» » » » Ален Демурже - Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв.


Авторские права

Ален Демурже - Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв.

Здесь можно скачать бесплатно "Ален Демурже - Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ален Демурже - Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв.
Рейтинг:
Название:
Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв.
Издательство:
Евразия
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-8071-0286-7, 978-5-8071-0274-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв."

Описание и краткое содержание "Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв." читать бесплатно онлайн.



Как христианизировать войну? Как обеспечить себе вооруженную силу, склонную верно и постоянно стоять на защите христианства и выполнять свою миссию борьбы с неверными? На два этих вопроса средневековое христианство ответило, создав, не без некоторого сопротивления, оригинальные институты — военно-монашеские ордены. Гибриды «чудовищ», по выражению Исаака Стеллы, живущих, как монахи, по уставу — бенедиктинскому или августинскому, но не совсем монахов, действующих, как рыцари, но не по образу тех представителей аристократической касты, которые всегда готовы схватиться между собой, не мирских рыцарей, поносимых святым Бернардом, а рыцарей Христа, «облаченных в доспехи из железа и доспехи веры». Реконкиста и крестовые походы способствовали тому, что эти ордены широко распространились в Святой земле, в Испании и на берегах Балтийского моря. По мере укрепления независимости монархий от папской власти, растущего недоверия монархов к этим военным силам, порой ставшим настоящими государствами, по мере того как служение миссии все больше подменялось простой воинственностью, военно-монашеские ордены понемногу теряли жизнеспособность и были вынуждены вновь обратиться к благотворительной деятельности. Тогда родились легенды и слухи, которые разоблачает современный историк, в то же время отдавая справедливость этим ярким свидетельствам коллективного воображения средневековых людей, сделав прекрасный обзор этих легенд.






Знамя Госпиталя представляло собой красный продолговатый вертикальный прямоугольник с косицами и белым крестом на полотнище. Похоже, его истоки надо искать в надгробном покрове, который возлагали на тело усопшего брата, описанном в статутах 1182 г.: серебряный (белый) крест на червлени (на красном)[711]. Орден Сантьяго почти сразу получил право носить знамя святого Иакова. В конце средневековья на знаменах цистерцианских орденов был орденский крест на белом фоне.

У Тевтонского ордена было три знамени. Виганд Марбургский рассказывает, что в 1385 г.

магистр со своими служащими и многочисленными паломниками (речь идет о присутствовавших западноевропейских дворянах) решил отправиться в большую Reise [поход (нем.)] против язычников. Они вторглись на вражескую территорию с развернутыми знаменами: первым было знамя святого Георгия, за ним знамя паломников, потом знамя блаженной Девы, оно же знамя ордена, с орлом и крестом[712].

На самом деле автор путает здесь знамя Девы со знаменем генерального магистра. Последнее, изображенное в сборнике знамен этого ордена, составленном Я. Длугошем («Banderia Prutenorum»), имеет форму белого прямоугольника с косицами и украшено большим черно-белым крестом с орлом на пересечении перекладин[713].

Печати

Печати — это бесспорно знаки идентичности. Магистр ордена Храма имел буллу (boule, или bulle), матрицу, позволявшую отливать двустороннюю свинцовую печать; она хранилась в кошеле, и брат, который бы в гневе сломал ее, за этот тяжкий проступок лишался облачения[714]. Печать магистра могла считаться печатью ордена. Но она была не единственной — каждый сановник имел собственную. В ордене Госпиталя, как и у тевтонцев, делали различие между печатью магистра и печатью монастыря (в первом) и печатью генерального капитула (у вторых). В 1278 г. генеральный капитул Госпиталя постановил создать общую печать для магистра и монастыря, чтобы запечатывать все акты, требующие их совместного участия[715]. У магистров или приоров провинций, командоров или бальи тоже были печати, очень часто собственные. Отсюда очень большое разнообразие печатей. Но, во всяком случае, магистерские печати и печати главных сановников не менялись в течение всей истории орденов. Самая известная печать ордена Храма — не самая распространенная. Имеется в виду знаменитая печать, изображающая двух рыцарей на одном коне, которую современники ордена толковали очень просто — как символ бедности либо как символ солидарности. Первоначально это была контрпечать (обратная сторона) буллы магистра, потом она стала печатью визитера ордена на Западе. На печати магистра фигурирует собор под названием «Купол над скалой», Templum Domini [Храм Господень (лат.)] латинян, самый символический памятник на эспланаде Храма, но не зависевший от ордена Храма. Надо уточнить, что первоначально орден Храма получил для размещения не только часть королевского дворца в мечети аль-Акса, но также, от каноников Templum Domini, часть стены эспланады, на которую выходила резиденция Храма[716]. На печати магистра Франции показан купол церкви парижского Тампля.

