С.-Х. Нунуев - Чеченцы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Чеченцы"
Описание и краткое содержание "Чеченцы" читать бесплатно онлайн.
Чеченцы — древнейший народ Кавказа. Известны родовые башни, возведенные несколько тысячелетий назад. В книге рассказывается об обрядах, обычаях, традициях, древних верованиях, о народно-прикладном творчестве, каменном зодчестве, уходящими корнями в глубокую древность, о народной музыке, танцах, включены тексты песен, легенд, сказок, преданий, литературные произведения классиков и современных писателей, рассказывается о художниках, театральных деятелях, великих танцорах, таких как М.Эсамбаев, и других выдающихся деятелях культуры чеченского народа.
В 50-60-е годы Хамидов немало сделал как организатор культурной жизни в Чечне. Он создает Чечено-Ингушский государственный ансамбль песни и танца, возглавляет Союз писателей ЧИ АССР, Чечено-Ингушский драматический театр.
Кроме пьесы «Бож-Али» в наследии драматурга Хамидова еще ряд сатирических пьес, а также лирические пьесы о молодежи — «Девушки с гор», «Совдат и Дауд». В результате научно-исследовательской работы над документами, связанными с боевыми подвигами земляков на фронтах Великой Отечественной войны, Хамидов написал пьесу «Бессмертные».
В 1959 году Абдул-Хамиду Хамидову было присвоено почетное звание народного артиста ЧИ АССР. Это была поистине заслуженная награда. Народ одарил его еще большим — он был и остается любимым писателем уже нескольких поколений чеченцев.
Музыка
Музыкальный фольклор
Чеченский музыкальный фольклор своей яркостью и самобытностью уже давно привлекал внимание русских и советских композиторов.
Первые записи чеченского музыкального фольклора сделаны в середине XIX века, русским ссыльным на Кавказ декабристом, который сделал нотные записи нескольких народных произведений.
В своем музыкальном творчестве чеченский музыкальный фольклор использовал и известный азербайджанский композитор, чеченец по национальности, Муслим Магомаев.
В 1925 году в работе научно-художественной экспедиции участвовал композитор А.А. Давиденко. Выезжая в чеченские аулы, он записывал народные мелодии. Результатом этой поездки явился выпущенный в следующим 1926 году Музыкальным сектором Государственного издательства в Москве сборник «30 обработок чеченских народных мелодий для фортепиано в 2 руки и 30 чеченских мелодий, записанных А. А. Давиденко». В этот сборник вошли исторические, обрядовые, любовные и танцевальные чеченские народные песни.
В 30-е годы много сделал в области изучения народной музыки композитор Г. Х. Мепурнов, собиравший и обрабатывавший чеченские и ингушские народные мелодии.
С 1938 года собиранием и изучением вайнахского музыкального фольклора начал заниматься Н.С. Речменский, который написал исследование, легшее в основу настоящей статьи.
На протяжении ряда лет записывал народные мелодии чеченцев художественный руководитель Государственного ансамбля песни и танца бывшей ЧИ АССР А.М. Халебский.
После восстановления в 1957 году Чечено-Ингушской АССР работа по сбору и записи музыкального фольклора возобновилась. В 1959 году был составлен фольклорный сборник, в который вошли шестьдесят шесть мелодий старинных и современных песен и танцев чеченцев и ингушей в записях Е.А. Колесникова, А.М. и М.М. Халебских, С. Цугаева и Н.С. Речменского.
В большом количестве записи народных мелодий провели на выездах в села и смотрах художественной самодеятельности работники местного радио.
Собиранием музыкального фольклора занимался и республиканский Дом народного творчества. Два тома музыкального фольклора подготовил и издал научно-исследовательский институт гуманитарных наук. В подготовке этих сборников приняли участие С. Ч. Эльмурзаев, Х. Ахмадов, композиторы У. Бексултанов, А. Шахбулатов, С. Цугаев, преподаватели республиканского музыкального училища Л. Браиловский, Б. Бронштейн, Б. Шнапер и другие.
Народная музыка вайнахов состоит из трех основные групп или жанров: песни, инструментальные произведения — так называемая «музыка для слушания», — танцевальная и маршевая музыка. Героические и эпические песни характера былин или сказаний, говорящие о борьбе народа за свою свободу или воспевающие героев, и народные предания, легенды называются «илли». Песни без прикрепленного за ними текста иногда также называются «илли». Любовные песни с закрепленными текстами и песни шуточного содержания, типа частушек, которые поют только женщины, называются «эшарш». Произведения, обычно программного содержания, исполняемые на народных инструментах, называются «ладугту йиш» — песня для слушания. Песни со словами, созданными самими исполнителями, — «йиш». Йир — это русские и другие нечеченские песни, бытующие у чеченцев. Народные танцевальные мелодии называются «хелхар». Часто народные песни, начинающиеся в умеренном или медленном движении, при постепенном ускорении темпа переходят в быстрый, стремительный танец. Такие танцы очень характерны для вайнахской народной музыки.
