» » » » Мирча Элиаде - Тайные общества. Обряды инициации и посвящения


Авторские права

Мирча Элиаде - Тайные общества. Обряды инициации и посвящения

Здесь можно скачать бесплатно "Мирча Элиаде - Тайные общества. Обряды инициации и посвящения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Университетская книга, год 1999. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мирча Элиаде - Тайные общества. Обряды инициации и посвящения
Рейтинг:
Название:
Тайные общества. Обряды инициации и посвящения
Издательство:
Университетская книга
Год:
1999
ISBN:
5-79140048-9, 5-79140047-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тайные общества. Обряды инициации и посвящения"

Описание и краткое содержание "Тайные общества. Обряды инициации и посвящения" читать бесплатно онлайн.



В этой небольшой книге собраны лекции из цикла «Хаскелловские чтения», прочитанные мной в Чикагском университете осенью 1956 года по общей теме «Образцы посвящения». Прежде чем отправить текст в издательство, я добавил к нему введение, некоторые замечания и библиографический аппарат, но сохранил стилистику устного выступления. В том виде, в котором книга была задумана, она адресована любому читателю неспециалисту, интересующемуся духовной историей человечества.

http://fb2.traumlibrary.net






Мы не собираемся обсуждать ни эту хронологическую проблему, ни вопрос, отражает ли чрезвычайная простота обряда посвящения у Ямана и Халаквулуп степень их первобытности или, напротив, объясняется процессом деградации. Нам важно найти у этих племен разработанный сценарий посвящения, уже содержащий темы изоляции, мистической смерти, воскресения и узнавания Высшего Существа. Посвящение развертывается вдали от деревни; обряд, на котором в 1922 году присутствовали Гузинде и Копперс, происходил «в безлюдном месте на острове Наварино»45. Мальчиков отделяли от родителей, прежде всего от матерей, и передавали под присмотр опекунов. Они должны были соблюдать определенную физическую и нравственную дисциплину, их знакомили со структурой обрядовых испытаний — новички должны поститься, сохранять определенное положение тела, говорить очень мало и тихо, смотреть в землю и, особенно, долго бодрствовать. О том, что посвящение у Ямана приравнивается к возрождению, говорит тот факт, что В. Копперс, участвовавший в обряде, получил новое имя — указание на то, что он «заново родился» в племени46. По сведениям, которые приводит Гузинде, посвящение у Ямана включает ряд моментов, сообщаемых лишь посвященным. При этом важную роль играет злой Дух Иетайта — Дух Земли, который, по поверьям, поедает людей. Иетайта, представленный на церемонии одним из наставников, раскрашен красной и белой краской. Появляясь из-за занавеса, он нападает на новичков, бьет их, подбрасывает в воздух и т. д.47 Наставники соблюдают строжайшую тайну относительно всего, что касается Иетайта, его поведения и вообще всего, что происходит в хижине. Правда, во время всего периода посвящения наставники постоянно намекают на Высшее Существо, Ватауинейва, которого считают основателем обряда, но роль Иетайта в ритуальном смысле более драматична. Часто этим двум сверхъестественным персонажам приписывается равная сила. Можно предположить, что прежде, чем стать Духом Земли, каковым он сегодня является, Иетайта был Мифическим Предком племени48 и, следовательно, главным руководителем посвящения, а его агрессивный характер повлиял на особенности праздника «Мужских сообществ» племени Селкам.

Действительно, у племени Селкнам посвящение, связанное с возрастом половой зрелости, уже давно трансформировалось в тайный и исключительно мужской обряд49. Как рассказывает изначальный миф, женщины племени под предводительством Кра — могущественной колдуньи, Женщины-Луны, терроризировали мужчин. Им это удавалось потому, что они обладали способностью превращаться в «духов», то есть умели делать и использовать ритуальные маски. Но супруг Кра, Кран — Мужчина-Солнце, однажды открыл секрет женщин и поведал о нем мужчинам. В гневе они перебили всех женщин, оставив в живых только маленьких девочек, и с тех пор мужчины устраивают тайные обряды с использованием масок, чтобы в свою очередь пугать женщин. Праздник посвящения продолжается от трех до шести месяцев, и во время церемонии злой женский дух Ксалпен мучает неофитов и убивает их, но другой дух, могущественный колдун Олим, их воскрешает50.

На Огненной Земле, как и в Австралии, отмечается тенденция к все большей драматизации обрядов взросления, особенно к усилению устрашающих моментов в сценариях обрядовой смерти. Но усиление драматизации обрядов и появление захватывающих, можно сказать, сенсационных мифологических подробностей делается отнюдь не во имя Высших Существ. Напротив, эти нововведения имеют целью уменьшить значимость Высших Существ и почти полностью избавиться от их активного участия в обряде. Их вытеснили «демонические» существа и мифологические фигуры, так или иначе связанные со страшными, но ключевыми моментами истории человечества. Эти существа открыли священные тайны и социальные отношения, радикально изменившие образ жизни людей и, следовательно, их религиозные и общественные нормы. Хотя и сверхъестественные, эти мистические существа «в то время» вели жизнь, в чем-то сравнимую с человеческой жизнью: они знали волнения, конфликты, драмы, агрессивность, страдание и смерть. Пройдя через все эти испытания впервые на Земле, они заложили основы теперешнего образа жизни людей. Посвящение открывает новичкам эти доисторические события, и обряд посвящения воспроизводит наиболее драматические события мира.

