» » » » Вячеслав Козляков - Лжедмитрий I


Авторские права

Вячеслав Козляков - Лжедмитрий I

Здесь можно скачать бесплатно "Вячеслав Козляков - Лжедмитрий I" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Молодая гвардия, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Козляков - Лжедмитрий I
Рейтинг:
Название:
Лжедмитрий I
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
2009
ISBN:
978-5-235-03270-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лжедмитрий I"

Описание и краткое содержание "Лжедмитрий I" читать бесплатно онлайн.



Этот человек имел несколько имен. В разное время его знали то как Юшку Отрепьева, то как чернеца Григория, то как царевича, а затем царя и великого князя Дмитрия Ивановича, сына и наследника Ивана Грозного, то как «Расстригу» и «Самозванца», лишенного даже имени и изверженного из мира. Летописи как минимум трижды сообщают о его смерти, и всякий раз смерть эта влекла за собой беды и потрясения для Московского государства. Не имевший шансов даже приблизиться к вершинам власти, он занял в конце концов престол московских государей и был венчан и помазан на царство православными иерархами с соблюдением всех священных обрядов. То, что произошло с ним, не имеет прецедентов в русской истории. Одни видели в нем исчадие ада, другие — реформатора, едва не предвосхитившего будущие петровские преобразования. Так кем же был этот человек и что таило в себе его недолгое пребывание на троне? Об этом рассказывает в своей новой книге постоянный автор серии «Жизнь замечательных людей» известный историк Вячеслав Николаевич Козляков.






21 Сборник РИО. Т. 137. С. 242.

22 Там же. С. 578–579.

23 Там же. С. 176–177. Сообщение о ссылке Григория Отрепьева в заточение «на смерть» совпадает с тем, что ранее сообщал патриарх Иов князю Константину Острожскому с гонцом Афанасием Пальчиковым.

24 См.: Вовина-Лебедева В. Г. «Новый летописец»: история текста. См. также: Солодкин Я. Г. Очерки по истории общерусского летописания конца XVI — первой трети XVII века. Нижневартовск, 2008. С. 141–193.

25 Новый летописец… С. 59.

26 Действительно, архимандрит Левкий был настоятелем суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с 1587 по 1605 г. См.: Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 665. В «Новом летописце» и «Ином сказании» использован общий источник — «Повесть, како отомсти…». В этом раннем литературном памятнике, авторство которого приписывается книгохранителю Троице-Сергиева монастыря иноку Стахию, впервые было рассказано о первых годах жизни Григория Отрепьева, об обстоятельствах его знакомства с вятским игуменом Трифоном и пребывании в суздальских монастырях. См.: Буганов В. И., Корецкий В. И., Станиславский А. Л. «Повесть како отомсти» — памятник ранней публицистики Смутного времени // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 28. Л., 1974. С. 234, 240.

27 Архимандрит Пафнутий был настоятелем монастыря в 1595–1604 гг. (Строев П. М. Списки иерархов… Стб. 163).

28 См.: Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV–XVII вв. М., 1975. С. 85, 179; Павлов А. П. Государев двор… С. 236.

29 См.: Ульяновский В. И. Россия в начале Смуты… С. 53–54.

30 Акты Археографической экспедиции (далее — ААЭ). Т. 2. № 32. С. 86–87.

31 Сборник РИО. Т. 137. С. 177–178.

32 Там же. С. 179.

33 Сборник материалов по русской истории начала XVII века / Пер., введ. и примеч. И. М. Болдакова. СПб., 1896. С. 56. Это было еще одно издание С. Д. Шереметева, как известно, собиравшего источники, подтверждавшие его версию о подлинности истории спасенного царевича Дмитрия.

34 Там же. С. 62–67.

35 Там же. С. 71–74.

36 См. описание дела в царском архиве, хранившемся в Посольском приказе: «Столпик, а в нем грамота образцовая чорная Иева патриарха Московского и всеа Русии, и митрополитов, и архиепископов, и епископов и всего освещенного собора, каковы грамоты посланы по городом на Украину к воеводам, что вор Гришка Розстрига идет к Москве, назвався царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии сыном, царевичем Дмитреем Углецким, и они б ево смуте не верили, а на верху грамоты роспись, в которые городы таковы грамоты посланы, сверху подраны». См.: Опись архива Посольского приказа 1626 года / Подг. к печати В. И. Гальцов. М., 1977. Ч. 1. С. 263; Ульяновский В. И. Смутное время… С. 25–28, 404–405.

37 ААЭ. Т. 2. № 28. С. 28.

38 Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1905. Ч. 1. С. 630 (Репр. изд. 1990 г.)

