» » » » Иван Климишин - Заметки о нашем календаре


Авторские права

Иван Климишин - Заметки о нашем календаре

Здесь можно скачать бесплатно "Иван Климишин - Заметки о нашем календаре" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Заметки о нашем календаре
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Заметки о нашем календаре"

Описание и краткое содержание "Заметки о нашем календаре" читать бесплатно онлайн.



В книге описаны календари и системы летосчисления, как использовавшиеся народами древнего мира, так и применяемые в наши дни. Подробно изложена история нашего календаря и нашего летосчисления. Читатель найдет в книге рассказ об эрах и стилях летописцев. Затронут вопрос о способах уточнения дат событий всемирной истории по упоминаниям в древних хрониках определенных астрономических явлений.






Как прежде целый месяц мерцедоний, так и теперь этот добавочный день решили «упрятать» между 24 и 25 февраля и называть его bis sextum Kal. Mart. — «дважды шестой до мартовских календ». Напомним, римляне считали дни в месяце в обратном порядке: вместо «24 февраля» они говорили: «шестой день до мартовских календ». Отсюда и название неординарного дублета. Дополненный этим вставным днём год позже был назван annus bissextilis (биссекстилис).

Через византийских греков, произносивших «б» как «в», это слово пришло на Русь. В древнем Часослове под 1 марта, которое некогда считалось началом календарного года, читаем: «Сей первый есть в месяцех месяц, зане в онь началобытный свет видимый сотворен бысть… от перваго числа его начало приемлють вси крузи солнечныи и луннии, и вруцелето, и Виссектос, и равноденствие составляется в нем и прочая…» Отсюда и так пошла наша лексема «високосный».

В контексте реформы было упорядочено также и количество дней в месяцах: нечётный месяц включал 31 день, чётный — 30; февраль в простом году должен был иметь 29, в високосном — 30 дней.

Счёт дней по юлианскому календарю был начат с 1 января 45 года до н. э. На этот день, с которого уже более века (с 153 года до н. э.) вступали в свою должность вновь избранные римские консулы, было перенесено и начало года. Именно на 1 января пришлось тогда и столь чтимое римлянами новолуние. Великий понтифик не преминул отметить это благоприятное обстоятельство, подчеркнув, что сами боги благосклонны к календарной трансформации.

К моменту юлианской реформы римский календарь ушёл вперёд от смены времён года на 90 дней. Поэтому 1 января календарного года должно было бы выпасть на 3 октября. В связи с этим в предшествовавшем реформе году были вставлены три дополнительных месяца: кроме мерцедония из 23 — ещё два безымянных из 33 и 34 дней между ноябрём и декабрём. В декабре римляне праздновали сатурналии — торжества в честь Сатурна, бога посевов и плодородия. Конец праздника и был совмещён с днём зимнего солнцестояния. Этот год, продолжавшийся 445 дней, был назван «годом великой путаницы» (annus confusiosus).

В благодарность за упорядочение календаря, а также учитывая выдающиеся заслуги Юлия Цезаря на военном и государственном поприщах, римский сенат — по предложению Марка Антония, сподвижника и соконсула великого понтифика, убитого в мартовские иды — 15 марта 44 года до н. э. сенаторами же, — принял решение переименовать месяц квинтилис (пятый по старому счёту, то есть от марта), в котором родился Цезарь, в июль.

Отслеживать правильность счисления времени вновь было поручено членам высшей жреческой коллегии. Понтифики же — то ли по небрежению, то ли невежеству, то ли по корысти и злоумышлению — снова запутали календарь, объявляя високосным не каждый четвёртый, как требовалось, а каждый третий год. (Вероятнее всего, они пользовались методом «включительного счёта».) В итоге с 44 по 9 год до н. э. было введено двенадцать високосов (високосных годов) вместо полагавшихся девяти.

Ошибка была исправлена при преемнике Цезаря — его племяннике и приёмном сыне Гае Юлии Цезаре Октавиане, затем — Императоре Цезаре Августе (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.). На протяжении 16 лет — с 9 г. до н. э. по 8 г. н. э. — високосы были упраздняемы: добавочные дни в феврале 5 и 1 гг. до н. э. и 4 г. н. э. не вставлялись (эти годы — вместо високосных — были простыми). В благодарность за исправление римского календаря, а также в ознаменование побед императора, одержанных в этом месяце, решением сената секстилис (шестой по старому счёту) был переименован в август. К этому месяцу в честь возвеличенного богами реформатора был добавлен ещё один день, отнятый от февраля. Для того, чтобы подряд три месяца — июль, август и сентябрь — не имели по 31 дню, один день был отнят от сентября (седьмого по старому счёту) и перенесён на октябрь (восьмой), а отнятый в свою очередь от ноября (девятого) — на декабрь (десятый). Эти интервенции вовсе разрушили правильное чередование длинных и коротких месяцев в годовом цикле календаря, созданного Созигеном.

