» » » » Наталья Шишова - История и культурология


Авторские права

Наталья Шишова - История и культурология

Здесь можно скачать бесплатно "Наталья Шишова - История и культурология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Логос, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Шишова - История и культурология
Рейтинг:
Название:
История и культурология
Издательство:
Логос
Год:
2000
ISBN:
5-94010-013-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История и культурология"

Описание и краткое содержание "История и культурология" читать бесплатно онлайн.



Раскрываются становление культурно-исторического подхода к изучению общественного развития и воззрения его ведущих представителей. Представлены основные этапы и закономерности мирового культурно-исторического процесса от доисторического общества до наших дней. На примере величайших цивилизаций древности, средневековья и Нового времени освещаются важнейшие исторические события и явления культуры, определившие облик современной эпохи. Особое внимание уделено отечественной истории и культуре. В отличие от первого издания (М.: Логос, 1999) пособие содержит главу о западной цивилизации в XX в., а также приложения, справочный аппарат и иллюстрации.

Для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для специалистов в области гуманитарных наук, а также широкого круга читателей.






Контрольные вопросы

1. Назовите хронологические рамки и дайте краткую характеристику основным периодам европейского средневековья.

2. Укажите главные особенности материальной цивилизации, экономики и условий жизни в средневековой Европе.

3. Из каких социальных групп состояло общество средневековой Европы?

4. Что такое средневековый европейский феодализм, феодальная иерархия, вассально-сеньориальные отношения?

5. В чем заключалась суть конфликта между римскими папами и императорами в средние века?

6. Каковы отличительные особенности западного католического христианства?

7. Расскажите о средневековых школах и университетах.

8. Что такое схоластика?

9. Какие черты были характерны для средневековых монашества и рыцарства?

10. Опишите раннесредневековый, рыцарско-куртуазный и средневековый городской типы европейской культуры.

11. Романский и готический стили в средневековом искусстве.

Библиография

Основная

1. Аверинцев С. С. Схоластика // Философск. энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

2. Бицилли П. М. Элементы средневековой структуры. СПб.: Мифрил, 1995.

3. Гофф Ж. ле. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с франц. М.: Прогресс-Академия, 1992.

4. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990.

5. Добиаш-Рождественская О. А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное сердце. М.: Наука, 1991.

6. Дюби Ж. Европа в средние века: Пер. с франц. Смоленск: Полиграмма, 1994.

7. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М.: Высшая школа, 1987.

8. История средних веков / Под ред. З. В. Удальцовой и С. П. Карпова: В 2 т. М.: Высшая школа, 1990. Т. 1.

9. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали: Пер. с польск. М.: Прогресс, 1987.

10. Хейзинга Й. Осень Средневековья: Пер. с нидерл. М.: Наука, 1988.

11. Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1.


Дополнительная

12. Дрюон М. Проклятые короли / Пер. с франц. (любое издание).

13. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии / Пер. с англ. М.: Энигма, 1997.

14. Средневековый роман и повесть. М.: Худ. лит., 1974 (БВЛ).

Глава 6

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ АРАБСКИЙ ВОСТОК

6.1. Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации

Арабский Восток, или исламский мир, отличается своей культурой от привычной нам европейской цивилизации, и это различие необходимо воспринимать не с позиции «выше — ниже», а объективно, без предвзятостей. Арабы (степняки, кочевники, пустынники) издревле населяли западную часть Аравийского полуострова (Йемен и Хиджад). Уже в начале I тыс. до н. э. здесь, в плодородных оазисах, существовала развитая земледельческая культура. В пустынных районах преобладало скотоводство — разведение овец, лошадей, верблюдов. Успешно осваивали арабы и морские просторы. Вначале они совершали каботажные плавания в Африку и Западную Индию, где уже в VII в. до н. э. основали торговые фактории. Во II в. до н. э. арабы неоднократно посещали Китай, поставляя на родину и в страны Запада фарфор, мускат, шелк и другие товары.

В то время арабы были язычниками, т. е. они поклонялись различным племенным богам. Например, у племени корейшитов главным был Бог — Аллах. Но в Мекке находился общеарабский храм — Кааба, в котором помещались изображения 300 местных идолов (божеств). Вместе с тем арабы знали другие религии — зороастризм, иудаизм, христианство, которые исповедывали прибывавшие в Аравию миссионеры. Все это позволяет сказать, что арабы издавна вели открытый образ жизни. В общении с другими народами осуществлялся взаимообмен не только в сфере хозяйства, но и в культурной области.

