» » » » Мирча Элиаде - Тайные общества. Обряды инициации и посвящения


Авторские права

Мирча Элиаде - Тайные общества. Обряды инициации и посвящения

Здесь можно скачать бесплатно "Мирча Элиаде - Тайные общества. Обряды инициации и посвящения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Университетская книга, год 1999. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мирча Элиаде - Тайные общества. Обряды инициации и посвящения
Рейтинг:
Название:
Тайные общества. Обряды инициации и посвящения
Издательство:
Университетская книга
Год:
1999
ISBN:
5-79140048-9, 5-79140047-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тайные общества. Обряды инициации и посвящения"

Описание и краткое содержание "Тайные общества. Обряды инициации и посвящения" читать бесплатно онлайн.



В этой небольшой книге собраны лекции из цикла «Хаскелловские чтения», прочитанные мной в Чикагском университете осенью 1956 года по общей теме «Образцы посвящения». Прежде чем отправить текст в издательство, я добавил к нему введение, некоторые замечания и библиографический аппарат, но сохранил стилистику устного выступления. В том виде, в котором книга была задумана, она адресована любому читателю неспециалисту, интересующемуся духовной историей человечества.

http://fb2.traumlibrary.net






Не удивительно, что критиков все более привлекает использование религиозных включений и особенно символики «посвящения» в современных литературных произведениях. Литература играет существенную роль в современных западных цивилизациях. Чтение как таковое, как «развлечение» и средство, позволяющее убежать от исторической реальности, составляет одну из характерных особенностей поведения современного человека. Естественно, что он пытается удовлетворить свои религиозные потребности, подавляемые или недостаточно удовлетворенные, чтением некоторых книг, видимо, «светских», но которые в действительности содержат мифологические образы, замаскированные под современные персонажи, и представляют сценарии посвящения под видом обычных приключений.

Подлинность этого полуосознанного или подсознательного желания участвовать в «испытаниях», возрождающих Героя и «спасающих» его, доказана, помимо прочего, присутствием тем посвящения в мечтах и воображении современного человека. К. Г. Юнг настаивал на том, что процесс, названный им «индивидуация» (l'individuatiori), который, как он считает, является высшей целью человеческого существования, реализуется через ряд «испытаний» типа посвящения.

Как мы уже говорили, «посвящение» сосуществует со всей подлинной жизнью человека. Это происходит по двум причинам: с одной стороны, потому что вся подлинно человеческая жизнь полна глубинных кризисов, испытаний, тревоги, потери и обретения самого себя, «смерти и воскресения»; с другой стороны, потому что даже самая полная жизнь в какой-то момент кажется неудачей. Речь не идет о моральном приговоре, который выносят своему прошлому, но лишь о смешанном чувстве упущенных возможностей, о том, что ты предал лучшее в себе. В такие моменты общего кризиса остается единственная надежда на спасение: начать новую жизнь, то есть мечта о новом существовании, возрождении, полном и значительном. Это не смутное стремление, спрятанное в глубине каждой человеческой души, к периодическому обновлению в соответствии с новой космической моделью. То, о чем мечтают и на что надеются в эти моменты тотального кризиса, — это получение окончательного и общего обновления, renovatio, способного изменить жизнь. Именно этим «обновлением» заканчивается всякое подлинно религиозное обращение.

Но в современном обществе такие обращения довольно редки. Тем более значительным нам кажется тот факт, что даже нерелигиозные люди иногда, в глубине своего существа, чувствуют желание того духовного перерождения, которое в другие эпохи составляло цель посвящения. Не нам решать, в какой мере традиционные посвящения выполняли свои обещания. Главное, что они заявляли о намерении и брали на себя власть изменять человеческую жизнь. Ностальгия по «обновлению» посвящения, спорадически возникающая у современного нерелигиозного человека, кажется нам чрезвычайно важной: она может быть общим современным выражением вечной ностальгии человека, стремящегося найти позитивный смысл смерти, и помогает принять смерть как обряд перехода к высшему существованию. Если мы можем сказать, что посвящение представляет особое измерение человеческого существования, то только потому, что оно отводит смерти позитивную роль: смерть готовит «новое рождение», чисто духовное, приводит к жизни, не подвластной опустошительному бегу Времени.

Комментарии

Глава I. Обряды, связанные с достижением половой зрелости и племенные посвящения в первобытных религиях*

(1) A.W. Howitt, The Native Tribes of South-East Australia. London, 1904, p. 512.