После Императора Августа, почившего от дел своих в 14 г. н. э., уже во дни земной жизни Иисуса Христа (напомним: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле…» (Лк. 2, 1)), некоторые из его преемников пытались увековечить свои имена и в календаре. Так, во время правления Тиберия (14–37 г. н. э.; напомним: «В пятнадцатый… год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее… был глагол Божий к Иоанну [Крестителю]…» (Лк. 3, 1–2)) сенат переименовал сентябрь в тибериус, тот же месяц при Антонине Пие (138–161 гг.) — в антонинус, при Аврелии Коммоде (180–192 гг.), императоре — гладиаторе, — в коммодус. Октябрь во властвование Домициана (81–96 гг.) именовался домицианус. Однако время не сохранило эти «деноминации». И мы по-прежнему — вместе с древними римлянами — называем девятый месяц нашего календаря седьмым, то есть сентябрём, десятый восьмым, то есть октябрём, одиннадцатый — девятым, то есть ноябрём, двенадцатый — десятым, то есть декабрём.

В поисках точки отсчёта

До сих пор говорилось о внутренней структуре юлианского календаря. Сам же порядок последовательного чередования лет обычно соотносился с той календарной системой летосчисления, или эрой, которая практикуется в настоящее время. Однако древние римляне, как и их предшественники и современники, года считали иначе, то есть пользовались иными эрами.

Относительно самого слова «эра» предполагается, что оно происходит от латинского «aera», что означает «число».

Существует также мнение, будто это слово составлено из первых букв фразы «ab exordio regni Augusti» — «от начала царствования Августа». При Августе Римское государство из республики превратилось в империю. Тогда и было принято датировать различные документы годами правления императора.

Летосчисление по Олимпийским играм

Во второй половине III века до н. э. древнегреческим историком Тимеем (около 352–256 гг. до н. э.) и математиком Эратосфеном (около 276 около 196 гг. до н. э.) было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии, которое ими и начиналось.

В XVIII веке юлианский календарь и принятый теперь счёт лет, как говорится, «задним числом» были распространены на те давние времена, когда фактически они ещё не действовали. В результате была установлена следующая датировка: первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н. э. по юлианскому календарю.

В VII веке до н. э. в Малой Азии, разделённые рекой Галис (нынешнее название — Кизил-Ирмак), существовали две могущественные в то время державы — Лидия и Мидия. Некогда между ними, как это и водится среди близких соседей, вспыхнул, по современной терминологии, вооружённый конфликт.

«Пять лет, — по Геродоту, — с переменным успехом продолжалась эта затяжная война: верх одерживали то мидяне, то лидийцы… И на шестой год во время одной из битв день внезапно превратился в ночь… Увидев это, лидийцы и мидяне прекратили битву и поспешно заключили мир».

Описывая сражение, которое произошло 28 мая 585 году до н. э. и во время которого за 45 минут до захода дневного светила случилось полное солнечное затмение, Марк Туллий Цицерон датировал знаменательное небесное явление 4-м годом 48-й олимпиады. Именно это обстоятельство и позволило установить время проведения первых Олимпийских игр по юлианскому календарю.

Безусловно, соответствие древнегреческой хронологии системе современного календаря проверено и по другим данным. В частности, Плутарх в книге «Жизнь Никия» упоминает о полном лунном затмении, случившемся в 4-м году 91-й олимпиады. Согласно астрономическим расчётам, это затмение, возвестившее, по историку, гибель афинской армии, военачальником которой был Никий, в битве с сиракузянами в Сицилии, произошло 27 августа 413 года до н. э.

Передававшиеся от поколения к поколению списки победителей олимпийских игр около 300 года н. э. были использованы христианским историком Евсевием Кесарийским (263–338 гг.). В своей «Хронике», начав от Адама, он сопоставил годы правления ряда царей с датами олимпиад вплоть до 249-й включительно.

В 394 году н. э. императором Римской империи Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось.

Летосчисление по консулам

В Римской республике, а затем империи счёт лет осуществлялся по консулам. Историки располагают списками консулов за 1050 лет, начиная от основателей республики.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Заметки о нашем календаре"

Книги похожие на "Заметки о нашем календаре" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Климишин

Иван Климишин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Климишин - Заметки о нашем календаре"

Отзывы читателей о книге "Заметки о нашем календаре", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.