Много общего имеют между собой лады, строение мелодий и гармоническая фактура народной музыки чеченцев. Основным ладом музыки является дорийский, реже встречаются миксолидийский и фригийский. В мелодиях отсутствуют хроматизмы и увеличенные секунды, характерные для музыки других народов Кавказа. В прошлом пение в в основном было одноголосым. Но зачатки многоголосого пения у чеченцев можно встретить еще в прошлые века.
Народная чеченская музыка обычно исполняется на народных инструментах — дечик-пондурах, адхоку-пондурах, имеющих три струны, или на кавказских гармониках, если это песни. Структура и функциональность народных гармоний чеченцев очень своеобразны и имеют свои характерные особенности.
Тоническое трезвучие дорийского лада — ре-фа-ля, функционально связано с неустойчивым трезвучием — до-ми-соль. В этих основных трезвучиях терцовый тон иногда замещается его верхним или нижним вспомогательным тоном, т. е. вместо ре-фа-ля — ре-ми-ля или ре-соль-ля, а вместо до-ми-соль — до-ре-соль или до-фа-соль. Эти аккорды звучат в заключениях как неразрешенные задержания аккордов терцового построения.
В народе эти аккорды воспринимаются как устойчивые, они встречаются в опорных местах произведений, и ими часто заканчиваются народные песни или танцы.
Иногда гармония лада расширяется введением третьего аккорда — трезвучия, лежащего секундой выше тонического, в данном случае — ми-соль-си. Такие трезвучия обычно применяются в кадансовых оборотах.
В чечено-ингушской народной музыке встречаются и обращения трезвучий с замененным терцовым тоном, такие созвучия являются квартовым созвучием. Например, трезвучие ре-соль-ля в обращении дает квартовые созвучия ля-ре-соль; вместо ре-миля — квартовое созвучие ми-ля-ре и т. д.
Созвучия, состоящие из секунды и квинты или из кварты и квинты, можно считать также обращениями аккордов квартового, а не терцового построения. В чеченской народной музыке квартовые аккорды довольно часто встречаются в вокальных и инструментальных произведениях.
Например, квартовое созвучие соль-до-фа — обращение — до-фа-соль или ре-соль-до — обращение до-ре-соль и т. д.
Интервал кварты, часто встречающийся в народной музыке чеченцев, занимает в ней такое же место, как терция в гармонии (классической) терцового построения. В инструментальных и особенно в вокально-хоровых чеченских произведениях часто можно наблюдать параллельные квартовые последования. Кроме того, многие народные песни и танцы оканчиваются квартой.
Характерной чертой большинства народных чечено-ингушских мелодий является постепенное, секвенцеобразное построение в нисходящем движении. Примером может служить «Танец Садыкова».
То же наблюдается и во многих чеченских народных мелодиях. Очень часто в народных мелодиях чеченцев встречается смена триолей и дуолей. При трехголосом изложении песен и танцев основная мелодия обычно проходит в среднем голосе, она как бы обрамляется квинтой, реже секстой в крайних голосах. Очень характерна своеобразно звучащая выдержанная квинта. В народной чеченской музыке часто встречаются переменные размеры.
В «Танце Садыкова» дорийский лад сменяется дорийским ладом — вместо до-бекар появляется до-бемоль.
Мелодии многих народные песен начинаются восходящим скачком на септиму. Появление септимы в народной музыке чеченцев не является случайным, так как этот интервал заключает крайние звуки трезвучия квартового построения (то есть две кварты); это лишний раз подтверждает правильность наблюдения, что основой народной чеченской гармонии является трезвучие квартового, а не терцового строения.
Для чеченских песен характерны остановки на одном из звуков мелодии, обычно в начале песни иногда с форматой.
Иногда напевность мелодии народных песен сменяется речитативно-декламационными эпизодами.
Современные народные песни, обычно куплетной формы, исполняются в многоголосом исполнении, иногда с элементами контрапункта.
Но особенно народ любит и умеет танцевать. Бережно сохранены народом старинные мелодии «Танца стариков», «Танцев юношей», «Танцев девушек» и других. В народных танцах, особенно в старинных, часто меняется ритмический рисунок.
В приведенном отрывке из «Танца стариков» главная мелодия первого восьмитакта сменяется синкопированным ритмом второго восьмитакта. Это придает музыке танца оригинальный и своеобразно-контрастный характер.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Чеченцы"
Книги похожие на "Чеченцы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "С.-Х. Нунуев - Чеченцы"
Отзывы читателей о книге "Чеченцы", комментарии и мнения людей о произведении.