» » » » Елена Штаерман - Кризис античной культуры


Авторские права

Елена Штаерман - Кризис античной культуры

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Штаерман - Кризис античной культуры" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 1975. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Штаерман - Кризис античной культуры
Рейтинг:
Название:
Кризис античной культуры
Издательство:
Наука
Жанр:
Год:
1975
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Кризис античной культуры"

Описание и краткое содержание "Кризис античной культуры" читать бесплатно онлайн.



Проблема кризиса античной культуры на протяжении нескольких столетий привлекала и продолжает привлекать внимание ученых. Автор книги не только знакомит читателей с фактами, относящимися к последнему периоду существования античной культуры Древнего Рима, но и характеризует ту идеологическую борьбу, которая развернулась на этом этапе. Кризис античной культуры автор рассматривает как результат превращения ее в культуру уходящей с исторической сцены «элиты» и делает попытку ответить на вопрос о значении и задачах изучения античной культуры.






Как мы видели выше, состояние «отчуждения» воспринималось как отчуждение не от общества, а от всеобщей космической гармонии, переносилось из области реальной в область моральную, духовную. Отсюда и понимание свободы как свободы чисто духовной, как свободного предпочтения добродетели пороку, свободного выполнения долга. Свобода как залог выполнения долга перед целым — гражданской общиной (по исконной древней формуле только гражданин может быть свободным) — в значительной мере оставалась в силе. Однако изменившиеся обстоятельства привели к новой редакции — только человек, свободно и добровольно исполняющий свой долг, может быть гражданином, если не реально существующего государства, то того великого сообщества богов, людей и всего сущего, которое стоит над всеми земными государствами, являющимися лишь его имитациями.

Но поскольку античная свобода была неразрывно связана с экономической независимостью, духовная свобода столь же неразрывно связывалась с идеалом независимости самоудовлетворяющейся, автаркичной личности, хотя и включенной в некое целое, от материальных благ и тех, кто ими распоряжается. По существу это был в своей основе исконный античный идеал общества независимых, самоудовлетворяющихся граждан-землевладельцев, связанных взаимопомощью, общими целями, совместным трудом на общую пользу, являющуюся одновременно и пользой для каждого отдельного сочлена коллектива. И хотя этот идеал был порожден особыми условиями античного полиса, возврат к которому в эпоху империи был невозможен, он играл свою положительную роль в крушении изжившей себя античной рабовладельческой формации.

Опередив во многих отношениях другие общества, начинавшие путь своего развития с аналогичных исходных точек, античное общество зашло, по словам Ф. Энгельса, в «безвыходный тупик» и выйти из него могло лишь вернувшись, если не целиком и полностью, то в ряде весьма существенных моментов, к исходным рубежам. Для дальнейшего движения общества вперед должно было быть в той или иной форме возрождено мелкое хозяйство, сочетавшееся с тем или иным типом общинных отношений, и преодолено напряжение, вызывавшееся не соответствующим возможностям производства развитием товарно-денежного хозяйства. В недрах самого античного общества не было сил, способных произвести революционное переустройство общества. Соответствующий процесс шел стихийно, не ставился как осознанная цель каких-либо социальных слоев, но в какой-то мере он находил отражение в вышеупомянутых идеологических течениях, сменявших разложившийся «римский миф». Особенно ярко они отразились в идеологии угнетенных классов. И именно их борьба с культурой и идеологией классов эксплуататорских в значительной мере определила конкретные особенности и специфику последнего этапа истории античной культуры.


Примечания

1

1 См. подробнее ст.: Е. М. Штаерман. Современная американская литература по истории Древнего Рима. — «Вестник древней истории» (далее ВДИ), 1949, № 4, стр. 201–210; она же. Цезарь и Цицерон в современной буржуазной литературе. — ВДИ, 1950, № 3, стр. 152–160; она же. Древняя Галлия (обзор послевоенной буржуазной историографии). — ВДИ, 1951, № 1, стр. 209–215.

2

2 См.: Т. Моммзен. История Рима, т. III. М., 1941.

3

3 Обзор литературы см. в кн.: Н. А. Машкин. Принципат Августа. М., 1949, стр. 338–376.

4

4 См., например, кн.: И. М. Гревс. Очерки из истории римского землевладения. СПб., 1899.

5

5 См.:А. Валлон. История рабства в античном мире. М., 1941.

6

6 См.: Е. М. Штаерман. Античность в современных западных историко-философских теориях. — ВДИ, 1967, № 3, стр. 3—24.

7

7 Критику циклических концепций см. в кн.: Э. С. Маркарян. Очерки теории культуры. Ереван, 1969.

8

8 См.: К. Breysig. Der Stufengang der Weltgeschichte. Berlin, 1956.

9

9 Итоги своему многолетнему труду с учетом мнений критиков и с некоторыми исправлениями первоначальных положений А. Тойнби подводит в кн.: A. Toynbee. A Study of History, v. XII. Oxford, 1961.

