» » » » Иван Климишин - Заметки о нашем календаре


Авторские права

Иван Климишин - Заметки о нашем календаре

Здесь можно скачать бесплатно "Иван Климишин - Заметки о нашем календаре" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Заметки о нашем календаре
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Заметки о нашем календаре"

Описание и краткое содержание "Заметки о нашем календаре" читать бесплатно онлайн.



В книге описаны календари и системы летосчисления, как использовавшиеся народами древнего мира, так и применяемые в наши дни. Подробно изложена история нашего календаря и нашего летосчисления. Читатель найдет в книге рассказ об эрах и стилях летописцев. Затронут вопрос о способах уточнения дат событий всемирной истории по упоминаниям в древних хрониках определенных астрономических явлений.






На неточность юлианского календаря указывал и византийский учёный канонист первой половины XIV века Матфей Властарь. Однако последний отнюдь не считал нужным вносить в него какие-либо исправления, ибо в запаздывании царственного хронографа он видел даже некоторое неоспоримое, с его точки зрения, преимущество: этим полностью устранялась всякая возможность совпадения христианской Пасхи с пасхой еврейской.

Интересно отметить, что в 1373 году византийский учёный Исаак Аргир, вполне сознавая необходимость исправления юлианского календаря и коррекции принципов расчёта пасхалии, полагал всё это бесполезным, ибо был глубоко уверен в предстоящем через ближайшие 119 лет светопреставлении. В 1492 году н. э. исполнялось 7000 лет от сотворения мира. А это считалось знаменательной датой для разного толка гадателей и прорицателей.

Необходимость исправления юлианского календаря отчётливо сознавалась и многими высшими представителями Римо-Католической Церкви. В XIV веке в пользу этого высказывался папа Римский Климент VI. Под знаком календарной реформы прошли XV и XVI века. В марте 1414 года вопрос обсуждался в Риме по инициативе кардинала Петра Д'Альи. Погрешность юлианского календаря и неточность существующей пасхалии были предметом обсуждения на Базельском соборе РКЦ в марте 1437 года. Со своим проектом реформы здесь выступил выдающийся богослов, философ и учёный эпохи Возрождения кардинал (с 1448 г.) Николай Кузанский (1401–1461 гг.), один из предшественников Коперника в создании гелиоцентрической космологии.

В 1475 году папа Сикст IV начал подготовку к календарным преобразованиям и исправлению пасхалии. С этой целью в Рим был приглашён выдающийся немецкий астроном и математик Региомонтан (с лат. — Кёнигсбергский, Царегорский; наст. имя — Вольфганг Мюллер; 1436–1476 гг.). Учёный из Нюрнберга, основатель одной из первых обсерваторий в Европе, прославился первыми печатными астрономическими таблицами, которыми пользовались Колумб и Васко да Гама. Однако его неожиданная смерть заставила папу отложить осуществление своего благого намерения.

В XVI веке этой важной проблемой занимались Латеранский (1512–1517) и Тридентский (1545–1563) соборы Римо-Католической Церкви.

В 1514 году на Латеранском соборе была образована календарная комиссия. Для участия в её работе был приглашён тогда уже известный в Европе учёный каноник Николай Коперник (1473–1543 гг.), «остановивший Солнце и сдвинувший Землю» (Solis stator, Terrae motor). Уклонившись от непосредственного сотрудничества, последний, однако, как полагают исследователи, представил своё мнение в письменном виде, указав на преждевременность, с его точки зрения, коррекции календаря. К тому времени ещё не была установлена продолжительность солнечного (тропического) года с той достаточной точностью, которая гарантировала бы от ошибок в будущем.

По окончании работы Тридентского собора, который с перерывами продолжался почти два десятилетия и завершился в 1563 году, календарной проблемой занимался папа Пий IV. Его сменил папа Пий V. Затем в 1572 году на кафедру первоверховного апостола Петра вступил папа Григорий XIII (1502–1585 гг.), который вскоре придал предшествовавшим вековым теоретическим исканиям практическое наполнение.

Григорианская реформа

В третьей четверти XVI века вопрос о реформе календаря ввиду его чрезвычайной важности и насущной необходимости откладывать далее было признано нежелательным и нецелесообразным. И в 1582 году римским понтификом Григорием XIII была создана специальная комиссия, которой была поручена разработка проекта новой календарной системы.

После ознакомления со всеми предложенными вариантами комиссией был одобрен проект нового календаря, автором которого являлся итальянский математик и врач Луиджи Лилио (или — в латинизированной версии — Алоизий Лилий, 1520–1576 гг.), преподаватель университета Перуджи. Проект был представлен братом учёного — Антонио Лилио, который также принимал активное участие в его разработке.

