» » » » Ален Демурже - Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв.


Авторские права

Ален Демурже - Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв.

Здесь можно скачать бесплатно "Ален Демурже - Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ален Демурже - Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв.
Рейтинг:
Название:
Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв.
Издательство:
Евразия
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-8071-0286-7, 978-5-8071-0274-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв."

Описание и краткое содержание "Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв." читать бесплатно онлайн.



Как христианизировать войну? Как обеспечить себе вооруженную силу, склонную верно и постоянно стоять на защите христианства и выполнять свою миссию борьбы с неверными? На два этих вопроса средневековое христианство ответило, создав, не без некоторого сопротивления, оригинальные институты — военно-монашеские ордены. Гибриды «чудовищ», по выражению Исаака Стеллы, живущих, как монахи, по уставу — бенедиктинскому или августинскому, но не совсем монахов, действующих, как рыцари, но не по образу тех представителей аристократической касты, которые всегда готовы схватиться между собой, не мирских рыцарей, поносимых святым Бернардом, а рыцарей Христа, «облаченных в доспехи из железа и доспехи веры». Реконкиста и крестовые походы способствовали тому, что эти ордены широко распространились в Святой земле, в Испании и на берегах Балтийского моря. По мере укрепления независимости монархий от папской власти, растущего недоверия монархов к этим военным силам, порой ставшим настоящими государствами, по мере того как служение миссии все больше подменялось простой воинственностью, военно-монашеские ордены понемногу теряли жизнеспособность и были вынуждены вновь обратиться к благотворительной деятельности. Тогда родились легенды и слухи, которые разоблачает современный историк, в то же время отдавая справедливость этим ярким свидетельствам коллективного воображения средневековых людей, сделав прекрасный обзор этих легенд.






На этих трех территориях — Святая земля, Испания, Пруссия и Ливония — появление и действия какого-то военно-монашеского ордена считались сами собой разумеющимися. В крайнем случае еще в латинских государствах Греции, образованных после Четвертого крестового похода, где они, однако, играли лишь второстепенную роль[941]. Но в остальных местах?

Ордены Храма и Госпиталя, а также Сантьяго присутствовали на территориях, где папа Иннокентий III организовал крестовый поход против еретиков-катаров Лангедока, — потому что у них в этом регионе были командорства, а не потому, что они воевали с этими еретиками. Тем не менее тамплиеры входили в группу духовенства, участвовавшую в крестовом походе принца Людовика, сына Филиппа Августа, в 1219 г., но это почти и всё[942]. Папство призывало военные ордены к борьбе с императором Фридрихом II на Святой земле и на Кипре, но только в 1267 г. оно потребовало от госпитальеров Южной Италии денежного вклада для поддержки крестового похода Карла Анжуйского против последнего из Штауфенов, Конрадина, внука Фридриха II[943].

Папство не настаивало. С одной стороны, оно знало, что ордены не спешат включаться в борьбу на этой территории, а с другой — сознавало, что, ставя их на службу своей европейской политике, может вызвать их раскол и позволит государствам выдвинуть притязания на «свои» военные ордены. Во время борьбы в Италии между Фридрихом II и папой ордены занимали неустойчивую позицию; во время крестового похода, организованного в 1285 г. против арагонского короля папой, чьим орудием был король Франции Филипп III, тамплиеры и госпитальеры арагонской короны поддержали своего суверена. А французские тамплиеры выступили на стороне короля Филиппа Красивого против папы Бонифация VIII. Таким образом, если папство хотело, чтобы ордены оставались орудием на службе церкви, веры и крестового похода, не надо было их использовать за пределами их естественной сферы действия. На других фронтах оно избирало другие средства. Оно возвращалось к истокам, к рыцарям святого Петра Григория VII или к рыцарским братствам Испании. Для борьбы с еретиками или политическими противниками оно предпочитало создавать более гибкие институты, приспособленные для решения строго определенной задачи[944].

В Лангедоке крестовый поход и кампании Симона де Монфора завершились взятием Тулузы и оккупацией части региона крестоносцами, пришедшими из Иль-де-Франса, но сын Монфора Амори был изгнан из Тулузы. Именно в этом контексте надо рассматривать создание между 1218 и 1221 гг. организации, претендовавшей на звание военного ордена, — «Рыцарства веры Иисуса Христа». 7 июня 1221 г. Гонорию III поступила просьба утвердить этот орден, который борется с ересью и с теми, кто восстает против веры святой церкви[945]. Орден якобы следовал уставу ордена Храма. Ничего не известно ни о первом магистре этого ордена, Пьере Савари, ни о его комплектовании, ни о его деятельности. Некоторые считают, что орден исчез после заключения в 1229 г. Парижского договора, расчленившего графство Тулузское; он якобы был поглощен орденом Сантьяго, о котором известно, что в 1231 г. тот присутствовал в этой французской провинции[946]. Но А. Дж. Фори отмечает, что после 1221 г. никаких упоминаний о нем нет и, значит, нет оснований утверждать, что он просуществовал так долго; может быть, он вообще не появился на свет, а папские акты 1221 г. связаны скорее с замыслом, чем с реальностью[947]. Доказывая, что этот орден присоединили к Сантьяго, часто ссылаются на письмо Григория IX за 1231 г., но гораздо вероятней, что оно относится к другому братству Юго-Западной Франции, основателем которого, как считается, был архиепископ Ошский, — ордену святого Иакова Меча, или «Веры и Мира», созданному не ранее 1227 г. Центр его находился в Гаскони, патронировало его виконтство Беарнское, и следовал он уставу ордена Сантьяго. Как указывает его название, он должен был соблюдать мирное послушание и не имел миссии борьбы с ересью.

