислениям. Построили длинные столбики чисел. Ясно видно, разрыв в возрасте отца и сына сокращается катастрофически, Вы начинаете путаться в своих вычислениях, пробуете начать все заново и расходитесь с намерением продолжить решение задачи дома.
Все это время я тоже вместе с вами вычислял разрыв в возрасте отца и сына, я тоже путался в цифрах и тоже выражал решимость поработать вечером.
Ты и твои товарищи были заняты вычислениями и на второй, и на третий день, вовлекли в это дело и других в классе. И разумеется, в конце концов все пришли к выводу, что надо вычислять, не во сколько раз "молодеет" отец, а на сколько он старше своего сына. Вот эта разница никак не может измениться.
Вся эта затея, по моим наблюдениям, напрягла твои умственные способности и дала тебе еще одну возможность пережить радость познания.
А когда ты был уже в третьем классе, я задал тебе очередную задачу, достаточно известную из книжек по занимательной математике. Ты, конечно, ее не знал.
— Могу поспорить, что ты не сможешь справиться с этой задачей!
Ты в это время занят рисованием.
— А какая задача? Почему не смогу справиться?
— Да потому, что она потребует от тебя большого терпения, точности, внимания.
— Скажи, пожалуйста, какая твоя задача!
— Слушай. Встретился в поезде один богатый человек с нищим математиком и начал хвастаться, как много у него денег. "Хоть я и не знаю столько наук, сколько ты, какая же польза тебе от твоей математики, раз ты такой нищий? — сказал он ученому. — Я разбогател, зная только простую арифметику сложения и умножения". — "А вы уверены, что хорошо знаете вычитание и умножение?" — спросил математик. "Еще бы!" — ответил тот. "А не хотите ли вы, чтобы в течение месяца каждый день я приносил бы вам сто тысяч рублей, а вы взамен в первый день дали бы мне одну копейку, на другой день — две копейки, на третий — четыре копейки, на четвертый — восемь копеек?" — "То есть ты будешь приносить мне каждый день сто тысяч рублей, а взамен будешь брать у меня копейки?"— удивился богач. "Да буду приносить сто тысяч, а вы взамен давайте мне сумму, вдвое большую, чем накануне". Богатый не захотел упускать случая нажиться и тут же заключил пари. "Давайте начнем с 1 марта". — "Согласен". — "Будем держать пари до 31 марта включительно", — пожадничал богатый. "Согласен". И они приступили к выполнению своих обещаний, как договорились. Тебя заинтересовала эта история. — А дальше?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Созидая человека"
Книги похожие на "Созидая человека" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Шалва Амонашвили - Созидая человека"
Отзывы читателей о книге "Созидая человека", комментарии и мнения людей о произведении.