Феномен такой драматической разработки ритуала посвящения становится еще более очевидными, если покинуть Австралию и Огненную Землю и обратиться к религиям Меланезии, Африки и Северной Америки. Обряды становятся все более сложными и разнообразными, испытания более болезненными, физическое страдание достигает уровня пытки, сама агрессивность ритуала разлучения мальчика с матерью внушает мысль о мистической смерти. Так, у готтентотов новичок может оскорбить и даже ударить свою мать51, и это будет знаком того, что он освободился от ее опеки. В некоторых местах проживания Папуа неофит топчет тело своей матери и, ставя ногу ей на живот, подтверждает факт своего отделения52.

Инсценировка смерти в обряде посвящения

По мере развития обряды посвящения, связанные со смертью, приобретают характер подлинно драматических инсценировок. В Конго и на Кот Лоанго мальчикам от десяти до двенадцати лет дают питье, выпив которое, они теряют сознание. Тогда их относят в джунгли, чтобы сделать обрезание. Бастиан рассказывает, что их «хоронят в доме идолов», и, пробуждаясь, они не помнят прежнюю жизнь. Во время пребывания в джунглях их раскрашивают белой краской (несомненное указание на то, что они стали тенями), посвящают в тайные традиции племени и обучают новому языку53.

Отметим некоторые характерные моменты: смерть, символизируемая потерей сознания, обрезанием и захоронением; забвение прошлого, приравнивание новообращенных к теням, обучение новому языку. Каждый из этих мотивов можно найти в многочисленных обрядах взросления — в Африке, Океании и Америке. Не имея возможности перечислять все примеры, напомним несколько случаев забвения неофитами жизни, предшествовавшей посвящению. В Либерии, когда неофиты, якобы убитые Лесным Духом, воскресают к новой жизни, их татуируют и дают им новое имя, чтобы они полностью забыли свою прошлую жизнь. Они не узнают больше свою семью и друзей, они даже не помнят собственного имени и ведут себя так, как будто забыли элементарные правила поведения, например, как надо умываться54. Посвященные в некоторые тайные общества Судана забывают свой родной язык55. Новообращенные Макуа, проведя несколько месяцев в шалаше вдали от деревни, получают новое имя; их близкие их больше не узнают. Как выразился Карл Вейль, сыновья умерли для своих матерей56. Забвение — это символ смерти, но его можно интерпретировать как возвращение в раннее детство. Так, например, у племен Патасива из западного Серама женщинам показывают окровавленные копья, которыми Дух убил мальчиков. И когда новообращенные возвращаются в деревню, они ведут себя как новорожденные, которые не умеют говорить57. Цель такого поведения — объявить перед всей общиной, что неофиты — «новые существа».

Драматургию некоторых обрядов легче понять, когда располагаешь точными и подробными описаниями. Гюнтер Тессман дает такое описание обряда посвящения у племени Пангве. За четыре дня до церемонии неофитов отмечают знаком, который называется «обреченные на смерть». В день праздника им дают выпить рвотное, и тот, кого вырвало, должен пройти через деревню под крики: «Ты должен умереть!» Затем новичков отводят в дом, наполненный муравейниками, продолжая кричать: «Сейчас тебя убьют! Сейчас ты умрешь». На некоторое время мальчиков оставляют в доме «на съедение муравьям». Затем наставники приводят их в хижину в джунглях, где в течение месяца они живут совершенно голые в полной изоляции. Чтобы ни с кем не встретиться, они предупреждают о своем присутствии постукиванием по инструменту, напоминающему ксилофон. Через месяц их красят в белый цвет и разрешают вернуться в деревню для участия в танцах, но спать они должны в той же лесной хижине. Им запрещают есть в присутствии женщин, так как, — пишет Тессман, — «мертвые, естественно, не едят». Неофиты покидают джунгли только через три месяца. У южных Пангве обряд еще более драматичен. Яму, представляющую могилу, прикрывают глиняной маской. Яма символизирует утробу Божества, и новички проходят над ней, что означает их новое рождение58.

Перед нами вполне разработанный сценарий, включающий многие фазы: обречение на смерть; смерть, символизируемая изоляцией в джунглях и ритуальной наготой; имитация поведения призраков, так как новички, как предполагается, находятся в «другом мире» и приравнены к мертвым; наконец, обряд нового рождения и возвращение в деревню. Возможно, многие африканские и другие народы, известные в настоящее время, знают столь же разработанные сценарии посвящения. Но исследователи, особенно те, кто работал в XIX веке, не всегда приводят подробности. Чаще всего они довольствуются упоминанием, что речь идет об обряде смерти и воскресения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тайные общества. Обряды инициации и посвящения"

Книги похожие на "Тайные общества. Обряды инициации и посвящения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мирча Элиаде

Мирча Элиаде - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мирча Элиаде - Тайные общества. Обряды инициации и посвящения"

Отзывы читателей о книге "Тайные общества. Обряды инициации и посвящения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.