(2) Hutton Webster, Primitive Secret Societies. A Study in Early Politics and Religion. New York, 1908, p. 139, note 2.

(3) A.W. Howitt, op. cit, p. 516, f.

(4) У большинства австралийских племен столб имеет важную ритуальную функцию: в направлении его падения обычно производят церемонию «бора»; см. R.H. Mathews «The Bora or Initiation Ceremonies of the Kamilaroi Tribe» // Journal of the Royal Anthropological Institute, XXIV, 1895, 411–427; XXV, 1896, 319–339 //, p. 327.

(5) R.H. Mathews, The Bora… (первая статья), р. 422.

(6) R.H. Mathews, The Bora… (вторая статья), р. 325.

(7) Ibid, (первая статья), р. 414, f.

(8) Ibid. (первая статья), р. 418.

(9) P.E. Worms, Djamar the Creator / / Anthropos, 45, 1950,641–658 //, p. 651, note 80. Такое обрядовое поведение характерно для всех народов с архаической культурой. В Австралии посвященный, участвующий в обряде, «отдает себе отчет, как и все присутствующие, что он не является самим собой: он великий герой „лучших времен“, получивший эту роль всего на несколько минут» (cf. A.P. Elkin, Aboriginal Men of High Degree. Sydney, 1964, p. 13.

(10) M. Eliade, Le Mythe de l'Éternel Retour. Paris, 1949, p. 60, f.

(11) Howitt, op. cit, p. 626.

(12) Howitt, op. cit., p. 526. У племени Вотжобалук неофитов также «поджаривают» перед огнем; cf. Howitt, p. 615. Огонь играет важную роль в обрядах посвящения и у других австралийских племен; cf. В. Spencer and F.J. Gillen, The Northern Tribes of Central Australia. London, 1904, p. 389 f.; B. Spencer and F.J. Gillen, The Arunta, I, p. 295 f; W.L. Warner, A Black Civilization. New York, 1937, p. 325; F. Speiser, Ueber Initiation in Australia und Neuguinea. // Verhandlungen der naturforschenden Gesellschaft in Basel, 1929, S. 56-258 //, p. 216–218; Geza Roheim, The Eternal Ones of the Dream. New York, 1945, p. 113, f. «Ритуальное поджаривание» используется также при посвящении колдунов; cf. A.P. Elkin, Aboriginal Men of High Degree, p. 91 (у племени Каттанга), р. 129 (у племени Метакуди).

(13) Howitt, op. cit., p. 525, f. Как выразился один наблюдатель с Кейп Йорк, посвящаемых «украли у их матерей»; Donald F. Thomson, The Hero-Cult, Initiation and Totemism on Cape York. // The Journal of the Royal Anthropological Institute, LXIII, 1933, pp. 453–537 //, p. 474.

(14) Howitt, op. cit., p. 530.

(15) Ibid., p. 564, f.

(16) R.H. Mathews, The Burbung of the Wiradjuri Tribes. // Journal of the Royal Anthropological Institute, XXV, 1896, p. 295–312, XXVI, 1897, p. 272–285 //, I, p. 307, f; II, p. 272, f.

(17) Отметим, что этот уход Мунган-Нгоа на небо равносилен его превращению в «божество не у дел» (deus otiosus), феномен довольно часто встречающийся в первобытных религиях. Cf. M. Eliade, Traité d'Histoire des Religions. Paris, 1949, p. 53, f.

(18) Howitt, op. cit., p. 628, f.

(19) Wilhelm Schmidt, Der Ursprung der Gottenidee, Bd. III. Münster, 1931, S. 621–623. Простота посвящения, т. е. отсутствие ритуальной операции (обрезание и т. п.) характерна для некоторых племен северных территорий. См. В. Spencer, Native Tribes of the Northern Territory. London, 1914, p. 91, f, 115, t, 121, f. Ф. Шпайзер считает, что ритуалы посвящения на острове Мелвилл и северной территории представляют собой оригинальную и самую древнюю в Австралии форму (cf. Ueber Initiationen in Astralien und Neuguinea, S. 59–71, 536).

(20) Дорога, пройденная процессией от поселения до горы, соответствует тропинке, соединяющей два круга священной выгородки; cf. Howitt, op. cit., p. 536.

(21) Howitt, op. cit., p. 543.

(22) B. Spencer and F.J. Gillen, The Arunta, I, p. 187; cf. Donald F. Thomson, The Hero Cult, Initiation and Totemism on Cape York, p. 488; Ralf Piddington, Karadjeri Initiation. // Oceania, III, 1932–1933, p. 46–48 //, p. 70, f.