Социально-экономическое и культурное процветание арабов было нарушено в начале VI в. н. э., когда Йемен попал под власть Эфиопии, а затем — Персии. Результатом завоевательной политики персов была прокладка новых торговых путей из Индии в Европу через Иран. Поэтому города Южной Аравии оказались не у дел. В сельском хозяйстве также возникли проблемы, связанные с разрушением ирригационных (оросительных) систем. Ситуация была осложнена обострившимися межплеменными столкновениями, участившимися разбойничьими нападениями на торговые караваны, хозяйства земледельцев и скотоводов. Таким образом, в начале VII в. Юг Аравии переживал острейший социально-экономический кризис, под вопрос ставилось само существование арабов как цивилизованного народа. Многим казалось, что выправить ситуацию может только чудо.

И оно случилось — в 570 г. в Мекке, в знатной, но обедневшей семье родился необычный мальчик — Мухаммед. О его великом предназначении животные объявили человеческим языком. Однако чудесно предсказанный ребенок, прежде чем стать пророком, прошел сложный жизненный путь. Он рано осиротел и с 6 лет работал пастухом. В молодости Мухаммед познакомился с иудейскими и христианскими проповедниками, узнал основы их вероучения, а с 610 г. сам начал проповедническую деятельность. Он объявил, что истинным Богом является Аллах. Вера в Аллаха поможет людям избавиться от беспокоящих их проблем — бедности, межплеменных усобиц, объединит арабов в борьбе с «неверными» за возрождение былого процветания. Новая монотеистическая религия получила название — «ислам» или «мусульманство» (оба слова по-арабски означают покорность, преданность).

Опираясь на своих единоверцев, Мухаммед вскоре подчинил своему влиянию Мекку и весь Аравийский полуостров. Здесь сложилось единое арабское государство с теократической (религиозной) формой правления — халифат. После смерти Мухаммеда (632) арабские племена, объединившиеся под знаменем ислама, вышли за пределы Аравии. К началу VIII в. они подчинили себе все побережье Северной Африки (Магриб), юг Пиренейского полуострова (Испанию), Среднюю Азию, Закавказье, Северо-Западную Индию и Ближний Восток. Во всем этом регионе сложился единый тип цивилизации, основанный на религии ислама и арабо-мусульманской культуре, получил распространение язык межнационального общения и вероисповедания — арабский.

Однако по мере расширения арабского государства происходит его ослабление. Исламское общество теряет внутреннее единство, основанное на вере. Возникают различные направления ислама — суннизм, шиизм, суфизм и др. Нарастает сепаратизм правителей отдельных провинций халифата, разворачивается национально-освободительное движение ряда покоренных народов. В результате государство распалось на независимые эмираты и халифаты. Усугубило ситуацию внешнее воздействие: в 1055 г. турки-сельджуки, а в 1258 г. монголо-татары захватили Багдад — столицу халифата.

В целом история арабского средневековья делится на три периода: меккано-мединский — домусульманская Аравия и возникновение ислама (VI–VII вв.); дамасский (сирийский) — правление династии Омейядов, активная завоевательная политика (661–750); багдадский (ирано-месопотамский) — правление династии Аббасидов, расцвет арабо-мусульманской культуры и распад халифата (750–1055).

6.2. Развитие экономики

Экономический расцвет халифата приходится на период VIII–IX вв. Благодаря поддерживаемой центральным правительством ирригационной системе большие успехи сделало земледелие. Рис, хлопок начали культивировать во многих частях халифата. Садоводство и цветоводство получило промышленное значение. Обширные плантации роз давали специальную эссенцию для парфюмерного производства (духи и помады европейцы узнали от арабов). Арабы разводили ценные породы лошадей и овец. Большой славой пользовались арабские ремесленные изделия: ткани, высококачественная сталь и оружие (знаменитая дамасская сталь), стекольные, зеркальные, ювелирные товары и др. Арабские купцы проникали далеко на север Европы — до берегов Балтики, на Дальнем Востоке они торговали в Китае и Индонезии.

В VIII–XIII вв. у арабов окончательно сложились феодальные отношения. Но арабский феодализм имел свои особенности. Земля являлась государственной собственностью, которой распоряжался халиф. Поэтому крестьяне платили феодальную ренту непосредственно государству. Чиновники получали наделы за свою службу, поэтому после смерти даже крупного вельможи его имущество поступало в казну халифа. Тем не менее институт частной собственности развивался и здесь. Икты и мульки — земельные наделы и пожалования — превращались постепенно в наследственное владение. Характерной чертой арабского феодализма было существование рабства. Рабы являлись главной рабочей силой в феодальных поместьях.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История и культурология"

Книги похожие на "История и культурология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Шишова

Наталья Шишова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Шишова - История и культурология"

Отзывы читателей о книге "История и культурология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.