У магистра Госпиталя было две печати: свинцовая булла и восковая печать. На лицевой стороне первой представлен магистр, стоящий на коленях перед патриаршим крестом, на обратной, символизирующей милосердную функцию ордена, — больной, лежащий на ложе. Но это может быть и изображением Христа. Восковая печать имела только одну сторону, где была изображена голова магистра с крестом. Каждый сановник имел свою восковую печать: например, у маршала — рыцарь, держащий знамя[717]. На печати ордена святого Лазаря изображался прокаженный со своей трещоткой[718]. Упомянем орла с тевтонских печатей. Наконец, многие печати просто изображали эмблему ордена: меч у Меченосцев, Богоматерь с младенцем в центре восьмиконечной звезды у ордена святой Марии Испанской и т. д.[719]

Итак, облачение, эмблема, печать характеризовали орден как таковой. Но в понятие «облачение» (habitus) входили и другие знаки, связанные с физическим обликом или манерой поведения[720]. Они также должны были давать возможность различать братьев разных орденов. Святой Бернард противопоставлял «мирским рыцарям», с длинными завитыми волосами и в слишком широких одеждах, нового рыцаря Христова, который носит коротко остриженные волосы и бороду всклокоченную, но короткую[721]. В самом деле, устав ордена Храма и устав тевтонцев дают указания в отношении волос и бороды боевых братьев; что касается братьев-капелланов, им следовало иметь тонзуру и не носить бород[722]. Когда начался процесс против тамплиеров, многие побрились — чтобы не быть опознанными или в знак разрыва с орденом. Борода была отличительным знаком отшельников и паломников, а также цистерцианских конверсов[723]. Носили ли ее рыцари иберийских орденов, подчиненных Сито? Братья Сантьяго, судя по уже упоминавшемуся изображению из кастильского «Tumbo menor», носили[724]. Длинные бороды и длинные волосы, которыми иллюстраторы XIX в. украшали тамплиеров и госпитальеров Святой земли, обычно убеленных сединами и изможденных, — выдумка чистой воды. Это борода мирских рыцарей, а не того нового племени рыцарей, которое восхвалял святой Бернард!

Часть третья

Упадок, кризис, адаптация? (XIV–XVI вв.)

Глава 13

Кризисы и трудности (около 1270–1330 гг.)

После падения Акры в мае 1291 г. в Восточном Средиземноморье осталось только два христианских государства — королевство Кипр (до 1566 г.) и царство Киликийская Армения (до 1373 г.). Там присутствовали и военно-монашеские ордены, но очевидно, что вытеснение из Сирии и Палестины лишило их территории борьбы и оправдания существования. Начался кризис, и процесс против ордена Храма стал лишь самым наглядным его проявлением, однако кризис затронул также Тевтонский орден и госпитальеров. Этот общий недуг обнаруживает всю свою сущность, если его рассмотреть в религиозном и политическом контексте конца XIII в.

Конец латинских государств и эвакуация военных орденов на Кипр

Людовик Святой еще находился в плену, когда в 1250 г. в Каире произошел переворот, в результате которого был свергнут последний султан из династии Айюбидов (династии Саладина) и власть перешла к мамелюкам. Это были вольноотпущенники, выходцы из понтийских и кавказских земель, люди, из которых состояли сильнейшие полки в египетской армии. Конфликты между вождями мамелюков затянули стабилизацию режима до воцарения султана Бейбарса (1260–1277). Бейбарс и его преемники сначала овладели мусульманскими Сирией и Палестиной, а потом за несколько походов, чередовавшихся с перемириями, уничтожили латинские государства: княжество Антиохийское исчезло в 1268 г., Крак-де-Шевалье пал в 1271 г., Триполи — в 1289 г. и город Акра — 18 мая 1291 г. В тот день в боях за Акру были смертельно ранены маршал госпитальеров Матвей Клермонский и магистр ордена Храма Гильом де Божё; башня Храма держалась еще десять дней, пока 28 мая не обрушилась как на последних защитников, так и на осаждающих. Члены военных орденов и прежде всего тамплиеры способствовали тому, чтобы на нескольких итальянских судах часть жителей вывезли и доставили на Кипр[725]. За последующие недели были эвакуированы последние береговые крепости, которые уже нельзя было удержать: Тир, Бейрут, Сидон, Тортоса и, наконец, 14 августа 1291 г. — Шато-Пелерен.

Несправедливо говорить, что Запад оставался равнодушным к судьбе латинян Востока в течение двадцати-тридцати лет до катастрофы; но попыткам, сделанным после первого крестового похода Людовика Святого (1248–1254), не хватало серьезности и масштаба. Покидая Палестину в 1254 г., Людовик Святой оставил там сто рыцарей, содержащихся полностью за счет французской королевской казны[726]; его примеру последовал английский король Эдуард I. Эти постоянные отряды, прослужившие до конца Иерусалимского королевства, добавились к вооруженным силам, тоже постоянным, военных орденов. Это была попытка создать новую стратегию обороны оставшихся латинских твердынь. С расчетом на Второй Лионский собор 1274 г. папа Григорий X устроил опрос на предмет того, как лучше помочь Святой земле (In subsidium Terrae sanctae). Трактаты, написанные клириками (их было четыре), как и устные высказывания короля Арагона или магистра ордена Храма (которые присутствовали на соборе), указывали, что настоятельно необходимо срочно мобилизовать и направить эффективные подкрепления, не пытаясь пока организовать крестовый поход, то есть требовали того, что называлось тогда «частной переправой» (passagium particulare). Тем не менее папа, вопреки всем ожиданиям, выбрал крестовый поход (общую переправу, passagium generale), но его смерть прервала осуществление этого проекта.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв."

Книги похожие на "Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ален Демурже

Ален Демурже - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ален Демурже - Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв."

Отзывы читателей о книге "Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.