(23) Howitt, op. cit., p. 557.

(24) Ibid., p. 559.

(24) Ibid., p. 527–562.

(26) Ibid., p. 585, f.

(27) R.H. Mathews, The Burbung of the Wiradjuri Tribes, p. 311.

(28) Ibid., p. 297.

(29) A.L.P. Cameron, On Some Tribes of New South Wales. // Journal of the Royal Anthropological Institute, XIX, 1885, p. 344, f. //, p. 357–358; Howitt, op. cit., p. 588–589; K.L. Parker, The Euahlayi Tribe. London, 1905, p. 62–64.

(30) Howitt, op. cit., p. 596.

(31) B. Spencer and F.J. Gillen, The Northern Tribes of Central Australia, p. 343, 347, 366.

(32) Howitt, op. cit., p. 508. Другие примеры см. М. Eliade, Le Chamanisme et les techniques archaiques de 1'extase. Paris, 1951, p. 134, f.

(33) Howitt, op. cit, p. 587–588.

(34) Ibid., p. 654.

(35) Ibid, p. 674.0 запрещении посвящаемым на Кейп Йорк пить днем, см. Thomson, p. 483.

(36) У племен Ямана, Халаквулуп и Селкнам посвящаемые должны пить через птичью кость. Cf. Joseph Haekel, Jugendweihe und Mannerfest auf Feuerland. Ein Beitrag zu ihrer kulturhistorischen Stellung. // Mitteilungen der Österreichischen Gesellschaft fur Anthropologie, Ethnologie und Prahistorie, LXXIII–LXXVII, Wien, 1947, pp. 84-114 //, S. 91,114.

(37) «Прежде чем отправиться к месту назначения, молодые люди должны пробраться через высокие травы и кустарники, их заставляют влезать на небольшие деревья, чтобы испытать их физическую силу»: John Nilles, The Kuman of the Chimbu Region, Central Highlands, New Guinea. // Oceania, XXI, 1950, pp. 25–65 //, p. 37.

(38) Joseph Haekel, loc. cit., cf. Wilhelm Schmidt, Der Ursprung der Gottesidee, Bd. II, Münster, 1929, S. 949.

(39) W. Schmidt, Ursprung…, V, 1935, S. 78; VI, 1937, S. 132.

(40) Howitt, op. cit., p. 563. Другим ритуальным запретом является запрет дотрагиваться до тела пальцами; cf. Thomson, op. cit., p. 483; W. Schmidt, Ursprung…, VI, S. 132–133.

(41) Ralf Piddington, Karadjeri Initiation, p. 67.

(42) Norman B. Tindale, Initiation among the Pitjandjara Natives of the Mann and Tomkinson Ranges in South Australia. // Oceania, VI, 1935, p. 199–224 //, p. 222–223.

(43) Spencer and Gillen, The Northern Tribes of Central Australia, p. 365; W. Lloyd Warner, A Black Civilization, p. 260–285; R. Piddington, Karadjeri Initiation, p. 67; G. Roheim, The Eternal ones of the Dream, p. 13.

(44) Cf. Tindale, op. cit., p. 220.

(45) Charles P. Mountford. Brown Men and Red Sand. Melbourne, 1948, p. 33.

(46) Spencer and Gillen, The Arunta, I, p. 175, f. О Питжанджара см. Tindale, op. cit., p. 213.

(47) Howitt, op. cit, p. 609. У племени Арунта неофиты после обрезания обхватывают руками священный столб; cf. Spencer and Gillen, The Northern Tribes…, p. 342. У некоторых кланов Арунта священный столб является символом «оси мира»; cf. Spencer and Gillen, The Arunta, I, p. 378 f., а также E. de Martino, Agnoscia territoriale e riscatto culturale nel mito Achilpa delle origini. // Studi e Materiali di Storia delle Religioni, XXII, 1951–1952 //, 51–66.

(48) Howitt, op. cit, p. 631.

(49) R.H. Mathews, The Burbung of the Wiradjuri Tribes. // Journal of the Royal Anthropological Institute, XXVI, 1897 //, p. 277.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тайные общества. Обряды инициации и посвящения"

Книги похожие на "Тайные общества. Обряды инициации и посвящения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мирча Элиаде

Мирча Элиаде - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мирча Элиаде - Тайные общества. Обряды инициации и посвящения"

Отзывы читателей о книге "Тайные общества. Обряды инициации и посвящения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.