24 февраля 1582 года папой Григорием XIII была издана специальная булла «Inter gravissimas» («Среди наиважнейших»). В ней говорилось: «Было заботою нашею не только восстановить равноденствие на издревле предназначенном ему месте, от которого со времени Никейского Собора оно отступило на десять дней приблизительно, и XIV Луне вернуть её место, от которого она на четыре и пять дней отходит, но и установить также способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы и в будущем равноденствие и XIV Луна со своих мест никогда не сдвигались».

И далее, под угрозой отлучения от Церкви противящихся осуществлению календарной реформы, здесь вещалось: «А посему с целью вернуть весеннее равноденствие на его прежнее место, каковое отцы Никейского Собора установили на 12-й день перед апрельским календами [то есть 21 марта], мы предписываем и повелеваем касательно месяца октября текущего 1582 года, чтобы десять дней, от третьего дня перед нонами [то есть 5 октября] до кануна ид [то есть 14 октября] включительно, были изъяты».

Как видим, согласно реформе, календарные даты сдвигались на 10 дней вперёд, начиная с октября 1582 года, в котором сразу же после 4-го числа последовало не 5-е, как обычно, а 15-е. Таким образом и весеннее равноденствие было передвинуто и возвращено «на его прежнее место» — то есть на 21 марта. Этим устранялась календарная погрешность, накопившаяся со времени Никейского Собора 325 года.

Для решения проблемы в её второй части, касавшейся способа и правил сохранения равноденствия на издревле установленном соборными отцами месте, что на долгие годы обеспечивало бы совпадение календарной даты весеннего «равноденственного солнцестояния» с датой фактической, необходимо было знать точную величину продолжительности тропического года.

К тому времени, в 1551 году, были опубликованы сводные астрономические расчёты, известные под названием «Прусских таблиц». Они были составлены виттенбергским астрономом и математиком Эразмом Рейнгольдом (1511–1553 гг.) и основывались на гелиоцентрической теории Коперника. Продолжительность года в них указана равной 365 суткам 5 часам 49 минутам 16 секундам. Это всего на 30 секунд более истинной величины тропического года (= 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд), принятой в наше время.

Длина же года в юлианском календаре (365 дней 6 часов) отличалась от вновь вычисленной на 10 минут 44 секунды. Последняя разность за 135 лет в результате давала суммарную календарную погрешность в целые сутки, за 400 лет она составляла уже около трёх суток, а за 1257 (= 1582–325) лет, прошедшие со времени Никейского Собора, — упомянутые десять суток, которые — согласно григорианской реформе — и «были изъяты» из календарного обихода.

Во избежание повторения этой погрешности в будущем в новом календаре исходя их приведённых расчётов следовало регулярно — каждые 400 лет изымать три избыточных дня. Если по юлианскому календарю в четырёхсотлетие было 100 високосных годов, то в григорианском их осталось лишь 97.

В проекте Луиджи Лилио было принято считать простыми те вековые високосные юлианские годы, двузначное знаменательное число которых не делится на 4 (возможно применение этого правила и в иной формулировке: простыми являются вековые годы, номера которых не делятся на 400). Простыми, в частности, должны быть годы 1700, 1800, 1900, 2100, 2200, 2300 и т. д. Годы же 1600, 2000, 2400 и т. д. (номера делятся на 400) оставались високосными.

В контексте григорианской реформы был приведён в соответствие с действительными фазами Луны и 19-летний лунный расчётный цикл, определены правила его регулярного исправления.

Принятая календарная система, как мы уже видели, получила название григорианской, или нового стиля. В противовес этому за юлианским календарём закрепилось название старого стиля (обозначаются соответственно «н. ст.» и «ст. ст.»).

Точность григорианского календаря

Григорианский календарь тоже не совсем точен. Ведь в целях коррекции из чреды дней выбрасывается трое суток за 400 лет, тогда как в действительности такая ошибка, исходя из принятой в настоящее время величины солнечного года набегает всего за 384 (= 128×3) года. В результате средняя продолжительность григорианского календарного года составляет 365,24250 суток. Как видим, она больше действительной её величины (365,2421988 суток) округлённо на 0,00030 суток, то есть приблизительно на 26 секунд. Погрешность в целые сутки накапливается за 3280 лет.

Вполне очевидно, что на самом деле в григорианском календаре к исходному моменту в цикле не возвращается и равноденствие. Отмеченное превышение длины истинного тропического года на 26 секунд за 400 лет составит уже 2 часа 52 минуты 48 секунд, или 0,12 суток. Именно на такое время истинное весеннее равноденствие в 2000 году наступит раньше, чем оно было в 1600 году.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Заметки о нашем календаре"

Книги похожие на "Заметки о нашем календаре" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Климишин

Иван Климишин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Климишин - Заметки о нашем календаре"

Отзывы читателей о книге "Заметки о нашем календаре", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.