Среди благотворителей этого ордена были виконт Беарнский и его жена, несомненно причастные к основанию каталонского монастыря Сан-Винсенте-де-Хункерас в 1212 г. Присоединили ли они этот монастырь в 1234 г. к ордену «Веры и Мира»? В 1269 г. этот монастырь стал одним из женских монастырей ордена Сантьяго, но Мария Эчанис Санс, исследовательница женского монашества в Сантьяго, ничего не говорит о такой связи[948]. Впрочем, орден «Веры и Мира» почти не оставил документальных следов и исчез после 1273 г.

В 1233 г. в Парме основали «Рыцарство Иисуса Христа», представлявшее собой всего лишь братство благочестивых мирян, обязанных только послушанием магистру и не дававших обетов. Собратья его были выходцами из пармской знати, из среды, охваченной движением «Аллилуйя» — движением мира и молитвы, которое пропагандировали доминиканцы. Для церкви это было средством привлечь дворян, чтобы они не примкнули к гибеллинской партии[949]. Это братство сформировалось внутри «Рыцарства блаженной и преславной Девы Марии», более известного под названием «Fratri gaudenti» [Веселящиеся братья (итал.)]. Статуты этого основанного в Болонье ордена, составленные на основе августинского устава, папа Урбан IV утвердил 23 декабря 1261 г.; в них были записаны следующие цели: «Они смогут также носить оружие для защиты католической веры и свободы Церкви»[950]. В этой идее свободы церкви, которой угрожают ее противники-гибеллины, ясно просматривается политическая направленность. Орден очень скоро получил скандальную известность, которую ему принесло название «веселых» братьев или, точнее, «искателей наслаждений»[951].

Против турок: истинные военные ордены

Другую направленность имели малые военные ордены, учреждавшиеся с XIV в. С одной стороны — потому что появлялись на более традиционной для крестовых походов территории, на Востоке, с другой — потому что часто представляли собой вариации орденов и девизов светского рыцарства, которые я упоминал во вступлении. Все эти ордены, кроме одного, были светскими учреждениями, более или менее напрямую связанными с крестовыми походами и борьбой против турок. Таким был орден святой Екатерины, один из первых орденов светского рыцарства, основанный дофином Вьеннским Гумбертом до его отплытия в Эгею для борьбы с турками в 1344 г.[952] Или еще более явно связанный с крестовыми походами «li ordre croisié du collier» [крестоносный орден Ожерелья (ст. — фр.)], основанный графом Амедеем VI Савойским в момент, когда он давал обет крестоносца в 1363 г.[953] Карл III Дураццо, король Иерусалима и Неаполя (1381–1386), в декабре 1381 г. основал «орден Корабля». Ссылаясь на опасности, грозящие церкви и вере, он провозглашал свое желание «отправиться за море, дабы отомстить за смерть Господа Нашего Иисуса Христа и вырвать Святую землю из рук неверных, и передать ее в руки христиан…» Спутники должны будут помогать королю против всех и «прибыть и являться в завоевании королевства Иерусалимского и выступа Сицилии, Константинопольской империи и графства Прованса и Пьемонта»[954]. Можно отметить, что не требовалось никакого монашеского обета, что Иерусалим как цель, вполне оправданная ссылками на религиозные соображения, был прежде всего целью номинального иерусалимского короля, а уж потом крестоносца и что связи, соединяющие «спутников» с монархом, носили прежде всего феодальный характер.

Сеньоры средней руки довольствовались учреждением «девиза» (devise). Номпар де Комон, мелкий гасконский дворянин, совершивший в 1419 г. паломничество в Иерусалим, установил религиозную и материальную связь между собой и спутниками в путешествии, создав «девиз» с лазоревым шарфом (верность), с алым крестом (Страстей, или святого Георгия) на белом гербовом щите; девизом как таковым был девиз Номпара — «Ferm Caumont»[955].

Ближе к традиционному военно-монашескому ордену были три порождения XV в. и нового времени. Орден Вифлеемской Богоматери возник в результате инициативы папы, который летом 1457 г. распорядился снарядить против турок флот из шестнадцати галер. Были завоеваны острова Самофракия, Фасос, Лемнос, и для их защиты папа Пий II 18 января 1459 г. учредил военный орден с штаб-квартирой на Лемносе. По сути, орден Вифлеемской Богоматери должен был объединить уже существовавшие мелкие организации, такие как орден святой Марии Замка Бретонцев (Santa Maria del Castello dei Bretoni) в Болонье или орден Святого Духа в Саксонии, а также орден святого Лазаря или орден Гроба Господня (фактически один только госпиталь Гроба Господня в Перудже), и некоторые другие. Это осталось на уровне планов. Опять-таки крестоносный дух не очень хорошо маскировал постоянно выражавшееся с 1215 г. желание пап, чтобы не плодились мелкие ордены, не имеющие будущего. Эта красивая постройка просуществовала столько времени, сколько Лемнос был оккупирован христианами. В 1477 г. турки вернули себе остров, орден более не имел смысла существования и исчез![956]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв."

Книги похожие на "Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ален Демурже

Ален Демурже - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ален Демурже - Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв."

Отзывы читателей о книге "Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.