39 ААЭ. Т. 2. № 64. С. 142.

40 Сказание Авраамия Палицына. М.; Л., 1955. С. 105–108.

41 ААЭ. Т. 2. № 64. С. 142. Точный срок перемирия, заключенного в 1602 г., был 20 лет.

42 См.: Скрынников Р. Г. Социально-политическая борьба… С. 170.

43 Новый летописец… С. 60.

44 ААЭ. Т. 2. № 28. С. 79.

45 Там же. № 64. С. 143.

46 Там же. № 28. С. 79.

47 И. О. Тюменцев относит контакты Григория Отрепьева с запорожцами к лету 1602 г., считая, что Лжедмитрий оказался в Сечи у «казаков-еретиков», приверженцев арианства. Представить, что печерские старцы специально ездили к запорожским казакам в Сечь для возвращения в монастырь одного московского грешника, все-таки очень трудно. В рассказе монаха Венедикта, скорее всего, упомянуто о событиях, происходивших в самом Киеве. См.: Тюменцев И. О. Лжедмитрий I и вольные казаки Днепра, Дона, Терека и Яика // Вестник Южного научного центра РАН. 2006. Т. 2. № 4. С. 81.

48 Белокуров С. А. Разрядные записи за Смутное время (7113–7121). М, 1907. С. 1.

49 ААЭ. Т. 2. № 64. С. 142.

50 РИБ. Т. 13. С. VIII. Стб. 155, 797; Буганов В. И., Корецкий В. И., Станиславский А. Л. «Повесть како отомсти»… С. 240, 245. См. также: Скрынников Р. Г. Социально-политическая борьба… С. 224–225.

51 РИБ. Т. 13. Стб. 797.

52 Маржерет Жак. Состояние Российской империи. М., 2007. С. 179. Монахом Леонидом посчитал Лжеотрепьева Р. Г. Скрынников. См.: Скрынников Р. Г. Социально-политическая борьба… С. 224–225; он же. Смута в России… С. 177–178; он же. Самозванцы в России… С. 102–103.

53 См.: Добротворский А. Записки Русского археологического общества. СПб., 1856. Т. 8. С. 56–73. Как установил В. И. Ульяновский, книга, найденная А. Добротворским в 1851 г. в Загоровском Рождественском монастыре, была передана в церковно-археологический музей Киевской духовной академии. В 1920-е гг. она находилась в отделе печати музея Киево-Печерской лавры. См.: Ульяновский В. И. Лжедмитрий I и Украина… С. 8. Как любезно сообщил нам А. А. Булычев, недавно ему удалось найти эту книгу в фондах РГАДА. Выражаю А. А. Булычеву глубокую благодарность за сообщение об этой находке.

54 ААЭ. Т. 2. № 64. С. 142.

55 См.: Будрин Е. Разбор вероучения социнианской секты // он же. Антитринитарии XVI века. Казань, 1889. Вып. 3; Пирлинг П. Названный Дмитрий и польские ариане // Русская старина. 1908. № 4.

56 ПСРЛ. М., 1975. Т. 32. С. 189.

57 Новый летописец… С. 60–61.

58 Sobieski W. Perwszy protector Samozwanca… S. 91.

59 ААЭ. Т. 2. № 64. С. 143.

60 См.: Кулиш 77. А. Материалы для истории воссоединения Руси. М., 1877. С. 26.

61 ПСРЛ. Т. 32. С. 189.

62 См.: Sobieski W. Perwszy protector Samozwanca… S. 81

63 Пирлинг П. Димитрий Самозванец… С. 82.

64 Пирлинг П. Россия и папский престол… С. 627.

65 Там же. С. 624.

66 Pirling P. Rome et Démétrius… P. 180; Пирлинг П. Россия и папский престол… С. 625; Геродот. История в девяти книгах / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Л., 1972. С. 38.

67 Пирлинг П. Россия и папский престол… С. 625–626.

68 Сборник РИО. Т. 137. С. 264.

69 Пирлинг П. Димитрий Самозванец… С. 308.

70 Пирлинг П. Россия и папский престол… С. 625–626.

71 Там же. С. 624–625.

72 См. подробнее: Пирлинг П. Димитрий Самозванец… С. 100–115.

73 Польский текст более полный. Сохранился еще перевод на латинский язык, сделанный о. Каспаром Савицким. См.: Пташицкий С. Л. Письмо первого Самозванца к папе Клименту VIII. СПб., 1899.

74 Лаврентьев А. В. Царевич — царь — цесарь… С. 34–35.