10

10 Cм.: A. Kroeber. Style and Civilizations. N. Y., 1960.

11

11 Cm.: Ph. Bagby. Culture and History. N. Y., 1958.

12

12 См.: С. Quigley. The Evolution of Civilisations. N. Y., 1960.

13

13 Cm.: L. Mumford. The City in History. Its Origins, its Transformation and its Prospects. London, 1961.

14

14 Cm.: Ortega у Gasset. Una interpretacion de la Historia Universal en torno a Toynbee. Madrid, 1959; он же. Man and Crisis. N. Y.1958.

15

15 Cm.: F. Northrop. Philosophical Anthropology and Practical Politics. N. Y., 1962.

16

16 См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 19, стр. 120–121.

17

17 См.: В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 326.

18

18 Корнелий Тацит. Сочинения, т. I–II. Л., 1969, «История», I, 1.

19

19 Об античной гражданской общине см.: К. Маркс и Ф. Энгельс. (Сочинения, т. 46, ч. I, стр. 461–508).

20

20 Actius. Brutus, Fragmenta, 18.

21

21 См.: Plinius. Historia Naturalis, XXXV, 46, 3.

22

22 См.: Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1964, Божественный Веспасиан, 18.

23

23 Эта речь включена в сборник риторических упражнений Сенеки Старшего (Seneca Senior. Controversia, III, 21).

24

24 См.: Теренций. Комедии. М. — JI., 1934, Девушка с Андроса, IV, 3.

25

25 См.: Е. М. Штаерман. Расцвет рабовладельческих отношений в римской республике. М., 1964, стр. 160–197.

26

26 О времени гражданских войн, падении республики и возникновении империи см. кн.: Н. А. Машкин. Принципат Августа. М.—Д., 1949; С. Л. Утченко. Кризис и падение римской республики. М., 1965; он же. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969.

27

27 См.: Петроний Арбитр. Сатирикон. М.—Л., 1924, гл. 57.

28

28 Гай Светоний Транквилл. Указ. соч., Тиберий, 32.

29

29 См.: Лукиан. Собрание сочинений. т. I–II. М.—Л., 1935, см. т. II, стр. 597–630 («О философах, состоящих на жалованье»).

30

30 Cм.: Ювенал Децим Юний. Сатиры. М.—Л., 1937, III, 60—130.

31

31 См.: Е. М. Штаерман. Мораль и религия угнетенных классов римской империи, стр. 79—105.

32

32 Гален Клавдий. Увещание к изучению искусств, 2.

33

33 См.: Лукиан. Сновидение или жизнь Лукиана. Указ. соч., т. I, стр. 64–72.

34

34 См.: там же, стр. 68.

35

35 См.: Сенека Анней. Избранные письма к Луцилию. СПб., 1894, письмо 91.

36

36 См.: Дион Хрисостом. Эвбейская речь или охотник, § 114. — В кн. «Поздняя греческая проза». М., 1960.

37

37 А. Г. Бокщанин. Социальный кризис Римской империи в I в. н. э. М., 1954.

38

38 Корнелий Тацит. Указ. соч., т. II. История, IV, 73–74.

39

39 См.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания в трех томах, т. 1. М., 1961–1964, Марк Катон.

40

40 Cм.: «История философии», т. 1. М., 1957, стр. 140–164.

41

41 См.: Полибий. Всеобщая история в сорока книгах, т. I–III. М, 1890–1899.

42

42 См.: там же, т. II, кн. VI, 4–9.

43

43 ««Капитал» Маркса. Философия и современность». М., 1968, стр. 467–471.

44

44 См.: Цицерон. Риторические сочинения. М., 1972 («Об ораторе»).

45

45 См.: Марк Витрувий Поллион. Об архитектуре. Л… 1936, кн. I, гл. 1.

46

46 См.: Варрон. Сельское хозяйство. М.—Л., 1963, кн. 1.

47

47 См.: Лукреций. О природе вещей, т. I–II. М. — Л… 1947.

48

48 См.: Цицерон. Диалоги (о годарстве, о законах). М., 1966; он же. Об обязанностях. М., 1900; он же. Тускуланские беседы. Киев, 1889.

49

49 См.: Cicero. De officiis, I, 42.

50

50 Cм.: С. Л. Утченко. Идейнополитическая борьба в Риме накануне падения республики. М., 1952, стр. 142 сл.

51

51 См.: Саллюстий. Заговор Катилины. Югуртинская война. М., 1916; он же. Письма к Цезарю-Старцу о государственных делах. — ВДИ, 1950, № 1; он же. Фрагменты «Истории». — ВДИ, 1950, № 1.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Кризис античной культуры"

Книги похожие на "Кризис античной культуры" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Штаерман

Елена Штаерман - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Штаерман - Кризис античной культуры"

Отзывы читателей о книге "Кризис античной культуры", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.