Симонетта Сальвестрони - Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского"
Описание и краткое содержание "Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского" читать бесплатно онлайн.
Като 1978 — CatteauJ. La creation litteraire chez Dostoevskij. Paris.
Клемент 1982 — Clement O. Les mystiques chr0tiensdesongines. Paris.
Кологривов 1953 — Kologrivov /. Essai sur la saintete en Russie. Bruges.
Комарович 1928 — Komarovic V. L. Dostoevski Mystik und die Vorbilder zum Starez Sossima. Miinchen.
Корсани 1986 — Corsani B. L'apocalisse. Torino.
Котельников. 1994 — Котельников В. А. Православная аскетика и русская литература. СПб.
Левина 1996 — Левина Ј1. Некающаяся Магдалина, или Почему князь Мышкин не мог спасти Настасью Филипповну // Достоевский в конце XX века. М.
Леклерк 1981 — Leclerq J. «L'idiota» е la tradizione cristiana // AAW: Dostoevskij nella coscienza di oggi. Firenze.
Лелоуп 1990 — Leloup J. Y. Ecrits sur l'hesicasme. Paris.
Леонтьев 1886 — Леонтьев К. Я. Восток, Россия и славянство. Т. 2. М.
Леонтьев 1912 — Леонтьев К Н. Собрание сочинений. М.
Летопись 1994 — Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского 1821–1881. Т. 2. СПб.
Линнер 1981 — Linner Ѕ. Starets Zosima in the «Brothers Karamazov». Stockholm.
Лосский 1961 — Losskij V. Le starets LЈonide//Contacts. №. 34.
Лосский 1953 — Losskij V. Tdologie mystique del'dglised Orient. Paris.
Лотман 1993 — Лотман Ю. Μ. Культура и взрыв. Μ.
Лотман 1992 — Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн.
Мейендорф 1959 — Meyendotff /. St. Gr6goire Palamas et la mystique orthodoxe. Paris.
Молла 1966 — Mollat D. Dodici meditazioni sul Vangelo di Giovanni. Brescia.
Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. 1884.
Паоли 1972—1994 — Раоӥ A. La radice dell'uomo: meditazioni sul Vangelo di Luca. Brescia.
Паоли 1995 — Paoli A. Meditazione su ICor 11, 17—29 // AAW: Eucaristia. Spello.
Паскаль 1970 — Pascal P. Dostoevskij: Гһоште et Poeuvre. Lausanne.
Паскаль 1981 — Pascal P. Dostoevskij e la fede пеІГиото // AAW: Dostoevskij nella coscienza di oggti. Firenze.
Пикьо 1991 — Piccho R. Letteratura della slavia ortodossa. Bari.
Плетнев 1933 — Плетнев P. Сердцем мудрые: о старцах у Достоевского // О Достоевском. Прага.
Розанов 1906 — Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Достоевского. СПб.
Силуан Афонский 1996 — Силуан Афонский. Жизнь и писание. М.
Симеон Новый Богослов 1890 — Симеон Новый Богослов. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. М.
Смолич 1952 — Smolitsch /. Leben und Lehre die Starzen. Koln und Olten.
Соловьев 1884 — Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского. М.
Спик 1959 — Spicq С. Agapё. Paris.
Станкари 1994 — Stancari P. I profeti. Roma.
Стантон 1984 — Stanton L. Optina Pustyn' in Russian Secular Literature. Georgetown University.
Тарокки 1^90 — Tarocchi S. II ruolo del soggetto interpretante nella lettera alia chiesa di Laodicea // Vivens Homo. № 1.
Террас 1981 — Terras V. A Karamazov Companion. Madison, Wisconsin.
Террас 1980 — Terras V. Idiot. An Interpretation. New York.
Тихомиров 1986 — Тихомиров Б. Η. Творческая история романа Φ. Μ. Достоевского «Преступление и наказание», Л.
Трезмонтан 1984 — Tresmontant С. Apocalypse de Jean. Paris.
Фудель 1998 — Фудель С. Наследство Достоевского. М.
Хетсо 1984 — Kjetsaa G. Dostoevskij and His New Testament. Oslo.
Хетсо 1987 — Kjetsaa G. Dostoevskij. New York.
Шестов 1903 — Шестов Л. Достоевский и Ницше. Философия трагедии. СПб.
Примечания
1
См.: Пикьо 1991; 364–365.
2
В «Преступлении и наказании», как подчеркивает Достоевский в письмах, его привлекает описание образа мыслей одного из многочисленных молодых убийц, о которых писали газеты того времени. В период работы над «Идиотом» его потрясло дело Ольги Умецкой и преступление Мазурина, широко освещенные в печати; в «Бесах» нашло отражение дело Нечаева; в «Братьях Карамазовых» — преступление Ильинского.
3
«Идея романа 1. Православное воззрение, в чем есть православие» — пишет Достоевский в черновиках от 2 января 1866 г. (См.: Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1973. Т. 7; С. 154. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы).
4
Пикьо 1991; 376.