75 Пирлинг П. Димитрий Самозванец… С. 111. Описание приема у нунция Клавдия Рангони сохранилось в дневнике А. Велевицкого, датировавшего отъезд Лжедмитрия из Кракова воскресеньем 25 апреля 1604 г. См.: Записки гетмана Жолкевского… Приложение № 44. Стб. 129–130.

76 Записки гетмана Жолкевского… Приложение № 4. Стб. 9–10.

77 Записки гетмана Жолкевского… Приложение № 4. Стб. 10.

78 Там же. № 5. Стб. 11–14.

79 Пирлинг П. Россия и папский престол… С. 632.

80 Hirschberg А. Dymitr Samozwaniec… S. 55.

81 Записки гетмана Жолкевского… Приложение № 6. Стб. 13–14.

82 Там же. Стб. 16.

83 Там же. № 8. Стб. 19–22.

84 См. об этом: Sobieski W. Perwszy protector Samozwanca… S. 94.

85 Документ сохранился в архивном фонде «Дела о самозванцах», восходящем к коллекции Посольского приказа из собрания Московского главного архива Министерства иностранных дел (МГАМИД). Ныне этот фонд под названием «Дела о самозванцах и письма Лжедмитрия I» хранится в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА. Ф. 149). Ассекурация Лжедмитрия I была опубликована в «Собрании государственных грамот и договоров» (далее — СГГиД) в 1819 г. Издатели использовали работу К. Армашенка, заново сверившего польский текст и его современный перевод, сделанный в Посольском приказе. Перевод К. Армашенка конца XVIII в., убравшего некоторые устаревшие выражения и дополнившего пропуски титулов, цитируется практически во всех трудах, посвященных Лжедмитрию I. В издании дипломатических документов о взаимоотношениях Московского государства с Речью Посполитой, подготовленном под редакцией С. А. Белокурова в 1912 г., текст был напечатан по архивному оригиналу. Ср.: СГГиД. Т. 2. № 76. С. 159–162; Сборник РИО. Т. 137. С. 200–201.

86 Сборник РИО. Т. 137. С. 201–203.

87 Бутурлин Д. П. История Смутного времени… Т. 1. Приложение № 6. С. 83–84. См. также текст в переводе конца XVIII в.: «Дмитрий Иванович, Божиею милостию, царевич великой России, Углицкий, Дмитровский, Городецкий и проч. и проч., князь от колена предков своих, всех государств, к Московской монархии принадлежащих, государь и дедич. Объявляем, кому о сем ведать надлежит, что мы ясновельможному господину Юрью из Великих Кончиц Мнишкови, воеводе Сандомирскому, Львовскому, Самборскому, Меденицкому и проч. старосте, жупникови жуп русских, за любовь, милость, доброжелательство и склонность, которую нам явил и являть не перестает, в вечныя времена дали мы ему и наследникам его Смоленское и Северское княжества в государстве нашем Московском со всем, что к оным княжествам принадлежит, с городами, замками, селами, поддаными и со всеми обоего полу жителями, как о том в данном от нас его милости особливом привилии ясно изображено и написано, дали, подарили и записали. А для известных и важных причин и для самой нашей любви и доброжелательства к пресветлейшему королю полскому и всему королевству, в предбудущия вечныя времена, для согласия и миру между народом полским и московским, Смоленской земли другую половину с замками, городами, городками, уездами, селами, реками, озерами, прудами (оставляя при его милости господине воеводе самой замок с городом Смоленском и со всем, что к половине онаго принадлежит) дали, подарили и записали, как о том в особом привилии изображено, королям полским и Речи Посполитой польской шесть городов в княжестве Северском со всем, что к оным принадлежит, с доходами и прибытками, и на все сие уже совершенный от нас привилии дан есть; и дабы о исполнении всего того его милость господин воевода был благонадежен, присягою телесною подтвердили мы. И из другова государства, близ Смоленской земли, еще много городов, городков, замков, земель и прибытков определяем ему, господину воеводе, даровать, присовокупить, записать в вечныя времена, как скоро нас Господь Бог на престоле предков наших посадит, дабы равные и неменшие, как с Смоленского, так и с Северскаго княжества, с городов, замков, городков, сел, боров, лесов, рек, озер, прудов всякие имел доходы, то мы ему обещаем и ручаем; и что уже мы однажды присягою подтвердили, то и ныне ни в чем неотменно и ненарушимо подтверждаем все вышеописанное его милости господину воеводе содержать и исполнить. А для болшаго уверения и важности сей лист наш, при подписании собственною рукою нашею, печатью утвердить повелели.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лжедмитрий I"

Книги похожие на "Лжедмитрий I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Козляков

Вячеслав Козляков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Козляков - Лжедмитрий I"

Отзывы читателей о книге "Лжедмитрий I", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.