5
Исследователи, анализирующие духовный мир Достоевского, обычно не придают большого значения этому контексту. На мой взгляд, именно поэтому книга Романо Гвардини «Dostoevskij. II mondo religioso» (1934) оставляет многие вопросы без ответов. Также и русские авторы, такие, как Вяч. Иванов («Достоевский») и Н. А. Бердяев («Мировоззрение Достоевского»; 1923), пытающиеся интерпретировать романы Достоевского согласно собственной идеологии и по своим моделям, пренебрегают православным контекстом, столь важным в произведениях писателя. Не надо забывать также, что на протяжении более чем полувека исследователи, жившие в России, не могли публиковать свои исследования на эту тему. После длительного молчания первые исследования такого рода появились в России в конце восьмидесятых годов. Сборник «Достоевский и Православие» (1997) содержит библиографию по данному вопросу.
6
См.: Евдокимов 1961; Буданова 1988; В. А. Котельников 1994; и т. д.
7
См.: Лотман 1992. Т. 1; 119.
8
Лотман пишет: «Поскольку само слово "текст" включает в себя этимологию переплетения, мы можем сказать, что таким толкованием мы возвращаем понятию "текст" его исходное значение». (Там же).
9
Анализируя библейские цитаты, введенные Достоевским как тексты в тексте, в данной работе мне бы хотелось проследить не различные интерпретации отрывка, данные разными авторами, а выяснить «контекстуальное значение библейского отрывка», что возможно только при тщательном изучении его культурного фона (См.: Пикьо 1991; 376). Цитируемые комментарии приведены с целью выявления линии толкования Достоевского.
10
Отрывок о Воскрешении Лазаря Раскольников слышит из уст Сони, которая уверовала всей душой. Послание Лаодикийской Церкви произносится наизусть старцем Тихоном, сознающим, что в этих словах содержится обличение несчастий, удручающих его собеседника, а также указание на его возможное возрождение. Эпизод с бесноватым из Гадаринской страны читает Степану Трофимовичу случайно встреченная им книгоноша Софья Матвеевна. Именно она, практически совершенно не зная его, дает этому герою в последние часы его жизни поддержку и теплоту своей наивной и простой веры. Отрывок из Свадьбы в Кане Галилейской Алеша слушает во время бдения у гроба старца из уст отца Паисия, который любит его и боится за него.
11
См.: Лотман 1994; 31. Лотман цитирует стихотворение Пушкина «Портрет» (1828).
12
См.: Смолич 1952; 137; Фудель 1998; 38–46.
13
В связи с этим представляют интерес свидетельства самого Достоевского (см. прим. 8 к гл. 1).
14
См.: Балашов Н. В. Спор о русской Библии и Достоевский // Достоевский: Материалы и исследования. Т. 13. СПб., 1996. С. 3—15; Тихомиров Б. Н. Достоевский цитирует Евангелие (Заметки текстолога) // Там же. С. 189–194.
15
См.: Достоевская 1925; 275.
16
Поскольку объектом моего исследования является все творчество Достоевского, краткий обзор, приводимый здесь, будет расширен в последующих главах, посвященных анализу главнейших романов Достоевского.
17
В исследовании Джулио Бузи, содержащемся в сборнике материалов семинара «Рай на земле. Второе Бытие и история его интерпретации» (1996), замечено, что «земной рай» отсутствует в еврейском Писании. Выражение «земной рай» не является переводом ни одной из библейских фраз, а заменяет gan Eden из Книги Бытия, что буквально означает «сад наслаждений», здесь существительное «сад» — персидского происхождения, прилагательное же «земной» ни разу не встречается в еврейской Библии. Термин «рай», который существует в еврейском языке в форме pardes‚ использованной в других книгах Св. Писания, чужд истории Адама. В литературе, относящейся к Талмуду, а также в мидрашской литературе, ganЈEden часто используется для описания божественного сада, противопоставленного pardes‚ который обозначает сад, посаженный человеком. Исключением можно считать известный рассказ о «четверых, входящих в pardes», где, однако, как подчеркивает Бузи, эти слова, возможно, выражают внутренне пережитое, и вход в сад находится на самом деле в глубине сердца (см.: Бузи 1996; 465—466). Во вступительной статье к сборнику, в который входит работа Бузи, Пьер Чезаре Бори и Мауро Пеше подчеркивают, что «авторы статей, входящих в сборник, обращают особое внимание на историко–толковательный аспект и, в особенности, на наличие иных специфических проблем, относящихся не только к эсхатологии рая, — Эдема как образа потустороннего мира, — но и к природе первоначального состояния как образа того, чем человек был призван раньше и призван стать сейчас в этом мире» (Бори и Пеше 1996; 463). Я привела эту цитату потому, что внимание Достоевского обращено именно на этот аспект: не на потусторонний мир и не на конкретный материальный рай, а на внутреннее состояние, которое может быть пережито теми, кто всей душой к нему стремится.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского"
Книги похожие на "Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Симонетта Сальвестрони - Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского"
Отзывы читателей о книге "Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского", комментарии и мнения людей о произведении.